К Тебе, Господи, взываю; ибо огонь пожрал злачные пастбища пустыни, и пламя попалило все дерева в поле.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 19–20 К Тебе, Господи, воззову, ибо огонь пожрал красу пустыни, и пламя попалило все дерева в стране. Даже и звери полевые, подобно полю, жаждущему дождя, устремили взоры к Тебе, потому что иcсохли источники вод, и огонь, пожрал красу пустыни

Когда пророк или народ чрез пророка взывает к Господу, потому что огонь пожрал красу пустыни в пламя попалило все дерева в стране, звери и скот на поле или на равнине устремляют взоры к Господу подобно полю, жаждущему дождя. Ибо это Акила выразил одним словом, сказав ὲπρασιώθη. Устремляют же они взоры к Нему потому, что иссохли источники или потоки вод и огонь пожрал красу пустыни в том смысле, что гусеница, саранча, черви и ржа произвели такое же опустошение, какое огонь относительно соломы и пламя относительно кустарников. Под красою (sресiоsа) пустыни, что по-еврейски называется naoth, мы должны понимать или открытые равнины, или цветущие луга или же места, покрытые зеленою травою и служащие пастбищами для скота. Если же [народ] стал взывать к Господу чрез пророка и скот устремил взоры к Нему, то это потому, что огонь пожрал красу пустыни и пламя попалило все дерева в стране, так что погибли как полевые, так древесные плоды, и потому, что иссохли источники вод, и пожирающее пламя истребило все то, что можно было найти в пустыне. Вместе с тем мы должны обратить внимание на то, что только вследствие нужды и лишения наслаждений пророк и животные стали взывать к Господу или устремлять взоры к Господу, что́ можно сказать и о человеке, который прежде был праведным; потому что когда он уклонится [с правого пути] и станет делать зло, то прежние добродетели не помогут ему, и Господь будет судить его сообразно с тем, что найдет в нем. Красою пустыни мы можем назвать то, о чем написано: многа чада пустые паче, нежели имущая мужа (Исаии 54, 1). Под пламенем же, попалившим все дерева в стране, мы должны понимать то, которое пускается огненными стрелами диавола, так что в нас ничего не остается от добрых плодов, но все истребляется огнем, ибо сердца всех прелюбодействующих (или всякого семени прелюбодействующего) подобны печи (Ос. гл. 7). И не только пророк или народ чрез пророка, то есть разумное существо, но также и скот, о котором сказано: человеки и скоты спасеши, Господи (Псал. 35, 7), и в другом месте: скотен бых у Тебе (Псал. 72, 22), и еще: засею их семенем человека и скота (Иерем. 31, 27), устремили взоры к Господу и стали просить росы Его милосердия, потому что иссохли источники вод, к которым стремится олень и о которых Господь говорит чрез Иеремию: Мене оставиша, источника воды живы (Иерем. 2, 13). По иссохновении же источников вод, орошающих и освежающих все засыхающее, все то, что было прекрасного в нас, было истреблено пламенем того огня, о котором Господь говорит в Евангелии: видех сатану, яко молнию с небесе спадша (Лук. 10, 18).

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 19-20 К тебе, Господи, возопию, яко огнь потреби красная пустыни, и пламень пожже вся древа польская. И скоти польстии воззреша к тебе, яко посхоша источницы воднии, и огнь пояде красная пустыни

«Красными пустыни» называет то, что само собой вырастает на полях, конечно, непаханых, а «древами польскими» – благородные растения огородов и садов, в известную пору обыкновенно усеянные прекрасными плодами. Их-то, говорит, и пожрали как бы в виде огня «мшицы и сиплеве» (Иоил.1:4). Рассудительно начинает усерднейшее моление к Богу, научая, что напрасно будет искать у кого-либо другого прекращения беды, но должно приносить моления Единому, могущему спасти и в гневе насылающему всякие скорби, потому что, как весьма справедливо говорит, не следует думать, что эти бедствия случились сами собой, напротив, что они наведены по Божию против них прещению. Об этом говорит нам сам Бог всяческих устами другого пророка: «будет ли зло во граде, еже Господь не сотвори?» (Ам.3:6) Значит, нет ни одного из бедствий, посещающих города и страны, которое бы совершилось без попущения Божия, потому что Он кого хочет спасает и освобождает от бедствий. Поэтому убеждает скорбящих искать разрешения у Бога, далеко отгоняя мысль, что в их делах нужна рука и помощь лжеименных богов. «Посхоша», говорит, «источницы воднии» от того, что дождь не орошал земли, и кроме того, когда на нее накинулись сиплеве, вооружилась саранча, поскакали мшицы и поползли гусеницы, как возможно было сомневаться в том, что все средства к жизни наверно будут уничтожены? Когда же истребляется и трава, то, конечно, совершенно необходимо и скоту подвергнуться гибели.

Я полагал бы, что следует произнести такие же речи, обращаясь к Богу в последние времена века, Иудеям, угнетенным недостатком благ и стенающим, потому что у них как огнем истреблены умственные блага, – поела их духовная саранча, и «посхоша источницы», ибо Он заповедал облакам не проливать обычного дождя на землю (Ис.5:6), и стали они землей непроходной и безводной (Пс.62:2), которая не будет обитаемой (Иер.6:8). А о нас, оправдываемых верой, Бог предвозвещал и, указывая на то, что раздаяние даров Христовых будет самым щедрым, говорил: «в той день искаплют горы сладость, и холми источат млеко, и вси источницы Иудины источат воды: и источник от дому Господня изыдет, и напоит водотечь сития» (Иоил.3:18), или иначе: «аз услышу Бог Израилев, и не оставлю их, но отверзу на горах реки, и среди поля…в луги…и жаждущую землю в водотечы» (Ис.41:17–18). Итак, здесь – мы (предмет речи). Если же и они обратятся к покаянию, возведут очи к Богу и скажут: «к тебе, Господи, возопию», то получат источники вод, будут вместе с нами черпать духовную воду и пить из источников спасения (Ис.12:3), будут иметь в сердце поток наслаждения от Бога и Отца и источник жизни. Предложены будут им для услаждения и «красная пустыни», то есть пажить добрая и обширная, обращающая их к божественному и евангельскому ведению, постигаемому во Христе.

Толкование на пророка Иоиля

Феодорит Кирский, блж. (†457)

18. Как стонет скот! Уныло ходят стада волов, ибо нет для них пажити; томятся и стада овец.
19. К Тебе, Господи, взываю; ибо огонь пожрал злачные пастбища пустыни, и пламя попалило все дерева в поле.
20. Даже и животные на поле взывают к Тебе, потому что иссохли потоки вод, и огонь истребил пастбища пустыни.


Ст.18 (церк-сл.) Что́ положи́м себе? Воспла́кашася стада́ воло́в, я́ко не бе па́жити и́м, и па́ствы о́вчия погибо́ша.

И стада волов мычат, издавая жалобный голос; потому что не получают обычной пищи. Одно с волами делают и стада овец.
Но когда будет это, я, говорит Пророк:

Ст.19 (церк-сл.) К тебе, Го́споди, возопию́, я́ко о́гнь потреби́ кра́сная пусты́ни, и пла́мень пожже́ вся́ древа́ польска́я, 

От Тебя только можно надеяться прекращения облежащих бедствий. А под «огнем» разуметь можно врагов, подобно огню опустошивших всю страну, а также могут быть разумеема саранча (Иоил.1:4), и другие бедствия того же рода; потому что ими не менее, как и врагами, истребляются земные плоды. «Красными пустыни» Пророк называет места, прежде прекрасные, но теперь запустевшие от постигших бед. Ибо несколько ниже говорит: «якоже рай сладости земля пред лицем его, и якоже созади его поле пагубы» (Иоил.2:3). Но когда мы недостойны, говорит Пророк, сподобиться Твоего человеколюбия, да не лишатся какой-либо пощады мычащие и блеющие животные.

Ст. 20 (церк-сл.) и ско́ти польстии воззреша к тебе, я́ко посхо́ша исто́чницы воднии, и о́гнь пояде́ кра́сная пусты́ни.

Сказал же Пророк о скотах: «воззреша к Тебе» – не как о разумных, но, желая преклонить сим Владыку на милость, выразился так о мычании скотов по недостатку корма.

Толкование на пророка Иоиля

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

19. К Тебе, Господи, взываю; ибо огонь пожрал злачные пастбища пустыни, и пламя попалило все дерева в поле.

19. К Тебе, Господи, возопию, яко огнь потреби красная пустыни, и пламень пожже вся древа польская.

«К Тебе, Господи, возопию» – т. е. взываю о прекращении постигших и имеющих постигнуть бедствий. Это, по научению св. пророка, должен был говорить от себя всякий из Иудеев. «Под огнем, – говорит бл. Феодорит, – разуметь можно врагов, подобно огню опустошавших всю страну, а также могут быть разумеемы и «прузи» и «сиплеве» (саранча и гниль) и другие бедствия того же рода; потому что ими не менее, как и врагами, истребляются земные плоды. «Красными же пустыни» пророк называет места, прежде прекрасные, но теперь запустевшия от постигших бед». Но имея в виду следующий стих, под огнем и пламенем скорее можно разуметь чрезвычайный солнечный зной, как пламень, попаливший прекрасные пастбища и полевые деревья, и произведший страшную засуху, так что изсохли потоки вод (Иоил.1:20), чего при опустошении саранчею не бывает, а тем более от других насекомых, и от людей.

Толкование на книгу святого пророка Иоиля

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

К Тебе, Господи, взываю; ибо огонь пожрал злачные пастбища пустыни, и пламя попалило все дерева в поле

Огонь (esch) пожрал злачные пастбища пустыни (neoth midbar). Пророк образно говорит о невыносимом солнечном зное, посушившем всю растительность. Далее этот зной пророк называет пламенем (ср. Ам VII:4; Ис IX:17, 18; Мал III:19). – Евр. midbar означает всякое вообще безлесное пространство, как степь, покрытую густою травою (Иер IX:10; ХXIII:10), так и голую пустыню (Иcx XXXII:15; XXXV:1). В ст. 19 лучше понимать midbar в первом значении. В слав. вместо злачные пастбища пустыни читается «красная пустыни», так как LXX слово neoth во многих случаях поняли в смысле прилагательного (ср. Плач II:2; Пс XXII:3) и перевели сл. ωραῖος, цветущий, прекрасный.

См. также Толкование на Иол. 1:17

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 19-20 К Тебе, Господи, взываю; ибо огонь пожрал злачные пастбища пустыни, и пламя попалило все дерева в поле. Даже и животные на поле взывают к Тебе, потому что иссохли потоки вод, и огонь истребил пастбища пустыни.

Это сострадание неразумной твари вместе с человеком побуждает самого пророка молить о помиловании Господа, хранителя человеков и скотов (Пс.35:7). «К Тебе, Господи, взываю, – молит пророк, – ибо огнь (засуха, все иссушающая, как огонь) пожрал злачные пастбища пустыни, и пламя попалило все дерева в поле. Даже и животные на поле взывают к Тебе», страдая от жажды, они стоят с поднятыми вверх головами, стараясь вдохнуть в себя хоть сколько-нибудь освежающего и подкрепляющего воздуха, «потому что иссохли потоки вод, и огонь истребил пастбища пустыни».

Пророк Иоиль

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible