Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга Иова 9:26
несутся, как легкие ладьи, как орел стремится на добычу.
Святые отцы
Прочие
- архиепископ Агафангел (Соловьев) (†1876)
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 25-26 Дни мои быстрее гонца, - бегут, не видят добра, несутся, как легкие ладьи, как орел стремится на добычу
Ибо если я скажу, я забуду, что говорю (Иов. 9:27). То есть даже мои воспоминания умерли, и я не знаю, что говорю. Столь велико мое страдание! И пока я говорю, я забываю. Столь велико бедствие, столь велико испытание!
архиепископ Агафангел (Соловьев) (†1876)
Иов сравнивает свою жизнь, приближающуюся к концу, с быстротою тростникового челнока и орла, который, как стрела, бросается с облаков на свою добычу. Лодки, сделанные из тростника или папира, которые древние Египтяне употребляли на Ниле, чрезвычайно скоро ходят по рекам.
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Орел
Орел (Втор.32:11) – хорошо известная хищная птица, нечистая по Моисееву закону (Лев.11:13, Втор.14:12). На особенности этой хищной птицы нередко делаются указания свящ. писателями. Быстрота полета оной, прожорливость, высокие, уединенные места, которые избирает она для устройства своих гнезд, острота зрения при преследовании добычи указываются в следующих местах Библии: Чис.24:21; Иов.9:26,39:27-30; Притч.23:5,30:17,19; Иер.49:16; Авд.1:4; Мф.24:28; Лк.17:37. В двух последних цитатах, по мнению некоторых, иудейский народ сравнивается со свежим трупом, лежащим на открытом поле и привлекающим римское войско, знамя которого, как известно, состояло из орла. Персидские знамена состояли также из орла.
Нежность орла к своим детенышам замечательно верно обозначена в следующих местах свящ. книг: Исх.19:4, Втор.32:11.
Быстрота полета орла указывается в кн. Втор. (Втор.28:42; 2Цар.1:23 и др.), на его хищнические наклонности указывается в кн. пр. Исаии (Ис.46:11), Осии (Ос.8:1), на его долгожизненность, при общем мнении, что он обновляет свои перья в преклонных летах и получает новую жизненную силу, указывается у пр. Исаии Ис.40:31) и в словах псалма CII: обновляется подобна орлу юность твоя (Пс.102:5).
Орел издревле является символом силы и могущества как частных лиц, могущественных царей и героев, так и целых царств и народов, как, напр., Вавилонского, Египетского (Иез.17:3).
С одной стороны, орел служит в Свящ. Писании символом гордости, надменности и самонадеянности. Грозное положение твое, говорит Господь устами Иеремии о Восоре, и надменность сердца твоего обольстили тебя, живущего в расселинах скал и занимающего вершины холмов. Но хотя бы ты как орел высоко свил гнездо твое и оттуда низрину тебя (Иер.49:16).
С другой стороны, орел представляется символом скорости падения, исчезновения и ничтожества: Не заботься о том, чтобы нажить богатство, говорит премудрый царь израильский, оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и его уже нет, потому что оно сделает себе крылья и как орел улетит к небу (Притч.23:4-5).
Корабль
Корабль (Быт.49,13). Слова: корабль, корабельная пристань в первый раз встречаются в благословении патриарха Иакова Завулону: Завулон при береге морском будет жить и у пристани корабельной и предел его до Сидона.
Впрочем, евреи сами по себе никогда не были склонны к морским путешествиям и предприятиям. Их торговля с отдаленными странами производилась большей частью или сухим путем, или через посредство других народов, более склонных к мореплаванию. Даже в лучшие времена своей истории евреи не имели у себя постоянных корабельных судов и обычно довольствовались рыбачьими лодками, лавировавшими вдоль берегов Средиземного моря или по водам Галилейского моря. Эти рыбачьи суда несомненно были небольшого размера, грубой отделки и, как видно из евангельского повествования, нередко подвергались опасности крушения от сильных ветров, волновавших при непогоде Галилейское море.
Когда Соломон строил корабль в Ецион-Гавере, при восточном берегу Чермного моря, он должен был пользоваться помощью корабельщиков царя Хирама, хорошо знакомых с морем (IIIЦар.9,26-28); впрочем, из сравнения с параллельным местом оказывается, что самые корабли были присланы Соломону Хирамом, царем тирским, и что строение оных главным образом было обязано искусству тирских кораблестроителей (IIПар.8,18).
Мы знаем также, что, при другом случае, Иосафат заготовил себе корабли в той же самой гавани и что они не дошли до Офира, так как разбились в Ецион-Гавере, и когда Охозия предложил ему участвовать в возобновлении морской экспедиции, то Иосафат не согласился на это (IIIЦар.22,48). Из III книги Царств (IIIЦар.20,35-37) известно, что Иосафат и Охозия участвовали сообща в первом предприятии и что означенное предприятие было осуждено Богом.
Мы не можем с достоверностью определить, когда впервые начали заниматься кораблестроением, так как о них мало говорится в первых книгах Библии за исключением, например, разве того, что Иаков говорит в своем пророчестве Завулону о корабельной пристани; из чего можно заключить, что торговые сношения с чужеземными народами на морском берегу Финикии были уже распространены между хананеями и во времена Иакова (Быт.49,13). Валаам в своем пророчестве указывает на корабли из Киттима (Чис.24,24), и сам Моисей в одном месте упоминает о кораблях, на которых, как говорит он, Господь возвратит народ свой в Египет (Втор.28,68). Иов говорит о легких ладьях (Иов.9,26) и из книги Судей известно, что колено Даново уже издавна владело кораблями (Суд.5,17).
При всем том очевидно, что первыми моряками, с которыми вступили в сношение евреи, были финикияне. Знаменитые фарсийские корабли, без сомнения, были из Финикии, и должно отдать справедливость, что они действительно строились весьма прочно и отличались своей величиной и удобствами. Пророк Иезекииль, изображая славу и величие Тира, ясно дает видеть, что финикийские корабли не только имели прочное устройство, иногда роскошное убранство, но и совмещали в себе все приспособления для производства обширнейшей, мировой торговли (Иез.27,4-25).
Иоппия (Яффа) была почти единственной гаванью у евреев, и корабли, входившие и выходившие из оной, были по преимуществу финикийские. Тир и Сидон считались первыми приморскими корабельными городами древнего мира.
В позднейшие времена, из нескольких мест Нового Завета мы видим указания и на корабли, принадлежавшие римлянам и другим народам, нередко приспособленные для дальних и долгих путешествий. Книга Деяний апостольских в особенности сообщает небезынтересные подробности о кораблях и навигации в древнее время. Лица, желающие основательно ознакомиться с означенным вопросом, с большой пользой для себя могут читать повествования о морских путешествиях и кораблекрушении святого апостола Павла, изложенные особенно живо в указанной книге.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 25-26 Дни мои быстрее гонца, - бегут, не видят добра, несутся, как легкие ладьи, как орел стремится на добычу
Жизнь внушает Иову одно лишь отвращение; желание ее продолжения неуместно. Наличною действительностью оно не поддерживается: в жизни Иова, протекающей так быстро, что с нею не может сравниться быстрота гонца, легкой сделанной из папируса лодки (евр. «ebeh»; cp. Ис. 18:2) и орла (Иов. 7:7; Пс. 89:10), нет ничего отрадного; все оно осталось позади.
Толковая Библия.
См. также Толкование на Иов. 9:1