Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Опустошил он виноградную лозу Мою, и смоковницу Мою обломал, ободрал ее догола, и бросил; сделались белыми ветви ее.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Кирилл Александрийский, свт. (†444)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)
Прочие
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Положи виноград Мой в погубление, и смоквы Моя в сломление. Виноград есть образ синагоги, а смоквы – тайна всего человечества.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 6–7 Ибо придет (вульг. приходит) на землю мою народ сильный и бесчисленный; зубы у него, как зубы у льва, и челюсти у него, как у львичища. Опустошил он виноградную лозу мою, и смоковницу мою ободрал, обобрал ее догола и бросил; сделались белыми ветви ее
Иудеи полагают, что во дни Иоиля такая масса саранчи напала на Иудею, что она все покрыла собою и не оставила не только плодов, но даже коры и ветвей на виноградных лозах и деревьях, так что, по истощении всех соков, остались засохшие ветви деревьев и сухие прутья от виноградных лоз. Было ли это или нет, этого мы не можем с уверенностию утверждать; потому что об этом не говорится ни в книге Царей, ни Паралипоменон. Но если бы это было, то Писание, без сомнения, не умолчало бы об этом, подобно тому, как мы читаем о голоде продолжавшемся три года и шесть месяцев во время Илии (3 Цар. гл. 17). Мы можем сказать только то, что под образом саранчи описывается нашествие врагов, – или ассириян и вавилонян, которые тогда угрожали [нашествием], или мидян и персов, которые должны были придти после них, или македонян, которые, как нам известно, приходили спустя долгое время после того, или, наконец, римлян, о которых мы выше сказали. Впрочем, здесь более идет речь, как мне кажется, о вавилонянах и халдеях, которых изображают жестокими и лютыми по отношению к народу Божию, на что, если не ошибаюсь, есть некоторые указания у этого пророка. Говорится о беззаконии врагов под образом саранчи и снова говорится о саранче таким образом, что она, как будто бы сравнивается с врагами, так что, читая о саранче, думаешь о врагах, и думая о врагах, снова возвращаешься к саранче. Итак, приходит из пустыни племя саранчи или халдейское войско, сильное и бесчисленное, на землю Божию. Ибо что бесчисленнее и сильнее саранчи, которой не может противустоят человеческое искусство? Зубы у него, то есть у племени саранчи (все нужно понимать как зубы льва, и челюсти у него, как у львичища, так что кои по силе и многочисленности сравниваются с саранчею, те по лютости и жестокости сравниваются со львами. Этот народ, говорит, опустошил виноградную лозу мою, которую и перенес из Египта и посадил (Псал. 79, 9), и он до гола обобрал смоковницу мою, то есть народ иудейский, к которой подошел Спаситель, чтобы есть плоды ее, и, не нашедши их, проклял ее, и она засохла на веки (Матф. гл. 21). Но мы должны знать, что все это сказано метафорически под образом саранчи, которая настолько все опустошает, что обгладывает кору деревьев и бросает оголенное ею, и истощив все соки, оставляет побелевшие и засохшие ветви. Мы изъяснили исторический смысл, теперь перейдем к духовному смыслу, чтобы слушать вместе с старцами. Приходит народ на землю Божию, то есть против души человеческой. Ибо все души – Божии, как душа отца, так и душа сына. Приходит именно народ князей века сего и тьмы и поднебесные духи злобы, против которых мы должны вести борьбу и войну и о которых говорится: аще дух владеющего взыдет на тя, места твоего не остави (Еккл. 10, 4). Зубы у этого народа, как зубы льва, о котором апостол Петр говорит: супостат наш диавол, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити (1Петр. 5, 8). И челюсти у него, как у львичища. Под львичищем должно понимать или того, кто восстает против всего, что относится к Богу и религии, или, наверное, всякое превратное учение. О сокрушении челюстных зубов его, которые скрываются внутри [пасти] и не бывают видимыми, чтобы не легко было избежать их, также псалмопевец радуется, говоря: членовные львов сокрушить Господь (Псал. 57, 7). Если мы даем место этому народу, чтобы он приходил к нам, то немедленно он опустошит нашу виноградную лозу, из которой мы обыкновенно получали вино, веселящее сердце человека (Псал. 103), и сдирает кору с наших смоковниц или обламывает их, чтобы мы не имели на них сладчайших даров Святого Духа и чтобы святой муж не покоился под нашею виноградною лозою и смоковницею, находясь под которыми он не боялся бы нападений со стороны врагов. И этот народ не довольствуется истреблением виноградной лозы и обламыванием смоковницы, но тщательно обыскивает их и уничтожает все остатки жизни в них, чтобы, но истощении всех соков, оставались побелевшие и безжизненные небольшие сучья и чтобы над нами исполнились [эти слова]: аще в сурове древе сия творят, в сусе что будет (Лук. 23, 31)?
