Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Истлели зерна под глыбами своими, опустели житницы, разрушены кладовые, ибо не стало хлеба.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Кирилл Александрийский, свт. (†444)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
Прочие
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Голодными стоят юницы у яслей своих, погибоша житницы, раскопашася точила; потому что, при наступлении голода, прекратились десятины и жертвоприношения.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 17–18 Погнил скот в навозе, своем: разломаны житницы, разрушены кладовые, потому что пшеница посрамлена. Почему стонет животное, мычат стада волов? Потому что нет пажити для них. Также и стада овец погибли
Когда погибла пища и из дома Божия отняты были радость и веселие, то также скот стал гнить в навозе своем или, в духовном смысле, прыгать у яслей своих и лягаться пред Творцом своим, чтобы исполнилось написанное: тии, аще не насытятся, поропщут (Псал. 58, 16). Гниет в своем навозе тот, для кого бог чрево (Филипп. 3, 19) и кто говорит: да ямы и пием, утре бо умрем (Исаии 22, 13). У него поломаны житницы будущего благополучия и разорены кладовые вечного изобилия или разрушены точила, и тщетно приготовляются житницы и точила, если нет пшеницы и вина. И когда все посохнет, то плачевным голосом будут выражать жалобы и скажут: что будем подавать себе? Следующие затем слова по переводу LХХ стада волов плачут, потому что нет пажитей для них, побуждают нас относить сказанное не к волам и крупному скоту, а к тем, кои, по причине простоты, называются волами и овцами. О пажитях их Спаситель говорит: и внидет и изыдет, и нажить обрящет (Иоанн. 10, 9). Все же это, сказанное метафорически под образом гусеницы, саранчи, червей и ржи, следует так понимать, что, по истреблении и уничтожении плодов, повсюду стали господствовать голод и мор.
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Ст. 17-18 Вскочиша юницы у яслей своих, погибоша сокровища, раскопашася точила, яко посше пшеница. Что положим себе? Восплакашася стада волов, яко не бе пажити им, и паствы овчия погибоша
И на бессловесных животных иногда переносит речь боговдохновенное писание, искусно разукрашивая обыкновенные явления до привлекательности и изящества и как бы с мягкостью описывая те назидательные мысли, о которых должно подумать. Поэтому – что за диво, если говорится, что скачет (мечется) телица, плачут стада волов? Они невыносимо угнетены голодом. Конечно, стали бы скакать и плакать и поля, если бы у них было осознание напастей. «Погибоша», говорит, и «сокровища», «раскопашася» и «точила», оставленные без всякого надзора, потому что нечего собирать с полей, ножу нечего делать с виноградником и лозою, колос клонится к земле, сухой и бесплодный; поэтому-то говорит: «что положим себе?» А что вместе с возделываемыми плодами погибли и луговые травы, ясно утверждает, говоря, что погибли и самые «паствы овчия», вполне истребленные неурожаем и лишенные обычного и столь свойственного им оживления. И это хорошо подойдет к делам Иудеев, которые надругались над Христом.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Заплесневели житницы, покрытые слоями пыли.
17. (церк-сл.) Вскочи́ша ю́ницы у я́слей свои́х, ...
«Юницы (телицы)» сказано, «вскочиша» – не от сытости же делают это, но, томясь голодом; распростерлись по земле и ногами бьют в землю.
О житницах же говорит, что останутся в плесени, потому что давно не принимали в себя пшеницы.
разрушены кладовые - как излишние, и все прочее, что только было предназначено для таковых потреб, как излишнее, оставлено в небрежении; потому что нечего было туда положить.
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
17. Истлели зерна под глыбами своими, опустели житницы, разрушены кладовые, ибо не стало хлеба.
17. Вскочиша юницы у яслей своих, погибоша сокровища, раскопашася точила, яко посше пшеница.
