Назначьте пост, объявите торжественное собрание, созовите старцев и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего, и взывайте к Господу.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Назначьте пост, объявите торжественное собрание, созовите старцев и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего, и взывайте к Господу

Если Бог не хочет поста, то каким образом в Книге Левит Он повелевает, чтобы в седьмой месяц, в десятый день месяца, весь народ постился до вечера, так что тот, кто не изнуряет души своей, должен умереть и быть погребенным из народа своего? (См. Лев. 16:29). Почему доселе остаются в пустыне гробы похотения (см. Чис 11:34), где пал народ преданный мясам? Почему человек Божий, по пророчеству которого иссохла рука царя Иеровоама, вкусивший пищи вопреки повелению Бога (cм. 3Цар 13:24), был тотчас же поражен, и лев, который стерег ослицу, не тронув ее, не пощадил пророка, подкрепившегося обедом? Тот, который при посте творил чудеса, вкусив пищи, тотчас наказывается за пресыщение. Но и Иоиль взывает: Назначьте пост, объявите торжественное собрание, чтобы показать, что пост освящается другими делами, и освященный пост служит к исцелению от грехов.

Против Иовиниана


Ст. 13–15 Препояшьтесь и плачьте, священники, рыдайте, служители алтаря; войдите, лежите во вретище, служители Бога моего; ибо не стало жертвоприношения и возлияния в доме Бога вашего. Освятите пост, созовите собрание, соберите старцев, всех жителей земли в дом Бога вашего и взывайте к Господу. О, о, о, какой день! Ибо день Господен близок, и как опустошение от Всемогущего прийдет он

Священник, который свят и который ест пасху Господню, должен препоясяться поясом чистоты и вместе с апостолами внимать словам: да будут чресла ваша пропоясана и светильницы горящии в руках ваших (Лук. 12, 35). Но кто грешен и кто испытывает угрызения своей совести, тот пусть препояшется власяницею и оплакивает грехи или собственные или народа и пусть войдет к Церковь, из которой он вышел по причине грехов, и лежит или спит во вретище, чтобы строгою жизнию загладить прежние грехи, которыми он оскорблял Бога. Ибо мягкая посящии в домех царских суть (Матф. 11, 8). Должны же препоясаться священники, плакать, рыдать и спать во вретище, потому что они призываются к покаянию пророком, который говорит: служители Бога моего! Каким образом прекратились в доме Божием жертвоприношение и возлияние, о которых выше сказано? И недостаточно плакать или рыдать и облечься в одежду плача, если они не освятят пост и не созовут собрание. Если бы всякий пост был угоден Богу, то не было бы сказано: освятите пост. И Господь говорит: не сицевого поста Аз избрах (Исаии 58, 5). Также и в Евангелии осуждаются те, кои помрачают лица своя, яко да явятся человеком постящеся (Матф. 6, 16). И в дни постов ваших вы, говорит, бьете кулаками и угнетаете бедного ( Исаии. 58, 3–4). Поэтому теперь говорит: освятите пост. Постят манихеи и многие другие еретики и в особенности энкратиты, главою которых служит Татиан, но этот пост хуже пресыщения и пьянства. И призовите собрание или исцеление, чтобы чрез покаяние мы исцелили наши грехи. Вместо собрания в еврейском читается аsаrа, что́ Симмах перевел чрез синод. Акила дни сбора. Соберите старцев, которые по возрасту близки к смерти и зрелые мысли которых скорее допускают страх и служение Богу, а также и всех жителей земли, о которых выше (Иол. 2) сказал [пророк]: слушайте это, старцы, и восприимите ушами все жители земли, чтобы старцы и жители земли собрались в дом Божий, то есть в Церковь. Когда же они будут в церкви и когда из неодинакового стада священников и народа, старцев и жителей земли, составится одно стадо, то взывайте, говорит, к Господу в сердцах ваших и скажите:

О, о, о, какой день! Ибо день Господен близок, и как опустошение от Всемогущего (Роtente) прийдет он.

