Скрыть

Толкования:

Лопухин А.П.

Он уловляет мудрецов их же лукавством, и совет хитрых становится тщетным

См. Толкование на Иов. 5:12

Прп. Исихий Иерусалимский

Он уловляет мудрецов их же лукавством, и совет хитрых становится тщетным

См. Толкование на Иов. 5:12

Свт. Григорий Двоеслов

Он уловляет мудрецов их же лукавством, и совет хитрых становится тщетным

Исторический смысл

Он уловляет мудрецов их же лукавством, и разрушает советы нечестивых. А часто некоторые надмевающиеся человеческой мудростью, когда видят, что божественные суды противостоят их замыслу, пытаются противостоять им лукавыми уловками; и, поскольку, по своему желанию искажают действие Небесной Благодати, они коснеют в коварных замыслах, упражняются в хитросплетенных рассуждениях; и, стремясь изменить волю Божию, совсем Ее изгоняют; и, пытаясь противодействовать промыслу Всемогущего Бога, часто доходит до открытой борьбы с Его волей тот, кто противоречит Ей своей человеческой волей. Итак, Господь уловляет мудрецов их же лукавством, ведь Его промыслу человеческие деяния служат даже тогда, когда сопротивляются. Это мы лучше покажем, если приведем некоторые примеры из истории.

Иосиф видел сон, что его снопу поклонились снопы его братьев; видел сон, что солнце и луна с остальными звездами полонялись ему. И, так как он это простодушно рассказал братьям, сердца их тотчас были поражены завистью и страхом его будущего господства. И, когда они увидели приближающегося к ним Иосифа, говорили с нечестивой злобой: вот, идет сновидец; пойдем теперь, и убьем его, и увидим, как ему помогут его сны (Быт. 37:19-20). И, боясь быть подчиненными его господству, посадили сновидца в яму, а затем продали его проходящим мимо измаильтянам. А он, отведенный в Египет, проданный в рабство, обвиненный в распутстве, на деле сохранявший чистоту, спасенный даром пророчества, оказался во главе всего Египта; озаренный небесной премудростью, он собрал продовольствие и устранил грядущую опасность нужды. И, когда мир охватил голод, Иаков послал своих сыновей в Египет, заботясь о добыче пропитания; а они нашли Иосифа, не зная, что он назначен для раздачи хлеба, и для того, чтобы получить хлеб, были вынуждены поклониться до земли своему благодетелю. Обратим внимание на эти события, обратим внимание, как хитрецов божественная сила обличает самой их хитростью. Ведь они продали Иосифа, чтобы не поклоняться ему, но, потому ему и поклонились, что продали. Дерзнули прибегнуть к хитрости, чтобы изменить промысл Божий, но божественным судом послужили тому, что, сопротивляясь, пытались отклонить. Именно в том были вынуждены исполнить волю Божию, в чем они попытались отклонить ее хитростью. Именно так Божья воля и исполняется самим уклонением от нее; так человеческая мудрость через сопротивление приходит к повиновению. Испугались братья: как бы Иосиф не превознесся над ними, но то, что было божественно предначертано, произошло наперекор. Итак, человеческая мудрость, то намеренно сопротивляясь воле Божией, то, даже ополчаясь на нее, сама себя обличает.

Так и Саул, когда увидел, что его подчиненный Давид ежедневно преуспевает, пообещал ему в жены свою дочь и потребовал у него дать за нее сто обрезаний филистимлян, чтобы, исполняя свой воинский долг, он скончал бы жизнь, пораженный мечами врагов, как написано: царь не хочет вена, кроме ста краеобрезаний Филистимских, в отмщение врагам царя (1Цар. 18:25). Итак, Саул замышлял отдать Давида в руки филистимлян, а Давид, воспылав воинственным духом, не позволил себе принести сто и принес двести обрезаний. Саул, пораженный этим деянием, был обличен божественным промыслом в замысле своей мудрости; ведь тем, чем он хотел отнять жизнь у славного воина, только увеличил славу его доблести.

