Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
И продолжал Елиуй и сказал:
Святые отцы
Прочие
Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)
Ст. 1-2 И продолжал Елиуй и сказал: считаешь ли ты справедливым, что сказал: я правее Бога?
Всякий, кто говорит много, стремится свою речь так каждый раз начинать, дабы держать своих слушателей в напряжении, чтобы они старательнее молчали, ожидая как будто услышать нечто новое. Но Елиуй, завершая одно, тут же начинает другое без остановки, чтобы его многоречивость продолжалась все новыми началами.
Далее: считаешь ли ты справедливым, что сказал: я правее Бога? Любой, кто читает текст истории, признает, что блаженный Иов не утверждал, будто он праведнее Бога. Он говорит: Пусть Он выдвинет против меня справедливость, и суд мой одержит победу (Иов. 23:7). Исследуя свою жизнь без знания причин страданий, Иов верил, что наказан ради омовения своих грехов, а не для увеличения заслуг. И он потому уверен был, что суд его одержит верх, что не обнаружил в себе такой вины, за которую мог быть низвергнут. И именно это Господь говорил о нем дьяволу: а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно (Иов. 2:3). Так чем же тогда согрешил Иов, если он, не зная тайного Божественного совета, в этих словах согласен с ним? Или какой ущерб от того, что слова наши, по разумению людей, внешне расходятся со строгостью [формул] истины, когда в самом сердце они ей привержены и согласны? Человеческое ухо слова наши воспринимает, как они звучат внешне, но суды Божьи слышат их так, как они исходят из глубины сердца.
архиепископ Агафангел (Соловьев) (†1876)
Молчание Иова даёт повод к новой речи, в которой Елиус делает новые, хотя незаслуженные упрёки
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 1-3 И продолжал Елиуй и сказал: считаешь ли ты справедливым, что сказал: я правее Бога? Ты сказал: что пользы мне? и какую прибыль я имел бы пред тем, как если бы я и грешил?
Из намеченных в предшествующей речи двух неправильных мыслей Иова (Иов. 34:5-6, 9) Елиуем пока была опровергнута только одна - отрицание Божественного Правосудия. Разбору другой, - положении о бесполезности благочестия, посвящается речь настоящей главы. Иов «правее Бога» в том отношении, что признает необходимость воздаяния, тогда как правда Божия не делает никакого различия между добродетельными и грешниками (Иов. 9:22-23 и т. п. ), из чего и проистекает бесполезность благочестия.