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Ст. 6-7 Понеже язык взыде на землю мою крепок и безчислен: зубы его… зубы львовы, и членовныя его, львичища: положи виноград мой в погубление, и смоквы моя в сломление: взыскуя объиска и, и сверже, обели лозие его
Желая некоторым образом упредить события или ожидаемое будущее и вынудить слезу раскаяния, подробно раскрывает будущее и, как бы представляя воочию наступление горестей, предлагает поражаемым некоторый плач, получивших приказание рыдать как бы научает плачевной песни и затем побуждает говорить вышеуказанное: «понеже язык взыде на землю мою крепок и безчислен» и в крепости зубов мало уступает львам и львичищам. Это справедливо, если даже понимать о пругах, гусеницах и мшицах, потому что эта тварь непобедима, их нападение весьма непреодолимо, она может истребить дотла все, что есть в полях, – разумею плоды и зелень, погубить смоквы и виноград, придать обнаженный и безобразный вид пашне. Если же применить слово к бесчеловечности опустошителей и совершенному опустошению страны, то оно указывает не на что иное, как то, что вся страна у них погибла, истреблены у них выдающиеся люди, превосходящие обыкновенных людей славой и богатством, почему приравниваются смоковнице и винограду; однако они подвергнулись искушению точно так же, как это бывает и с чувственным виноградом, когда ему случается попасть на зубы саранче, потому что она, высасывая из растений сок и вытягивая у них всю животворную силу, в непродолжительный срок иссушает их, а вследствие этого и делает белыми на вид. Таким образом зубы врагов истребителей до конца пожрали тех, кто был почитаем в роде винограда, или в виде смоковницы, и привели их в состояние полной негодности, или поражая мечом, или подчиняя игу рабства.
Если кто пожелал бы понимать духовно, то может применить это к грешным людям, в ум и сердце которых наподобие саранчи, и мшиц, и гусениц всегда как-то вкрадываются лукавые духи, а также многовидные и многообразные страсти, и делают так, что они оказываются негодными и безобразнейшими, утратившими цвет благочестия и не имеющими в себе никакого произрастения праведности. Я могу сказать, что им следовало бы непрестанно плакать и рыдать пред Богом, частой молитвой добиваться прощения и помощи, чтобы сделаться, хотя поздно и с трудом, мудрыми, мощными и способными избегать случайностей. Могут это потерпеть и те, у кого ум невежественно склоняется к тому, чтобы слушаться навыкших мудрствовать иначе и извращать правые учения церкви. О таких вполне справедливо сказать: «зубы» их «зубы львовы, и членовныя» их, «львичища», потому что это – род богоненавистный, обманчивый, вредный, пожирающий и пленяющий ум простецов собственными измышлениями, так что в них не оказывается остатка правоты. Подобные люди иссушают владычний виноградник, сад лишают смоковниц и делают его обнаженным и запустелым, – «ихже суд… не коснит» (2Пет.2:3), но со временем праведен (Рим.3:8) будет. Итак, проводящие жизнь в невежестве будут пищею «пругов и мшиц и гусениц», будут лишенными всякого благолепия, и не будет в них ничего цветущего. А мудрая и боголюбивая душа, богато украшенная догматами истины, имеющая сердце, так сказать, изобилующее плодами праведности и покрытое превосходными цветами, конечно, с дерзновением скажет подобно невесте, изображаемой в Песни Песней: «да снидет брат… в вертоград свой, и да яст плод овощий своих» (Песн.5:1). Приятны плоды благочестия и овощи истинной любознательности Спасителю всех нас Христу, Который есть и брат нам, как рожденной от сестры, всенепорочной Владычицы.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Бесчисленный и отличающийся крепостью и силою; землею же Своею называет землю Израилеву; потому что и Израиля называет Своим народом.
6. .... зубы у него – зубы львиные, и челюсти у него – как у львицы.
6. (церк-сл.) .... зу́бы его́ [я́коже] зу́бы льво́вы, и члено́вныя его́ я́коже льви́чища:
Одно и тоже выразил различно, желая устрашить множеством именований; ибо одного и того же называет львом и львичищем. Если же кому угодно разуметь под сим и разное нечто; то не повредит сие смыслу, потому что и за одними пругами следуют другие мелкие, как бы некие львичища, и враги вместе с воинственными и доблестными приводят и менее сильных.
7. Опустошил он виноградную лозу Мою, и смоковницу Мою обломал, ободрал ее догола, и бросил; сделались белыми ветви ее.
Описывает же Пророк, что будет от них, указывая на поврежденные виноградники, на побелевшие лозы, на оставшиеся без листьев смоковницы, что обыкновенно бывает от нападения пругов.
А что сказует о сем, не как о бывшем, но как о будущем, свидетельствует о том продолжение речи. Ибо у Пророка сказано:
8. Рыдай, как молодая жена, препоясавшись вретищем, о муже юности своей!
Не сказал Пророк «плакал», но: «рыдай», показывая, что по испытании бедствий предадутся сетованию, проливая слезы, как бывает с молодой женой, которая в юном еще возрасте, и видит мужа своего умершим.
Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)
Опустошил он виноградную лозу Мою, и смоковницу Мою обломал, ободрал ее догола, и бросил; сделались белыми ветви ее
О несчастные, которые, страстно желая похвал от людей, на самих себя расточают плоды своих трудов, и, когда стремятся показать себя в чужих глазах, осуждают то, что делают! Конечно, когда злые духи провоцируют их на хвастовство, они, как мы сказали, захватывают в плен и крадут их дела. Поэтому Истина, показывая в образе некого рода злобу древних врагов, говорит: Опустошил он виноградную лозу Мою, и смоковницу Мою обломал, ободрал ее догола, и бросил; сделались белыми ветви ее.
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
7. Виноградную лозу Мою он оставил пусту; и смоковницу Мою сделал щепою; обгрыз её до-чиста, и бросил; белеются сучья её.
7. Положи виноград Мой в погубление и смоквы Моя в сломление: взыскуя объиска и и сверже, объели лозие его.
Под народом сильным и безчисленным здесь разумеются не одни враги Халдеи, но и саранча, которой, по её лютости, приписываются зубы льва и челюсти львицы. Саранча любит виноград и опустошает его до-чиста, а когда нападет на смоковницу, то так чисто объедает, что делает её как бы щепою, оставляет одни объеденные белые сучья.
«Если кому угодно, – гов. бл. Феодор., – разуметь нечто различное под зубами льва и челюстями львицы, то это не повредит смыслу, потому что и за одними пругами следуют другия мелкия, как некия львичища». – Св. Ефр. Сир. под сильным народом разумеет здесь Сеннахиримово войско, которое Иудейскую страну обратило в пустыню. «Виноград, – поясняет сей отец, – есть образ синагоги, а «смоквы» – тайна всего человечества».
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Опустошил он виноградную лозу Мою, и смоковницу Мою обломал, ободрал ее догола, и бросил; сделались белыми ветви ее
Виноградная лоза и смоковница составляли основу благосостояния страны. Поэтому пророк в описании опустошения, причиненного саранчою, особенно подчеркивает гибель названных растений – слав. «взыскуя объиска» и соответствует греч. ἐρευνῶν ἐξηρεύνησεν αὐτὴν, причем в греч. тексте речь идет о винограде, а в слав. о смоквах; что чтение греч. т. возникло вследствие того, что вместо евр. hapchoph haschaphah («ободрал догола») LXX читали haphosch hapahascha (обыскивал, обыскал). – И бросил (слав. «сверже»): речь идет о молодых ветках, перегрызенных саранчою и упавших на землю. Сделались белыми ветви ее, т. е. вследствие того, что саранча обгрызла кору, побелели ветви. – Картина опустошения, начертанная пророком, вполне соответствует тем сообщениям о нашествии саранчи, которые мы имеем у древних писателей (Тацит, Анналы XV, 5) и новейших путешественников.
архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)
Чтобы в этом наступившем и неслыханном доселе несчастии дать заметить народу проявление суда Божия и Божественного голоса увещания к покаянию, пророк прежде всего обращается к людям, ведущим жизнь разгульную, нетрезвую, обращается к пьяницам народа и требует от них, чтобы они протрезвились от своего постоянного опьянения, не пропускали без внимания совершающихся страшных бед, вняли голосу Божию, призывающему чрез эти бедствия беспечный народ к образумлению и покаянию. «Пробудитесь, – взывает он, – пьяницы, и плачьте и рыдайте, все пьющие вино, о виноградном соке», рыдайте, потому что Господь разгневался на вас, Он наказывает вас, Он опустошил виноградники ваши и чрез то отнял у вас свежий, приятный, виноградный сок, опьяняющий вас, плачьте об этом соке, «ибо он отнят от уст ваших!». Господь наслал на землю саранчу, которая как неприятельский многочисленный народ, как страшное враждебное войско напала на землю Иудину и все здесь опустошила, между прочим опустошила и самые благороднейшие произведения земли: виноградную лозу и смоковницу. «Ибо, – описывает пророк как бы
от лица целого народа нашествие и опустошительные действия саранчи,
этого бича Божия на земле Иудиной, – пришел на землю Мою», на землю народа Божия, «народ (саранча) сильный и бесчисленный». Оружие этого народа состоит в зубах его и в челюстях, которыми он так же до конца все раздробляет и пожирает, как лев или львица: «зубы у него – зубы львиные, и челюсти у него – как у львицы». Вооруженный такими зубами и челюстями, при помощи их «опустошил он виноградную лозу мою», лозу народа Божия (пророк продолжает речь от имени всего народа), «и смоковницу Мою обломал, ободрал ее, – разъясняет пророк предшествующие слова свои, – догола». И виноградную лозу, и смоковницу нашедший враг так очистил, что не только листья, но даже и кору пожрал на них, «и бросил», и в таком виде оставил их, и вот виноградная лоза и смоковница стоят обглоданные совсем: «сделались белыми ветви ее».