Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Назначьте пост, объявите торжественное собрание, созовите старцев и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего, и взывайте к Господу.
Святые отцы
Прочие
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Назначьте пост, объявите торжественное собрание, созовите старцев и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего, и взывайте к Господу
Если Бог не хочет поста, то каким образом в Книге Левит Он повелевает, чтобы в седьмой месяц, в десятый день месяца, весь народ постился до вечера, так что тот, кто не изнуряет души своей, должен умереть и быть погребенным из народа своего? (См. Лев. 16:29). Почему доселе остаются в пустыне гробы похотения (см. Чис 11:34), где пал народ преданный мясам? Почему человек Божий, по пророчеству которого иссохла рука царя Иеровоама, вкусивший пищи вопреки повелению Бога (cм. 3Цар 13:24), был тотчас же поражен, и лев, который стерег ослицу, не тронув ее, не пощадил пророка, подкрепившегося обедом? Тот, который при посте творил чудеса, вкусив пищи, тотчас наказывается за пресыщение. Но и Иоиль взывает: Назначьте пост, объявите торжественное собрание, чтобы показать, что пост освящается другими делами, и освященный пост служит к исцелению от грехов.
Ст. 13–15 Препояшьтесь и плачьте, священники, рыдайте, служители алтаря; войдите, лежите во вретище, служители Бога моего; ибо не стало жертвоприношения и возлияния в доме Бога вашего. Освятите пост, созовите собрание, соберите старцев, всех жителей земли в дом Бога вашего и взывайте к Господу. О, о, о, какой день! Ибо день Господен близок, и как опустошение от Всемогущего прийдет он
Священник, который свят и который ест пасху Господню, должен препоясяться поясом чистоты и вместе с апостолами внимать словам: да будут чресла ваша пропоясана и светильницы горящии в руках ваших (Лук. 12, 35). Но кто грешен и кто испытывает угрызения своей совести, тот пусть препояшется власяницею и оплакивает грехи или собственные или народа и пусть войдет к Церковь, из которой он вышел по причине грехов, и лежит или спит во вретище, чтобы строгою жизнию загладить прежние грехи, которыми он оскорблял Бога. Ибо мягкая посящии в домех царских суть (Матф. 11, 8). Должны же препоясаться священники, плакать, рыдать и спать во вретище, потому что они призываются к покаянию пророком, который говорит: служители Бога моего! Каким образом прекратились в доме Божием жертвоприношение и возлияние, о которых выше сказано? И недостаточно плакать или рыдать и облечься в одежду плача, если они не освятят пост и не созовут собрание. Если бы всякий пост был угоден Богу, то не было бы сказано: освятите пост. И Господь говорит: не сицевого поста Аз избрах (Исаии 58, 5). Также и в Евангелии осуждаются те, кои помрачают лица своя, яко да явятся человеком постящеся (Матф. 6, 16). И в дни постов ваших вы, говорит, бьете кулаками и угнетаете бедного ( Исаии. 58, 3–4). Поэтому теперь говорит: освятите пост. Постят манихеи и многие другие еретики и в особенности энкратиты, главою которых служит Татиан, но этот пост хуже пресыщения и пьянства. И призовите собрание или исцеление, чтобы чрез покаяние мы исцелили наши грехи. Вместо собрания в еврейском читается аsаrа, что́ Симмах перевел чрез синод. Акила дни сбора. Соберите старцев, которые по возрасту близки к смерти и зрелые мысли которых скорее допускают страх и служение Богу, а также и всех жителей земли, о которых выше (Иол. 2) сказал [пророк]: слушайте это, старцы, и восприимите ушами все жители земли, чтобы старцы и жители земли собрались в дом Божий, то есть в Церковь. Когда же они будут в церкви и когда из неодинакового стада священников и народа, старцев и жителей земли, составится одно стадо, то взывайте, говорит, к Господу в сердцах ваших и скажите:
О, о, о, какой день! Ибо день Господен близок, и как опустошение от Всемогущего (Роtente) прийдет он.
Вместо нашего перевода: от Всемогущего, по еврейскому тексту Saddai, что́, как мы несколько раз говорили, служит одним из имен Божиих. LХХ перевели беда, читая sоd вместо sаddаi. Здесь приводятся слова воззвания священников и народа в Господу, трижды повторявших увы мне, как я думаю, потому, что грехами, совершавшимися ими, они оскорбляли Святую Троицу. День же воздаяния за все грехи есть тот, о котором пишут все пророки и в особенности взывает Исаия: се день Господен грядет неисцелный ярости и гнева, положити вселенную всю пусту и грешники погубити от нет (Исаии 13, 9). Этот день справедливо называется неисцельным, потому что когда настанет день суда, то не будет места для покаяния, и, сравнительно с вечностию, он близок, а не далек. Следующие затем слова: как беда от беды придет он или как опустошение от Всемогущего приидет он имеют тот смысл, что беды последуют за бедами и что всякое оскорбление подвергнется суду Бога, который может и тело и душу погубить в геенне (Матф. 10, 28). Что сказано нами вообще о суде, это мы можем отнести в частности ко времени иудейского плена, когда Иерусалим был взят и храм разрушен; ибо вскоре после того настало пленение десяти и двух колен ассириянами и халдеями. Предсказывается же будущее для того, чтобы тогда, когда оно настанет, не казалось, что оно произошло случайно или вследствие силы врагов, но вследствие гнева и угрозы Божией, или, наверное, для того, чтобы в том случае, если народ покается, не исполнилось то, что должно было бы исполниться, если бы он упорствовал во грехах.
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Ст. 14-15 Освятите пост, проповедите цельбу, соберите старейшины вся живущыя на земли в дом Бога вашего, и воззовите ко Господу усердно: увы мне, увы мне, увы мне в день
Теперь поясняет, каким именно образом им следует совершать плач, является для них мудрым наставником на пути к покаянию и указывает, ради чего Бог всяческих будет для них снисходителен и благосклонен. От Него же, думаю, зависело прекратить чей угодно гнев, уничтожить печаль, ограничить вред, а затем наделить их счастием и осыпать благами. Поэтому, «освятите», говорит, «пост», то есть: устройте вместо возношения и в виде жертвы поистине святейший и непорочный пост. Конечно, не следует изнурять плоть неядением, и в то же время, постясь, самим делать то, чем оскорбляется Бог, потому что если во время поста не вздумаем отстать от своих желаний, но будем томить подручных в судах и сварах, по обыкновению «бить пястью смиреннаго» (Ис.58:3–4), то не будем поститься как должно, а за труды справедливо понесем наказания, потому что Бог возглашает: «не таковаго бо поста избрах» (Ис.58:6). Поэтому следует воздерживаться от порока и следовать с великим рвением учениям Законоположника, направляя сердце к тому, что Ему угодно, и, подклоняя мысленную выю, воспевать и говорить: «виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя» (Пс.24:18), а вместе с этим и то пророческое изречение: «се… мы будем тебе, ты бо еси Господь Бог наш» (Иер.3:22). Это – приношение духовное и приятное Богу «паче телца юна» (Пс.68:32), более овна от стад, более козла от коз, более семидала и ливана, ибо духовными «жертвами благоугождается Бог» (Евр.13:16). Но, освящая пост, провозгласим «цельбу» (служение), то есть: исполнение Божьих велений, за которыми наверное последует правота, благочиние нрава, склонность ко всему, касающемуся слов благочестия; совершим обряды служения, при чем соберутся в церковь старцы, стекутся и все жители земли, будут плакать, и весьма усиленно, целый день, будучи твердо уверенны, что Бог помилует всех, ибо Он «долготерпелив и многомилостив и истинен, отемляй беззакония» (Чис.14:18) «и оставляяй нечестия, – и вообще, – «не удержа гнева своего во свидение, яко волитель милости есть» (Мих.7:18).
