Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Кто может отворить двери лица его? круг зубов его – ужас;
Святые отцы
Прочие
Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)
Ст. 6-9 Кто может отворить двери лица его? круг зубов его - ужас; крепкие щиты его - великолепие; они скреплены как бы твердою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются
Эти щиты грешников и отвердели, и сцепились, дабы в них не проникло никакое дыхание жизни из уст проповедников. Для людей, которых объединяет друг с другом похожий грех, [свойственно] и порочное упрямство превратной защиты - так они выгораживают друг друга от своих грехов. Ведь сам по себе каждый опасается, когда видит человека, который ободряется и исправляется. Потому он восстает против слов, которые исправляют человека, что защищает в лице другого себя. Вот, хорошо сказано: один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними, потому что, пока они охраняют друг друга в своем нечестии этой гордой защитой, они не позволяют войти в них никакому дуновению святого наставления. Он и вполне ясно добавил относительно такого вредоносного согласия: один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются. Ведь те, кто, будучи разделенными, могли бы исправиться, упорствуют, будучи соединенными, в своем нечестии. День ото дня они все легче отделяются от знания праведности и все более становятся неотделимыми друг от друга никаким наставлением.
Олимпиодор (†VIв.)
Ст. 6-9 Кто может отворить двери лица его? круг зубов его - ужас; крепкие щиты его - великолепие; они скреплены как бы твердою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются
Это не страх Божий, но страх перед кругом зубов [левиафана]. Но если ты имеешь в себе Христа, не помышляй об этом страхе, ибо тебе подобает страшиться Господа Бога твоего, а кроме Него никого другого не бойся.
архиепископ Агафангел (Соловьев) (†1876)
Под дверями лица его разумеются челюсти крокодила; уста крокодила весьма велики и простираются до ушей, так что вся голова его создана как будто для одних челюстей. Из челюсти он выказывает три или четыре ряда зубов различной фигуры и величины, которые все весьма остры, похожи на острие пилы и расположены кругами. Сии зубы, коими он сокрушает людей и животных, суть ужаснейшие орудия его, потому говорится здесь: круги зубов его – ужас.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 4-6 Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их. Кто может открыть верх одежды его, кто подойдет к двойным челюстям его? Кто может отворить двери лица его? круг зубов его - ужас
Первый вопрос данного стиха: «кто может открыть верх одежды его?», т. е. обнажить мясо крокодила от покрывающей его чешуи, разъясняется в 7-9 ст. Невозможность же приблизиться «к двойным челюстям», буквально, к двойному ряду зубов, а равно и разжать челюсти («отворить двери лица») объясняется тем, что «вокруг зубов его – ужас». 36 острых и длинных зубов верхней челюсти и 30 нижней, притом всегда видных, так как у крокодила нет губ, внушают невольный страх, препятствующий приблизиться к животному.
Ст. 4-26 Более подробное описание крокодила, подтверждающее мысль ст. 26-27 гл. 40 и ст. 1 гл 41.