Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле.
Святые отцы
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Иоанн Лествичник, прп. (†VIIв.)
- Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)
- Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
- Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
Прочие
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле
Поэтому я уничижил сам себя и истомился, и мню себя землей и прахом. Бог говорил ему следующее: «Неужели ты думаешь, что Я поступил с тобой иначе, чем дабы ты явился праведным; дабы ты сказал, говорит, эти слова, а не для того, чтобы осуждать тебя». Это оправдание всего прежнего. Ибо Иов произносит это, не будучи избавлен от искушения, но, еще пребывая в страданиях, он воспел эту палинодию 1). «Я считаю себя ничем, - говорит. Я произнесу оправдание прежнего; и этого я был недостоин». А что же Бог? Когда Иов осудил себя, тогда Он оправдал его. И что Он говорит? Он сказал его друзьям, что они должны искупить свой грех, и постоянно называет Иова Своим слугой.
Комментарий на Книгу Иова
Это раскаяние во всем прежнем. Не избавившись от искушения говорит это, а, находясь в бедствиях, воспевает песнь. «Ни во что, – говорит, – я ставлю себя, приношу раскаяние в прежнем, я был не недостоин этого». Что же Бог? Поелику он осудил себя, то Бог оправдал его. Смотри на святых мужей, как они, удостаиваясь высшего, приобретают большее смирение. Так и Авраам, когда видел Господа, сказал: «я прах и пепел» (Быт. 18:27).
Иоанн Лествичник, прп. (†VIIв.)
Иное душевное устроение у человека, сидящего на престоле; и иное у сидящего на гноище. По сей-то, может быть, причине и великий праведник Иов сидел на гноище вне града; ибо тогда-то, стяжав совершенное смиренномудрие, сказал он в чувстве души: «укорих себе сам и истаях: и вмених себе землю и пепел».
Слово 25. Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом чувстве
Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)
поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле
Стяжавшие истинную молитву ощущают неизреченную нищету духа, когда предстоят пред Богом, славословя Его, исповедуясь Ему, повергая пред ним прошения свои. Они чувствуют себя как бы уничтожившимися, как бы несуществующими. Это естественно! Когда молящийся ощутит обильно присутствие Божие, присутствие Само-Жизни, Жизни необъятной и непостижимой, тогда его собственная жизнь представляется ему мельчайшей каплею, сравниваемой с беспредельным океаном. В такое состояние пришел праведный многострадальный Иов, достигши высшего духовного преуспеяния. Он почувствовал себя истаявшим, как тает и исчезает снег, когда упадут на него лучи палящего солнца.
Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле
Если в горести у него (Иова) и исторгаются какие-нибудь жалобы и какие-нибудь слова, выражающие сильную скорбь: то он тотчас смиряется перед Богом и приносит покаяние.
Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями
Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле
Не должен ли и я вместе с Иовом признать себя землею и пеплом и почаще приводить себе на память мое перстное происхождение, мою смерть, когда я опять буду тою же землею.
архиепископ Агафангел (Соловьев) (†1876)
По сей уверенности, которой достиг я чрез Твоё наставление, я должен почесть себя виновным в том, что дерзнул жаловаться на жестокость жребия своего. Теперь я глубоко сокрушаюсь и раскаиваюсь в своей безрассудной дерзости.
Раскаяние на прахе и пепле означает глубокое сокрушение.
Этим стихом оканчивается слово Откровения Божия Иову.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 4-6 Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле
Бог требовал от Иова ответа (Иов. 38:4), и он теперь дается страдальцем. Все ранее сказанное им - продукт несовершенного внешнего опыта («слышал слухом уха»), истинное знание сообщено ему путем откровения, просветившего ум. Но сомневаясь в нем, Иов отказывается от своих прежних суждений, печалясь при этом о том, что они были им высказаны: «раскаиваюсь в прахе и пепле» (ср.: Иов. 2:8, 12).