Скрыть
О, какой день! ибо день Господень близок; как опустошение от Всемогущего придет он.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

О, какой день! ибо день Господень близок; как опустошение от Всемогущего придет он

См. Толкование на Иол. 1:13

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 15-16 Тогда воззвали они к Господу и сказали: молим Тебя, Господи, да не погибнем за душу человека сего, и да не вменишь нам кровь невинную; ибо Ты, Господи, соделал, что угодно Тебе! И взяли Иону и бросили его в море, и утихло море от ярости своей

Яко близ есть день Господень, и яко беда от беды приидет. …Пред очима вашима пищи взяшася от дому Бога вашего веселие и радость. «Днем Господним» называет тот, в который надлежало совершиться карам, или когда на них была послана саранча, истребляла то, что было в полях, возбуждала опасения насчет голода и скудости и внушала даже боязнь смерти, или же когда Вавилоняне губили все, забирали города и веси, причиняли одно зло за другим и постоянно повергали жителей земли из беды в беду, так что они, можно сказать, не могли вздохнуть на короткое время, и не было промежутка для чего-либо хорошего, в чем можно было бы, по крайней мере, отчасти, иметь малое успокоение невыносимо изнуренным непрерывностью бедствий. Но так как нашествие саранчи случилось, по всей вероятности, тогда, когда плоды уже созрели и нивы призывали к себе жнеца, виноград вызрел и ожидал выжимки, то и говорит: «пищи взяшася» от очей их, потому что у них было отнято то, что было пред глазами, лежало как бы пред ними и обещало немедленное наслаждение. Затем утверждает, что и из дома Господня удалены веселие и радость, потому что они приносили жертвы, радуясь плодородию полей, и предавались всяким видам веселья, возносили благодарственные жертвы за то, что были щедро осыпаемы благами земли.

Мы найдем, что нечто подобное испытали, и притом в высшей мере, надругавшиеся над Христом. В самом деле, у них был уже, так сказать, пред глазами «хлеб животный», сошедший «с небесе и даяй живот миру» (Ин.6:35, Ин.6:33) «зерно пшенично», павшее на землю и принесшее обильный плод (Ин.12:24), духовное вино, могущее веселить сердце человека (Пс.103:15): но так как они по гордости не положили конца непослушанию, то он скрылся с глаз их и как бы отняты были «пищи» духовные, потому что отошло от них причастие всякого блага. И из храма, существовавшего у них, взяты «веселие и радость», так как они преданы на погубление и живут несчастные «ни сущу царю, ни сущу князю, ни сущей жертве, ни сущу жертвеннику, ни жерцу, ниже явлением» (Ос.3:4). Думаем, что и в другом смысле «взяшася» от очей их и «пищи», и «веселие», и «радость». Именно: Господь сказал: «не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе исходящем изо уст Божиих» (Мф.4:4), но пища ума – слово, и всякий безбоязненно может сказать, что отнято у соборища Иудейского: они имеют недостаток в пище духовной, не понимают Моисея, но «до днесь… покрывало на сердце их лежит» (2Кор.3:15), ибо ненавидят глаголы Христовы. Погибла у них всякая духовная пища не в том смысле, что она сама подверглась гибели, но в том, что не была уже предлагаема пострадавшим, и по отношению к ним ее совсем не существовало. Между тем, Господь верующих в Него наделяет должным услаждением и утешением горних благ, ибо написано, что «не убиет гладом Господь душу праведную, живот же нечестивых низвратит» (Притч.10:3).

См. также Толкование на Иол. 1:14

Толкование на пророка Иоиля

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 14-16
Назначьте пост, объявите торжественное собрание, созовите старцев и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего, и взывайте к Господу.
О, какой день! ибо день Господень близок; как опустошение от Всемогущего придет он.
Не пред нашими ли глазами отнимается пища, от дома Бога нашего – веселье и радость?