А что даже избранные иногда пытаются мыслить хитро, можно показать на примере другого мудреца, помыслы которого обличают хитрость смертных. Вот Иона хотел поступить благоразумно, когда, будучи посланным на проповедь покаяния к ниневитянам, отказался выполнить эту обязанность, испугавшись покинуть избранный народ Иудеи. Нанял корабль, решил бежать в Фарсис; но тут же поднимается буря, бросают жребий, чтобы узнать по чьей вине волнуется море. Вина Ионы открывается и его бросают в пучину, его поглощает кит, благодаря которому он попадает туда, куда не пожелал идти добровольно. И вот беглеца настигает буря, поднятая Богом, связывает жребий, принимает море, заключает животное, и, поскольку он не желал послушаться гласа Творца, его как виновного доставляют, как в тюремной камере, в то самое место, куда он был послан. Человек не желает служить Богу возвещением пророчества, зверь же, содействуя Богу, извергает пророка. Итак, Господь уловляет мудрецов их же лукавством, обращая в пользу Своей воли то, чем человеческая воля Ему противоречит.

Давайте еще рассмотрим мудрость евреев, чтобы нам увидеть, что она промыслительно запретила, а что, запрещая, только ускорила. Конечно, когда посмотреть на чудеса нашего Спасителя стекалась толпа верующих, тогда священники народа, разжигаемые завистью, заявляли, что мир идет за Ним: Видите ли, что ничего не достигаете? Вот весь мир идет за Ним(Ин. 12:19). И, чтобы лишить Его столь сильной поддержки, они решили смертью положить предел Его могуществу, говоря: лучше нам, чтобы один Человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб (Ин. 11:50). Но смерть Спасителя послужила объединению, а не разъединению Его Тела, то есть Церкви. Потому предписывается Законом в образ нашей Жертвы перерезать горло горлице или голубю, но не отделять целиком, чтобы после смерти голова была связана с телом. Для того Посредник между Богом и людьми, то есть Глава всех нас и истинная очистительная Жертва, и претерпел за нас смерть, чтобы быть связанным с нами. Итак, после отсечения голова горлицы связана со своим телом потому, что произошедшая смерть не отделяет Христа от Церкви. Тогда гонители исполнили то, что раковым образом задумали исполнить, убили Его, чтобы отнять у Него привязанность верных; но, где возникла вера, там жестокость неверных пытается ее уничтожить. И пока они думали, что гонениями устранят Его чудеса, только распространяли их против воли еще больше. Итак, Господь уловляет мудрецов в их лукавстве, когда и то обращает к Своему служению, что против Него предпринимает человеческое коварство.

Справедливый и Милосердный, взирая на деяния смертных, одни допускает благосклонно, а другие попускает в гневе; и то, что Он попускает, изменяет на пользу Своего промысла. Так что чудесным образом происходит так, что поступки против воли Божией не оказываются ей противными, ведь когда злые поступки обращаются ко благу, то именно то, что противится Его промыслу, именно Ему и служит. Об этом же говорит и псалмопевец: Велия дела Господня, изыскана во всех волях Его (Пс. 110:2). Потому-то Его дела и велики, что во всем, что ни творят люди, изыскивается Его воля. И часто именно тогда она совершается, когда думают, что ее склоняют. И еще: Вся, елика восхоте Господъ, сотвори на небеси и на землы (Пс. 134:6). И Соломон говорит: Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу (Прит.21:30). Остается, чтобы во всем, что бы мы ни делали, мы бы находили силу высшей воли, зная которую, наши действия должны ей преданно служить и следовать за ней как за вождем, чтобы, отклоняя ее по гордости, не служить ей, даже не ведая. Ведь избежать силу высшей воли совершенно невозможно, но сильно смягчает ее для себя тот, кто смиряется перед ее велениями и облегчает для себя ее тяжесть, тот, кто несет ее добровольно с напряжением сердца. Так как прежде мы упомянули гонителей, покажем теперь то, что вытекает из этого и соответствует их слепоте.

Моралии на книгу Иова.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро в Telegram.
t.me/azbible