Говорят это Иудеи, научаемые пророком, как бы доискиваясь смысла и цели совершившегося. Вот что, говорят они, произвела саранча и засуха (Иоил.1:17,19,20):«Вскочиша юницы у яслей своих» – наши телицы бились и метались у яслей своих, томимые голодом, с нетерпением требуя пищи и не находя ее; «погибоша сокровища», т. е. погибли наши жизненные блага – хлеб и другие произведения земли, скот и т. п.; «раскопашася точила» – уничтожены ямы (Мк.12:1) и прессы, сделанные для выдавливания и выжимания вина из виноградных ягод, как не нужные, по уничтожении винограда саранчею; наша «пшеница посше» – высохла на полях, от засухи погибла.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Истлели зерна под глыбами своими, опустели житницы, разрушены кладовые, ибо не стало хлеба
Истлели зерна под глыбами своими: евр. aygehu perudoth thachath megerephotheichem. (Начальные слова ст. 17-го за исключением thachtah) представляют ἁπαξ λεγόμ, значение которых спорно. Поэтому слова эти переводятся различно, именно: у LXX – ἐσκίρτησαν δαμάλεις ἐπὶ ταῖς φάτναις αὐτῶν, слав. «вскочиша юницы у яслей своих»; у Акилы – ηυρωτίασε σιτοδοχεῖα ἀπο τῶν χρισμάτων αυτῶν, «покрылись плесенью житница от мазей своих», в Вульгате – computruerunt pementa in stercore suo, «сгнил скот на навозе своем». Принятый в рус. Биб. перевод имеет на своей стороне авторитетных гебраистов (Вюнше, Новав). Опустели житницы, греч. ἠφανίσθησαν θησαυροί, слав. «погибоша сокровища» (т. е. сокровищницы).
Разрушены кладовые – евр. nehersu mammguroth: LXX вместо последнего слова читали, по-видимому, giththoth, точила и потому перевели κατεσκάφησαν ληνοί, «раскопашася точила». Ибо не стало хлеба: в слав. «яко посше пшеница».
Ст. 17-20 Истлели зерна под глыбами своими, опустели житницы, разрушены кладовые, ибо не стало хлеба. Как стонет скот! уныло ходят стада волов, ибо нет для них пажити; томятся и стада овец. К Тебе, Господи, взываю; ибо огонь пожрал злачные пастбища пустыни, и пламя попалило все дерева в поле. Даже и животные на поле взывают к Тебе, потому что иссохли потоки вод, и огонь истребил пастбища пустыни
Другое бедствие, постигшее страну – засуха
В ст. 17–20 пророк описывает другое бедствие, постигшее страну, именно засуху, от которой погиб хлеб, сожжена трава, опалены, как бы огнем, деревья, иссохли потоки вод. Описание пророка имеет образный характер. Но все образы, употребленные им, настолько просты и естественны, что нет нужды толковать вместе с некоторыми комментаторами (Ефрем Сир. Генгст.) ст. 17–20. в аллегорическом смысле, о евреях и язычниках.
архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)
Как доказательство того, что он идет от Вседержителя действительно, как пагуба, как опустошение, пророк указывает своим согражданам на исчезновение (от саранчи и засухи) пред их глазами, в виду всех их хлеба, а вместе с тем веселья и радости из дома Иеговы: «не пред нашими ли глазами, – говорит он, – отнимается пища», не исчезли ли все продукты питания (см. Иоил.1:10-12) в то время, когда мы смотрели на них, когда мы уже надеялись вполне на богатое снятие их с полей и садов?! А с исчезновением этих продуктов питания, с исчезновением и хлеба, и вина, и масла исчезли «от дома Бога нашего – веселье и радость», исчезли оттого, что за неимением нельзя уже принести Господу ни первых плодов с полей и садов, ни благодарственной жертвы, и нельзя уже при святилище с радостию и веселием наслаждаться жертвенными трапезами по закону, который говорит: «к месту, какое изберет Господь, Бог ваш, из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите. И туда приносите все сожжения ваши, и жертвы ваши и десятины ваши, и возношение рук ваших, и обеты ваши, и добровольные приношения ваши, (и мирные жертвы ваши), и первенцев крупного скота вашего и мелкого скота вашего; и ешьте там пред Господом Богом вашим, и веселитесь вы и семейства ваши о всем, что делалось руками вашими, чем благословил тебя Господь,Бог твой» (Втор.12:5-7; Втор.16:10-11). Это бедствие сделалось еще более плачевным оттого, что страшная засуха погубила все семена, посеянные в земле, и чрез то погубила всякую надежду на получение жатвы и в следующем году. «Истлели зерна под глыбами своими», они вследствие жары и засухи потеряли всякую растительную силу и не могут потому приносить никакого плода. Вследствие опустения хлеба «разрушены житницы (для сбора хлеба), разрушены кладовые», за ненужностью не поддерживаемые владельцами, «ибо не стало хлеба». Стада коров и овец также лишились вследствие той же засухи своих пастбищ и голодные должны страдать под тяжестью постигшей беды: «как стонет скот! – говорит пророк, – уныло ходят стада волов, ибо нет для них пажити; томятся и стада овец».