Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга Иова 9:13
Бог не отвратит гнева Своего; пред Ним падут поборники гордыни.
Святые отцы
Прочие
- архиепископ Агафангел (Соловьев) (†1876)
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)
Ст. 11-13 Вот, Он пройдет предо мною, и не увижу Его; пронесется и не замечу Его. Возьмет, и кто возбранит Ему? кто скажет Ему: что Ты делаешь? Бог не отвратит гнева Своего; пред Ним падут поборники гордыни
Род человеческий, закрывшись от внутренней радости в результате греха, утратил очи разума, так что перестал понимать, куда направляется разум шагами заслуженных наказаний. Часто он принимает за гнев то, что является благодатным даром, часто принимает за благодать суровый гнев Божий. Большей частью он считает благодатью дары добродетелей, но, будучи возвышен такими дарами, совершает падение. Чаще всего он боится гнева как обратной стороны испытаний, но, находясь под давлением этих испытаний, он с большей осторожностью восстает на охрану добродетелей. Кто же не сочтет, что он приближается к Богу, когда видит, что возвеличен сверху такими дарами, как дар пророчества, как дар обучения или способность исцелять? Потому часто разум, убежденный в надежности своих добродетелей, поражается стрелой нежданного греха, ибо противник строит козни - тогда разум навечно отдаляется от Бога тем же самым способом, которым он на время приблизился к Нему без должной осмотрительности…
Деяния Творца всегда должны быть почитаемы без обсуждения, потому что они никак не могут быть несправедливы. Ведь искать основания для тайного совета Его - не что иное, как гордо противиться Его совету. Так что, когда причина деяний не может быть прояснена, следует со смирением молчать при Его деяниях: никогда недостанет чувств плоти, чтобы проникнуть в тайны величия Бога. А кто в деяниях Божьих не видит причин, понимая свою немощность, уже видит их, хотя и не видит.
архиепископ Агафангел (Соловьев) (†1876)
Если Бог в гневе Своём решил погибель человека, то никто не может остановить исполнение Его решения. Соединённая сила самых храбрых и самых дерзких воинов ничего не может сделать против Него. Защитники дерзости суть те, которые хотят заступиться за человека, повергнутого Богом в несчастие.
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Раав
Раав (Пс. 86:4), или Рахав, или Рехаб (надменность, гордость) – название, прилагаемое к Египту в некоторых местах Ветхого Завета (Ис. 51:9). Нет оснований думать, что это слово составляет собственно название Египта; по всей очевидности, оно употреблено здесь в иносказательном смысле для обозначения надменности, хвастовства и гордости египтян.
Мысль эта ясно выражена в кн. пр. Исаии, в словах: сила их (или храбрость) – сидеть спокойно, без дела (Ис. 30:7), т. е. что они храбры только на словах и сидят постоянно без дела, и потому они ненадежные помощники, чтобы у них искать помощи и подкрепления. В кн. Иова (Иов. 9:13,26:12) это слово употребляется о море и означает бушевание, волнение и как бы гордость и превозношение.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Сам бо отвращает гнев, слякошася под Ним кити поднебеснии
Не терпящая противоречий воля всемогущего Владыки попирает волю «поборников гордыни» (евр. «рагав»), всех гордых, надменных. Как видно из Пс. 88:11, Ис. 59:9 «рагав» означает морских чудовищ, отсюда чтение LXX: «ὑπ' αὐτου̃ ἐκάμφθησαν κήτη τὰ ὑπ' οὐρανόν», - «слякошася (смирились) под Ним кити поднебеснии».