Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
объял меня ужас и трепет и потряс все кости мои.
Святые отцы
Прочие
Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)
Ст. 13-15 Среди размышлений о ночных видениях, когда сон находит на людей, объял меня ужас и трепет и потряс все кости мои. И дух прошел надо мною; дыбом стали волосы на мне
Тот человек, который избирает для себя дела мирские, будто бы бодрствует; тот же, кто, ища покоя вечного, бежит от суеты сего мира, словно бы засыпает. Но для начала следует знать, что в священном Писании сон образно понимается тремя способами. Иногда сон обозначает смерть плоти, иногда - косность невежества, иногда - упокоение жизни при попрании земных устремлений…
Что обозначают кости, как не дела мужественные? Об этом говорится и через пророка: Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится (Пс. 33:21). Часто люди, делая что-то, считают это имеющим значение, большей частью потому, что не ведают, насколько глубоко внутрь взирает Бог. Но, вознесясь в созерцании, они смотрят сверху, и уверенность их тает; и тем более трепещут они перед взором Бога, чем более видят и взвешивают, что добрые дела их не устоят перед испытанием Того, на Кого взирают…
Устоять, следовательно, свойственно только Творцу, через Которого все проходит, хотя Сам Он не преходящ, и в Котором все удерживается, что не должно пройти. Отсюда наш Искупитель, поскольку Его Божественная природа не могла быть постигнута человеческим разумом, явил нам все словно бы преходящим: Он пришел к нам во плоти, был сотворен, рожден, умер, был погребен, воскрес и взошел на небо. Он предвосхитил это и в Евангелии, дав прозрение слепому: проходя, Он услышал его, но исцелил глаза стоя. Действительно, в домостроительстве Его человеческой природы Он прошел, но в силе Его Божества Он устоял, демонстрируя, что Он вездесущ.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 14-16 объял меня ужас и трепет и потряс все кости мои. И дух прошел надо мною; дыбом стали волосы на мне. Он стал, - но я не распознал вида его, - только облик был пред глазами моими; тихое веяние, - и я слышу голос
Непосредственные предвестники откровения - прошедший над Елифазом «дух», - ветер («тихое веяние» ст. 16, ср.: 3Цар. 19:11; Деян. 2:2) и явление в нем таинственного существа, вида которого нельзя было распознать, - вызвали обычные при видениях чувства ужаса и страха (Быт. 15:12; Быт. 28:17; Дан. 7:15; Дан. 8:18; Дан. 10:7).
Толковая Библия.
См. также Толкование на Иов. 4:12