Феодорит Кирский, блж. (†457)
15. О, какой день! ибо день Господень близок; как опустошение от Всемогущего придет он.
16. Не пред нашими ли глазами отнимается пища, от дома Бога нашего – веселье и радость?
14 (церк-сл.) освяти́те по́ст, проповедите цельбу́, собери́те старейшины
лучше же сказать, не их только, но и
вся́ живу́щия на земли́ въ до́м Бо́га ва́шего и воззови́те ко Го́споду усе́рдно:
А собравшись, воскликните, говоря:
15.(церк-сл.) увы́ мне, увы́ мне, увы́ мне в де́нь!
Из сказанного ясно научаемся, что пост есть предохранительное врачество для болезнующих душою, и может уврачевывать греховные страсти. Почему Пророк с постом соединил и цельбу: «освятите, – говорит, – пост, проповедите цельбу». Слово «освятите» употребил вместо «отделите»; отделите, говорит, себя на это, свято и чисто проходите пост; постясь же взывайте: «увы мне, увы мне в день!», то есть, увы мне по причине ожидаемого дня бедствий.
15 ... (церк-сл.) я́ко бли́з е́сть де́нь Госпо́день, и я́ко беда́ от беды́ прии́дет:
16. (церк-сл.) я́ко пред очи́ма ва́шима пи́щи взя́шася и от до́му Бо́га ва́шего весе́лие и ра́дость.
Увидите непрерывные бедствия, одно к другому присовокупляемые. Ибо сие выразил Пророк словами: «беда от беды».
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
14. Назначьте пост, объявите торжественное собрание, созовите старцев и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего, и взывайте к Господу.
14. Освятите пост, проповедите цельбу, соберите старейшины вся живущыя на земли в дом Бога вашего и воззовите ко Господу усердно.
"Слово: «освятите», – говорит бл. Феодорит, – пророк употребил вместо: отделите. Отделите, – говорит, – себя на это свято, чисто проходите пост». «Проповедите цельбу», – проповедуйте народу о необходимости уврачевать свои душевные недуги молитвою и постом. «Из сказаннаго, – говорит тот же бл. Феодорит, – ясно научаемся, что пост есть предохранительное врачевство для болезнующих душею, и может уврачевать греховныя страсти. Посему пророк с постом соединил и цельбу». – Св. пророк повелевает собрать всех жителей земли Иудейской; потому что все были виновны пред Богом и все нуждались в духовном врачевании.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Назначьте пост, объявите торжественное собрание, созовите старцев и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего, и взывайте к Господу
Назначьте пост, kaddschu zom, собств. «освятите пост», как в слав. т. Библия неоднократно сообщает о назначении поста во время общественных бедствий (3 Цар ХXI:9, 12; 2Пар XX:3; 1Езд VIII:21; Иер ХХХVI:9). Объявите торжественное собрание: евр. kiru azarah LXX перевели κηρύξατε θεραπείναν, слав. «проповедите цельбу», т. е. назначьте то, что исцелило бы народ от постигшего его бедствия. LXX, по-видимому, хотели передать только мысль подлинника. Соберите старцев: пророк выделяет старцев из массы народа, отчасти выражая уважение к ним, отчасти указывая, что в храм должны быть созваны все.
См. также Толкование на Иол. 1:13
архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)
Для того, чтобы эта непрестающая молитва священников имела более скорое и настоящее действие, для этого священники должны призвать к участию в сей молитве весь народ: «назначьте пост, – требует пророк от священников, назначьте для всего народа пост, как условие, необходимое для наиболее действительного, покаянного молитвенного служения Господу, – объявите торжественное собрание», собрание молитвенное пред Богом во храме. «Созовите старцев и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего, и взывайте к Господу» громко, с глубоким плачем и сокрушением о грехах, и молите все вместе Бога о помиловании.