Слово Господне, которое было к Иоилю, сыну Вафуила.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Слово Господне, еже бысть ко Иоилю, сыну Вафуилеву

Иоиль пророчествует об Ассириянах и Вавилонянах во время четырех царей их, которых представляет под образом четырех казней египетских. Одно зло служит образом другого подобного ему зла. На Египет насылаемы были саранча и другие язвы; а здесь один за другим следовали цари.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Иоиля

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Слово Господне, которое было к Иоилю, сыну Фатуила

Семьдесят толковников вместо Фатуила перевели Вафуила, что у евреев не имеет никакого соответственного значения, между тем как Фатуил к переводе на наш язык означает широта Божия или отверзающий Бог, как читается у Марка о Спасителе, сказавшем глухонемому: еффафа (ерhрheta), еже есть раззерзися (Марк. 7, 34). Ибо, так как он мог с апостолом сказать: уста наша отверзошася к вам, коринфяне, сердце наше распространися (2Кор. 6, 11), то и услышал от Господа: разшири уста твоя, и исполню я (Псал. 80, 11). Также и самое отверзание уст находится во власти не человека, а Бога, как говорит Павел: дверь ми отверзеся велика и поспешна, и сопротивнии мнози (1Кор. 16, 9). Поэтому Бог называется отверзающим. И так как святой постоянно преуспевасть, отчасти зная и отчасти пророчествуя, пока настанет совершенное (1 Кор. гл. 13); то, будучи рожден от расширения и отверзания, он называется Иоилем, то есть начинающим или есть Бог, согласно с словами апостола: братие, аз себе не у помышляю достигша (Фил. 3, 13), и возрастая в этом смирении, он удостоивается услышать вместе с Моиееем: Сый посла мя (Исх. 3, 14). Ибо в отличие от несуществующих, о которых в Есфири мы читаем: Не предаждь скиптра Твоего сим иже не суть (Есф. 4, 17), о Боге и святых Его говорится, как о существующих. Это краткое замечание об имени Иоиля и его отца необходимо для того, чтобы показать, что Слово Божие, которое в начале было у Бога, справедливо называется бывшим, как говорит Иоанн Креститель: по мне грядет. Иже предо Мною бысть, яко первее мене бе (Иоанн. 1, 30). Затем, словами: было слово (factum esse) указывается на достоинство того, к которому оно бывает, а не на сотворение того, который называется бывшим, как и в другом месте говорится: Господь был мне во спасение (Псал. 117, 21). Но как у пророка Осии, которого мы объяснили в начале двенадцати пророков пред этою книгою под именем Ефрема пророчество относится к десяти коленам, которые часто называются то Самариею, то Израилем; так все то, что́ говорится у Иоиля, который у евреев занимает второе место, должно признать относящимся к колену Иудину и к Иерусалиму, – у него совсем нет никакого упоминания об Израиле, то есть о десяти коленах. Временем его пророчества следует признать то же, о котором мы читаем у Осии: Во дни Осии, Иоафама, Ахаза, Езекии, царей иудейских, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя израильского (Ос. 1, 1).

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Слово Господне, иже бысть ко Иоилю сыну Вафуилеву

Пророк говорит, что было к нему слово Божие, дабы мы дали веру пророчеству, были твердо уверены и надеялись, что предвозвещенное во всяком случае придет в исполнение. В этом уверяет нас и Сам Спаситель, говоря: «словеса… моя не мимоидут» (Мф.24:35), потому что истина не есть что-либо лживое, и что Бог скажет, то, без сомнения, окажется справедливым, ибо Он есть «уставляя глаголы раба своего, и советы вестников своих истинен творяй» (Ис.44:26). Итак, весьма искусно и мудро снискивает доверие слушателей, ясно высказав, что ни перед кем он не будет лжецом или предлагающим внушение собственного сердца, но будет говорить в духе, от уст Господних (Иер.23:16). По необходимости упоминается и Вафуил, чтобы не подумали о ком другом помимо самого Иоиля, так как, без сомнения, многие назывались этим именем, но не все происходили от Вафуила. Итак, имя Вафуила, как я полагаю, прибавлено для достоверности.

Толкование на пророка Иоиля

Феодорит Кирский, блж. (†457)

1. Слово Господне, которое было к Иоилю, сыну Вафуила.

Поскольку, как вероятно, многие имели то же название; то Пророк присовокупил и имя отца. Научает же, что произносимые им слова – не порождение человеческих помыслов, но что, вдохновенный Господом всяческих, и провидит, и предсказывает он будущее.

Толкование на пророка Иоиля

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Иоиль пророк

Иоиль пророк
 (Иоил.1:1, Деян.2:16) – сын Вафуила, или Еврейского Пефуила, один из 12 меньших пророков.

Об обстоятельствах его жизни почти ничего не известно. Впрочем, по мнению большинства толкователей, он принадлежал к колену Рувимову, родился и погребен в Вефероне. По всей вероятности, пророк Иоиль жил и пророчествовал в первые годы царствования Озии, в царстве Иудейском, так как его проповедь исключительно относится к Иудину колену и он неоднократно говорит об Иудее, Иерусалиме, Сионе, храме Иерусалимском и богослужении.

Одаренный живым воображением, пророк Иоиль написал свою книгу особенно чистым и изящным языком. Вот, например, в каких величественных и ужасных выражениях описывает пророк Иоиль страшный голод, свирепствовавший некогда в Иудее: Опустошено поле, сетует земля; ибо истреблен хлеб, высох виноградный сок, завяла маслина. Краснейте от стыда, земледельцы, рыдайте, виноградари, о пшенице и ячмене, потому что погибла жатва в поле; засохла виноградная лоза, и смоковница завяла; гранатовое дерево, пальма и яблоня, все дерева в поле посохли; потому и веселье у сынов человеческих исчезло. О какой день! ибо день Господень близок; как опустошение от Всемогущего приидет он. Не пред нашими ли глазами отнимается пища, от дома Бога нашего – веселье и радость? Истлели зерна под глыбами своими, опустели житницы, разрушены кладовые, ибо не стало хлеба. Как стонет скот, уныло ходят стада волов; ибо нет для них пажити; томятся и стада овец. К Тебе, Господи, взываю; ибо огнь пожрал злачные пастбища пустыни, и пламя попалило все дерева в поле. Даже и животные на поле взывают к Тебе, потому что иссохли потоки вод и огнь потребил пастбища пустыни (Иоил.1:10-20).

Библейская энциклопедия 1891г

Стих: Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible