Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Препояшьтесь вретищем и плачьте, священники! рыдайте, служители алтаря! войдите, ночуйте во вретищах, служители Бога моего! ибо не стало в доме Бога вашего хлебного приношения и возлияния.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Григорий Богослов, свт. (†389)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
Прочие
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Отъяся от дому Господня семидал и возлияние. Словами: отъяся семидал, Пророк означает, что утратилась чистота нравов; а словами: отъяся возлияние, дает знать, что иссякли слезы душевного сокрушения по недостатку духовного разумения.
Григорий Богослов, свт. (†389)
Препояшьтесь вретищем и плачьте, священники! рыдайте, служители алтаря! войдите, ночуйте во вретищах, служители Бога моего! ибо не стало в доме Бога вашего хлебного приношения и возлияния
А Иоиль заповедует нам плач. Он хочет, чтобы служители алтаря рыдали в тяжкое время голода. Он вовсе далек от того, чтобы дозволить нам роскошь среди бедствия других. Не только повелевает он назначить пост, собрать старцев и младенцев – эти жалкие возрасты, но требует, чтобы священники шли в храм в пепле и вретищах, с глубоким смирением поверглись на землю, ибо опустошены поля от бесплодия, прекратилось приношение и возлияние в доме Господнем (Иоил 1:9-10). И чтобы таким уничижением привлекли милость.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 13–15 Препояшьтесь и плачьте, священники, рыдайте, служители алтаря; войдите, лежите во вретище, служители Бога моего; ибо не стало жертвоприношения и возлияния в доме Бога вашего. Освятите пост, созовите собрание, соберите старцев, всех жителей земли в дом Бога вашего и взывайте к Господу. О, о, о, какой день! Ибо день Господен близок, и как опустошение от Всемогущего прийдет он
Священник, который свят и который ест пасху Господню, должен препоясяться поясом чистоты и вместе с апостолами внимать словам: да будут чресла ваша пропоясана и светильницы горящии в руках ваших (Лук. 12, 35). Но кто грешен и кто испытывает угрызения своей совести, тот пусть препояшется власяницею и оплакивает грехи или собственные или народа и пусть войдет к Церковь, из которой он вышел по причине грехов, и лежит или спит во вретище, чтобы строгою жизнию загладить прежние грехи, которыми он оскорблял Бога. Ибо мягкая посящии в домех царских суть (Матф. 11, 8). Должны же препоясаться священники, плакать, рыдать и спать во вретище, потому что они призываются к покаянию пророком, который говорит: служители Бога моего! Каким образом прекратились в доме Божием жертвоприношение и возлияние, о которых выше сказано? И недостаточно плакать или рыдать и облечься в одежду плача, если они не освятят пост и не созовут собрание. Если бы всякий пост был угоден Богу, то не было бы сказано: освятите пост. И Господь говорит: не сицевого поста Аз избрах (Исаии 58, 5). Также и в Евангелии осуждаются те, кои помрачают лица своя, яко да явятся человеком постящеся (Матф. 6, 16). И в дни постов ваших вы, говорит, бьете кулаками и угнетаете бедного ( Исаии. 58, 3–4). Поэтому теперь говорит: освятите пост. Постят манихеи и многие другие еретики и в особенности энкратиты, главою которых служит Татиан, но этот пост хуже пресыщения и пьянства. И призовите собрание или исцеление, чтобы чрез покаяние мы исцелили наши грехи. Вместо собрания в еврейском читается аsаrа, что́ Симмах перевел чрез синод. Акила дни сбора. Соберите старцев, которые по возрасту близки к смерти и зрелые мысли которых скорее допускают страх и служение Богу, а также и всех жителей земли, о которых выше (Иол. 2) сказал [пророк]: слушайте это, старцы, и восприимите ушами все жители земли, чтобы старцы и жители земли собрались в дом Божий, то есть в Церковь. Когда же они будут в церкви и когда из неодинакового стада священников и народа, старцев и жителей земли, составится одно стадо, то взывайте, говорит, к Господу в сердцах ваших и скажите:
О, о, о, какой день! Ибо день Господен близок, и как опустошение от Всемогущего (Роtente) прийдет он.
Вместо нашего перевода: от Всемогущего, по еврейскому тексту Saddai, что́, как мы несколько раз говорили, служит одним из имен Божиих. LХХ перевели беда, читая sоd вместо sаddаi. Здесь приводятся слова воззвания священников и народа в Господу, трижды повторявших увы мне, как я думаю, потому, что грехами, совершавшимися ими, они оскорбляли Святую Троицу. День же воздаяния за все грехи есть тот, о котором пишут все пророки и в особенности взывает Исаия: се день Господен грядет неисцелный ярости и гнева, положити вселенную всю пусту и грешники погубити от нет (Исаии 13, 9). Этот день справедливо называется неисцельным, потому что когда настанет день суда, то не будет места для покаяния, и, сравнительно с вечностию, он близок, а не далек. Следующие затем слова: как беда от беды придет он или как опустошение от Всемогущего приидет он имеют тот смысл, что беды последуют за бедами и что всякое оскорбление подвергнется суду Бога, который может и тело и душу погубить в геенне (Матф. 10, 28). Что сказано нами вообще о суде, это мы можем отнести в частности ко времени иудейского плена, когда Иерусалим был взят и храм разрушен; ибо вскоре после того настало пленение десяти и двух колен ассириянами и халдеями. Предсказывается же будущее для того, чтобы тогда, когда оно настанет, не казалось, что оно произошло случайно или вследствие силы врагов, но вследствие гнева и угрозы Божией, или, наверное, для того, чтобы в том случае, если народ покается, не исполнилось то, что должно было бы исполниться, если бы он упорствовал во грехах.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
13. Препояшьтесь вретищем и плачьте, священники! Рыдайте, служители алтаря! Войдите, ночуйте во вретищах, служители Бога моего! Ибо не стало в доме Бога вашего хлебного приношения и возлияния.
И вы, священники, говорит Пророк, примите на себя плачевный вид, и не только при жертвеннике рыдайте, но, и готовясь ко сну, постилайте под себя вретище; ибо таков недостаток в необходимом, что не приносятся и обычные жертвы.
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
13. Препояшьтесь вретищем и плачьте, священники! рыдайте, служители алтаря! Войдите, ночуйте во вретищах, служители Бога моего! ибо не стало в доме Бога вашего хлебного приношения и возлияния.
13. Препояшитеся и бийтеся, жерцы, плачитеся, служащии жертвеннику: внидите, поспите во вретищих служащии Богу, яко отъяся от дому Бога вашего жертва и возлияние.
Особенную речь св. пророк обращает к священникам, они же называются служащими жертвеннику, т. е. у жертвенника, при жертвоприношениях, обращается же к ним св. пророк потому, что они – всегдашние учители и вожди народа, его молитвенники и ходатаи пред Богом, а между тем не только не удержали народа от беззакония, но и навлекли на него праведный гнев Божий. «Препояшитеся», – говорит пророк, – т. е. препояштесь вретищем. Препоясываться вретищем в великих бедствиях и в сильной скорби было в обычае у Иудеев. Так «Иоаким, великий священник, – говорит книга Иудифь, – и все предстоящие пред Господом священники и служители Его, препоясавши вретищем чресла свои, приносили непрестанные всесожжения, обеты и доброхотные дары народа» (Иудиф.4:14,10:11), когда Олоферн, главный военачальник Ассирийского царя Навуходоносора, шел с войском опустошать царство Иудейское. «Бийтеся», т. е. сильно сетуйте, плачьте от горести, бия себя в перси. «Внидите, поспите» – ступайте, ночуйте в храме во вретищах, или, по бл. Феодориту, «постлав под себя вретище». Нужно заметить в объяснение сих слов пророка, что чередные священники обязаны были и ночевать при храме, так как неисходно должны были пребывать в нем в продолжении всей седмицы. «Яко отъяся жертва и возлияние» – за неимением нужных материалов, прекратились во храме хлебные жертвы и возлияние вина и елея – вот причина скорби и плача! Прекращение обычных жертв во храме должно было сильно поразить священников; потому что оно означало, что Господь Бог, во гневе Своем, отвергает их служение, не хочет принимать их жертв, на которые они возлагали свое упование.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 13-14 Препояшьтесь вретищем и плачьте, священники! рыдайте, служители алтаря! войдите, ночуйте во вретищах, служители Бога моего! ибо не стало в доме Бога вашего хлебного приношения и возлияния. Назначьте пост, объявите торжественное собрание, созовите старцев и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего, и взывайте к Господу
Пророк указывает средство для отвращения постигшего страну бедствия: именно, он повелевает священников назначить пост и молитву. Препояшьтесь: при гл. chigru (от chagar) нет дополнения; но оно ясно из последующего; в некоторых кодексах (у Кениинства и Росси) даже прямо добавлено слово sak или sakim, рус. вретище. Плачьте, слав. «бийтеся», евр. vesiphdu (от saphad). собств. бейте в грудь для выражения скорби (Исх XXXII:12; Наум II:7). Ночуйте во вретищах служители Бога моего. Не снимайте печальных одежд даже ночью – служило у евреев вообще выражением сильнейшей скорби (3 Цар ХХI:27; 4 Цар ХIX:1; Пс СХХХIII:1). А священникам, в частности, законом разрешалось надевать траурные одежды только при величайших несчастиях (Лев XXI:2).
архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)
Но одним плачем горю не поможешь – нужно принимать меры к уврачеванию горя, к уврачеванию постигшего несчастия. А чем уврачевать это горе, как не искренним покаянием в своих грехах – этом главном источнике совершающейся беды – и теплою молитвою к карающему народ Иегове, которой один только, как пославший беду, может и исцелить ее?! Поэтому пророк и обращается теперь с требованием к священниками, чтобы они денно и нощно возносили к Богу покаянную молитву о помиловании народа, чтобы они, кроме того, назначили всеобщее священное ко храму собрание всего народа, чтобы собрали старцев и всех жителей земли в доме Иеговы, чтобы назначили для этого собрания пост, покаяние и молитву к Богу о пощаде. Сверх вышесказанного пророк мотивирует такое требование, между прочим, еще и тем, что кроме саранчи, этого жестокого врага, еще другой враг свирепствует в земле – это страшная, все попаляющая, как огонь, засуха, и что наступившие беды суть знамения приближения великого дня Иеговы. «Препояшьтесь вретищем, – взывает пророк, – плачьте, священники! рыдайте, служители алтаря! войдите, ночуйте во вретищах», проводите день и ночь в покаянной мольбе пред Богом, стоя между жертвенником и притвором храма (Иоил.2:17), одетые в своих печальных одеждах, «служители Бога моего!», служители того Бога, пророком которого я состою и о милосердном внимании которого к вашей молитве ручаюсь. Священники должны поступить так, как требует пророк, потому что, как и выше сказано, угрожает опасность прекращения в доме Иеговы приношений и возлияний, прекращения по недостатку приносимого, «ибо, – обосновывает свое требование пророк к священникам, – не стало в доме Бога вашего хлебного приношения и возлияния».