14. освяти́те по́стъ, проповѣ́дите цѣльбу́, собери́те старѣ́йшины

лучше же сказать, не их только, но и
вся́ живу́щыя на земли́ въ до́мъ Бо́га ва́шего и воззови́те ко Го́споду усе́рдно: 

А собравшись, воскликните, говоря:
15. увы́ мнѣ́, увы́ мнѣ́, увы́ мнѣ́ въ де́нь!

Из сказанного ясно научаемся, что пост есть предохранительное врачество для болезнующих душою, и может уврачевывать греховные страсти. Почему Пророк с постом соединил и цельбу: «освятите, – говорит, – пост, проповедите цельбу». Слово «освятите» употребил вместо «отделите»; отделите, говорит, себя на это, свято и чисто проходите пост; постясь же взывайте: «увы мне, увы мне в день!», то есть, увы мне по причине ожидаемого дня бедствий.

я́ко бли́зъ е́сть де́нь Госпо́день, и я́ко бѣда́ от бѣды́ прiи́детъ: 

16. я́ко предъ очи́ма ва́шима пи́щы взя́шася и от до́му Бо́га ва́шего весе́лiе и ра́дость. 


Увидите непрерывные бедствия, одно к другому присовокупляемые. Ибо сие выразил Пророк словами: «беда от беды».

Толкование на пророка Иоиля

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

О, какой день! ибо день Господень близок; как опустошение от Всемогущего придет он

О, какой день! (ahah lajom) и д.: это не восклицание, которое влагает пророк в уста священников или народа (Юсти), а указание основания, почему должны назначить пост и собрание. LXX для большей выразительности междометие ahah (увы, о!) перевели три раза, а lajom поняли, в смысле указания времени; отсюда, в слав. «увы мне, увы мне, увы мне в день». – Ибо день Господень близок (евр. karov): пророк говорит не об опустошении страны саранчою (по Юсти близок = настал), а о дне Божественного суда для всего мира. В нашествии саранчи пророк видит предвозвещение или даже начало этого суда. Как опустошение от Всемогущего придет он, keschod mischschaddaj javo: LXX вместо mischschaddaj читали mischschod; поэтому в слав.: «и яко беда от беды приидет».

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

О, какой день! ибо день Господень близок; как опустошение от Всемогущего придет он. 

Только таким путем и можно отвратить как наступающую беду, так и предзнаменуемую ею и приближающуюся еще большую беду. «О, какой день!» – восклицает пророк, оправдывая и утверждая свое требование. О как тяжело, как мрачно время проявившегося над Иудою и землею его грозного суда Божия, карающего народ саранчою и засухою! Но это время еще более тяжело, еще более мрачно тем, что оно своим наступлением служит знамением, служит вестником приближающегося дня Иеговы, того дня, который, как пагуба, идет от Вседержителя. «Ибо день Господень, – говорит пророк, – близок; как опустошение от Всемогущего придет он». День Иеговы это есть день суда Иеговы над всеми боговраждебными силами, – день, в который Иегова, как всевластный управитель мира, все, что только дерзает восставать против Его закона и повелений, смиряет и низвергает. Это смирение, это низвержение не есть единичное какое-либо действие Всемогущего, а есть постоянное, чрез всю историю человечества от начала до конца веков во временных судах Иеговы продолжающееся судное владычество Иеговы, имеющее завершиться последним, всеобщим и окончательным судом Господа над всем миром, когда все, избегшее временного суда и, между тем, достойное суда, будет подвергнуто вечному приговору осуждения, когда все настоящее развитие мировой жизни, сообразно своему временному назначению, будет приведено к концу, и когда царство Божие чрез уничтожение всех врагов его будет приведено в полноту совершения своего. С этой стороны каждый временный, отдельный суд, чрез который Господь или свой народ наказывает за его грехи, или истребляет врагов своего народа, есть не что иное, как отдельный, единичный момент всеобщего судного дня Иеговы, и каждый из отдельных судов есть наступление этого дня Иеговы и знамение его в окончательной форме приближения. Пророк говорит, что этот день Иеговы, предвещаемый о своей близости, о своем наступлении отдельным моментом этого дня, страшным опустошением земли чрез саранчу, «как опустошение от Всемогущего придет он».

Пророк Иоиль

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible