Скрыть
человек праведнее ли Бога? и муж чище ли Творца своего?

Святые отцы

Прочие

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

Разве человек праведнее Бога, и муж чище ли Творца своего

По сравнению с Божественной справедливостью человеческая справедливость – несправедливость. Почему необходимо сдерживать жалобы об ударах Бога. – По сравнению с Божественной справедливостью человеческая справедливость – несправедливость, потому что и видится она только тогда, когда сияет в темноте, но омрачается, когда выставлена на свет солнца. Следовательно, что узнал Елифаз, вовлеченный в созерцание, если не то, что человек не может оправдаться перед Богом? Ибо мы полагаем, что то, что мы делаем внешне справедливо, но мы не знаем ничего о внутреннем, и мы ослепляемся, словно выставленные на солнечный свет. Но, когда мы с грехом пополам познаем внутреннее, мы не считаем так, потому что известно, что насколько утонченней судить о темноте, настолько более обоснованно о яркости света. Ибо, если кто видит свет, тот знает что думать о темноте. Но кто не имеет понятия о яркости света, тот одобряет тьму вместо света. Хорошо же добавляется: «И муж чище ли Творца своего»? Кто бы ни сетовал об ударах, он отличен от того, кто порицает правосудие Ударяющего. Следовательно, муж, который жалуется на удары плетью, считает себя чище своего Создателя; без сомнения, он поставляет Его ниже себя, если он скорбью опровергает Его суд о себе. Следовательно, чтобы человек не отваживался осуждать Судию греха, он должен смиренно помышлять о Создателе всего сущего, потому что Тот, Кто чудесно сотворил человека из ничего, не ударяет сотворенного безжалостно. Елифаз узнал это, когда слышал голос подобно тихому веянию. Ибо в созерцании он узнал о величии Бога, и как смиренно должно бояться, когда получаешь наказание. И тот, кто вкушает высшее, невозмутимо переносит низшее, потому что он внутри видит совершенно, какова цена того, что он совершает снаружи. Ибо тот, кто не знает правила высшей справедливости, справедливо думает о себе плохо; и часто дерево видится прямым, если оно измеряется не по линейке, когда же оно приставляется к линейке, открывается насколько оно искривлено, так как, бесспорно, справедливость обнаруживает то, что одобряет обманутый глаз.

Моралии на книгу Иова

Олимпиодор (†VIв.)

что бо? еда чист будет человек пред Богом? или в делех сво­их без порока муж

И не думай, говорит он, что я говорю тебе это в порицание: ибо нет ни одного совершенно непорочного человека, но даже если он утаивает [что-то] от людей, он не скроется от всевидящего ока Божьего, которому все доподлинно известно. Это и означают слова пред Господом.

Комментарии на книгу Иова

архиепископ Агафангел (Соловьев) (†1876)

«Смертный ли пред Богом праведен? Пред Творцом ли своим чист человек?

Вопрос ещё сильнее выражает отрицание. Смысл такой: ни один смертный, сколько бы он благочестив и добродетелен ни был, нечист от всех грехов пред очами Божиими и не так невинен, чтобы не заслуживал наказания.

Книга Иова в русском переводе с кратким объяснением

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 17-21 человек праведнее ли Бога? и муж чище ли Творца своего? Вот, Он и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки: тем более - в обитающих в храминах из брения, которых основание прах, которые истребляются скорее моли. Между утром и вечером они распадаются; не увидишь, как они вовсе исчезнут. Не погибают ли с ними и достоинства их? Они умирают, не достигнув мудрости

На предложенный явившимся вопрос: «человек праведнее ли Бога?» («мезлоах» - «пред Богом» - см. Числ. 32:22) им же самим дается отрицательный ответ. В очах Божиих нечисты и несовершенны даже ангелы, тем более человек. Он грешен. Признаком его греховности является, во-первых, кратковременность существования («между утром и вечером распадаются», ср.: Пс. 89:6; «истребляются скорее моли», ср.: Иов. 13:28; Ис. 50:9), во-вторых, смерть в состоянии неразумия: «умирают, не достигши мудрости», т. е. страха Божия (Иов. 28:28). Та и другая черта, - скоротечность жизни и смерть не умудренным, - усвояется по преимуществу, даже исключительно одним грешникам (Иов. 15:32; Пс. 89:6-9; ср.: Пс. 90:1, 16; Пс. 91:13-15; Притч. 5:13).

Толковая Библия.

См. также Толкование на Иов. 4:12

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible