Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга Иова 9:24
Земля отдана в руки нечестивых; лица судей ее Он закрывает. Если не Он, то кто же?
Прочие
архиепископ Агафангел (Соловьев) (†1876)
Тогда как Бог повергает добродетельных в прах бедностью, болезнями и презрением, и как будто посмеивается их страданиям. Он возносит нечестивых, осыпает их благами, богатством, силою и честию, и предоставляет им владычество над землёю. Напрасно требует угнетённый правды у судей, которые должны были бы управлять на земле справедливо. Бог ослабляет судей и как будто закрывает им лице, чтоб они не узнали истины и не могли оказать справедливости вопиющей невинности. Где земля, в которой бывает иначе? Где место, в котором господствует добродетель и правда, и в котором невинность свободна от земных страданий?
Здесь сетующий Иов выражает самые горькие упреки против Бога, и сие место, по замечанию Иеронима, есть одно из самых соблазнительных в книге Иова – Nihil asperius toto hoc libro dictum ab Iobo. Но если смотреть на это место, как на опровержение ложных мыслей Елифаза в 4:7, то оно много теряет своей жесткости. Выражение: Бог закрывает лица судей земных, по Еврейскому словоупотреблению, значит не более, как: Бог попускает неправду на земле; в мире, который получил от Него бытие и порядок, и который вполне зависит от Его мания, ежедневно совершается неправда и насилие, не встречая препятствия в Его всемогуществе. Ср. Исх. 9:12; Рим. 9:18 .
Кто хочет сохранить себя от негодований на мироправление, тот никогда не должен отвращать своего взора от тех важных истин, доведённых в христианстве до самой очевидной ясности, что Бог бесконечно мудр, праведен и благ, и что человек бессмертен. Если миром управляет бесконечный, праведный и благий Бог; то никто не может испытать здесь несправедливости, чтобы не получить за неё награды по ту сторону гроба. Бог не поступает жестоко ни с одним человеком, как думал о себе в эти минуты Иов. Если Он посылает самые болезненные страдания на друзей добродетели, то чрез это Он устрояет их благополучие, а не погибель. Посему мудрый несёт наложенное на него бремя с тихою преданностью и почерпает утешение в той уверенности, что под управлением Бога, который есть Любовь, благочестивому всё служит во благо, и что праведник, если он в сей жизни терпит гонения, притеснения, мучения и самую смерть, в том лучшем мире за все страдания получит от Бога вознаграждение. Сия уверенность прольет благодетельный свет на мрачную стезю нашего земного странствования и никогда не позволить нам произнести на Бога тех жалоб, которые исторгло у страждущего Иова чувство его болезней и жесткое подозрение его друзей.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 21-24 Невинен я; не хочу знать души моей, презираю жизнь мою. Все одно; поэтому я сказал, что Он губит и непорочного и виновного. Если этого поражает Он бичом вдруг, то пытке невинных посмевается. Земля отдана в руки нечестивых; лица судей ее Он закрывает. Если не Он, то кто же
При подобном положении дела Иов не может воспользоваться советом друзей ждать улучшения своего положения (Иов. 5:19 и д. ; Иов. 8:21). Как невинный (ст. 21), он мог бы надеяться на это, и тем не менее не хочет даже знать души своей, жизни, т. е. заботиться о ней (евр. «йада», см.: Быт. 39:6), чувствует к ней отвращение. Причина такого явления заключается в том, что при Божественном неправосудии невинность и греховность человека безразличны («все одно», ст. 22) для его судьбы. Если Господь одинаково губит виновного и невинного, в попрании правды доходит до того, что находит удовольствие в продлении страданий праведного, и делает представителей правосудия неспособными различать добро и зло (ст. 24; ср.: Ис. 29:10), то и невинность Иова не избавит его от страданий, а такая жизнь для него отвратительна (Иов. 6:7).
Толковая Библия.
См. также Толкование на Иов. 9:1