Вместо нашего перевода: от Всемогущего, по еврейскому тексту Saddai, что́, как мы несколько раз говорили, служит одним из имен Божиих. LХХ перевели беда, читая sоd вместо sаddаi. Здесь приводятся слова воззвания священников и народа в Господу, трижды повторявших увы мне, как я думаю, потому, что грехами, совершавшимися ими, они оскорбляли Святую Троицу. День же воздаяния за все грехи есть тот, о котором пишут все пророки и в особенности взывает Исаия: се день Господен грядет неисцелный ярости и гнева, положити вселенную всю пусту и грешники погубити от нет (Исаии 13, 9). Этот день справедливо называется неисцельным, потому что когда настанет день суда, то не будет места для покаяния, и, сравнительно с вечностию, он близок, а не далек. Следующие затем слова: как беда от беды придет он или как опустошение от Всемогущего приидет он имеют тот смысл, что беды последуют за бедами и что всякое оскорбление подвергнется суду Бога, который может и тело и душу погубить в геенне (Матф. 10, 28). Что сказано нами вообще о суде, это мы можем отнести в частности ко времени иудейского плена, когда Иерусалим был взят и храм разрушен; ибо вскоре после того настало пленение десяти и двух колен ассириянами и халдеями. Предсказывается же будущее для того, чтобы тогда, когда оно настанет, не казалось, что оно произошло случайно или вследствие силы врагов, но вследствие гнева и угрозы Божией, или, наверное, для того, чтобы в том случае, если народ покается, не исполнилось то, что должно было бы исполниться, если бы он упорствовал во грехах.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 14-15 Освятите пост, проповедите цельбу, соберите старейшины вся живущыя на земли в дом Бога вашего, и воззовите ко Господу усердно: увы мне, увы мне, увы мне в день

Теперь поясняет, каким именно образом им следует совершать плач, является для них мудрым наставником на пути к покаянию и указывает, ради чего Бог всяческих будет для них снисходителен и благосклонен. От Него же, думаю, зависело прекратить чей угодно гнев, уничтожить печаль, ограничить вред, а затем наделить их счастием и осыпать благами. Поэтому, «освятите», говорит, «пост», то есть: устройте вместо возношения и в виде жертвы поистине святейший и непорочный пост. Конечно, не следует изнурять плоть неядением, и в то же время, постясь, самим делать то, чем оскорбляется Бог, потому что если во время поста не вздумаем отстать от своих желаний, но будем томить подручных в судах и сварах, по обыкновению «бить пястью смиреннаго» (Ис.58:3–4), то не будем поститься как должно, а за труды справедливо понесем наказания, потому что Бог возглашает: «не таковаго бо поста избрах» (Ис.58:6). Поэтому следует воздерживаться от порока и следовать с великим рвением учениям Законоположника, направляя сердце к тому, что Ему угодно, и, подклоняя мысленную выю, воспевать и говорить: «виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя» (Пс.24:18), а вместе с этим и то пророческое изречение: «се… мы будем тебе, ты бо еси Господь Бог наш» (Иер.3:22). Это – приношение духовное и приятное Богу «паче телца юна» (Пс.68:32), более овна от стад, более козла от коз, более семидала и ливана, ибо духовными «жертвами благоугождается Бог» (Евр.13:16). Но, освящая пост, провозгласим «цельбу» (служение), то есть: исполнение Божьих велений, за которыми наверное последует правота, благочиние нрава, склонность ко всему, касающемуся слов благочестия; совершим обряды служения, при чем соберутся в церковь старцы, стекутся и все жители земли, будут плакать, и весьма усиленно, целый день, будучи твердо уверенны, что Бог помилует всех, ибо Он «долготерпелив и многомилостив и истинен, отемляй беззакония» (Чис.14:18) «и оставляяй нечестия, – и вообще, – «не удержа гнева своего во свидение, яко волитель милости есть» (Мих.7:18).

Толкование на пророка Иоиля

Феодорит Кирский, блж. (†457)

14. Назначьте пост, объявите торжественное собрание, созовите старцев и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего, и взывайте к Господу.
15. О, какой день! ибо день Господень близок; как опустошение от Всемогущего придет он.
16. Не пред нашими ли глазами отнимается пища, от дома Бога нашего – веселье и радость?

14
(церк-сл.) освяти́те по́ст, проповедите цельбу́, собери́те старейшины
лучше же сказать, не их только, но и
вся́ живу́щия на земли́ въ до́м Бо́га ва́шего и воззови́те ко Го́споду усе́рдно: 

А собравшись, воскликните, говоря:
15.(церк-сл.) увы́ мне, увы́ мне, увы́ мне в де́нь!

Из сказанного ясно научаемся, что пост есть предохранительное врачество для болезнующих душою, и может уврачевывать греховные страсти. Почему Пророк с постом соединил и цельбу: «освятите, – говорит, – пост, проповедите цельбу». Слово «освятите» употребил вместо «отделите»; отделите, говорит, себя на это, свято и чисто проходите пост; постясь же взывайте: «увы мне, увы мне в день!», то есть, увы мне по причине ожидаемого дня бедствий.

15 ... (церк-сл.) я́ко бли́з е́сть де́нь Госпо́день, и я́ко беда́ от беды́ прии́дет: 

16. 
(церк-сл.) я́ко пред очи́ма ва́шима пи́щи взя́шася и от до́му Бо́га ва́шего весе́лие и ра́дость. 

Увидите непрерывные бедствия, одно к другому присовокупляемые. Ибо сие выразил Пророк словами: «беда от беды».

Толкование на пророка Иоиля

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

14. Назначьте пост, объявите торжественное собрание, созовите старцев и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего, и взывайте к Господу.

14. Освятите пост, проповедите цельбу, соберите старейшины вся живущыя на земли в дом Бога вашего и воззовите ко Господу усердно.
 

"Слово: «освятите», – говорит бл. Феодорит, – пророк употребил вместо: отделите. Отделите, – говорит, – себя на это свято, чисто проходите пост»«Проповедите цельбу», – проповедуйте народу о необходимости уврачевать свои душевные недуги молитвою и постом. «Из сказаннаго, – говорит тот же бл. Феодорит, – ясно научаемся, что пост есть предохранительное врачевство для болезнующих душею, и может уврачевать греховныя страсти. Посему пророк с постом соединил и цельбу». – Св. пророк повелевает собрать всех жителей земли Иудейской; потому что все были виновны пред Богом и все нуждались в духовном врачевании.

Толкование на книгу святого пророка Иоиля

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Назначьте пост, объявите торжественное собрание, созовите старцев и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего, и взывайте к Господу

Назначьте пост, kaddschu zom, собств. «освятите пост», как в слав. т. Библия неоднократно сообщает о назначении поста во время общественных бедствий (3 Цар ХXI:9, 12; 2Пар XX:3; 1Езд VIII:21; Иер ХХХVI:9). Объявите торжественное собрание: евр. kiru azarah LXX перевели κηρύξατε θεραπείναν, слав. «проповедите цельбу», т. е. назначьте то, что исцелило бы народ от постигшего его бедствия. LXX, по-видимому, хотели передать только мысль подлинника. Соберите старцев: пророк выделяет старцев из массы народа, отчасти выражая уважение к ним, отчасти указывая, что в храм должны быть созваны все.

См. также Толкование на Иол. 1:13

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Назначьте пост, объявите торжественное собрание, созовите старцев и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего, и взывайте к Господу. 

Для того, чтобы эта непрестающая молитва священников имела более скорое и настоящее действие, для этого священники должны призвать к участию в сей молитве весь народ: «назначьте пост, – требует пророк от священников, назначьте для всего народа пост, как условие, необходимое для наиболее действительного, покаянного молитвенного служения Господу, – объявите торжественное собрание», собрание молитвенное пред Богом во храме. «Созовите старцев и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего, и взывайте к Господу» громко, с глубоким плачем и сокрушением о грехах, и молите все вместе Бога о помиловании.

Пророк Иоиль

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible