Скрыть
Я соберу все народы, и приведу их в долину Иосафата, и там произведу над ними суд за народ Мой и за наследие Мое, Израиля, который они рассеяли между народами, и землю Мою разделили.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Соберу вся языки, то есть полчища Гоговы, и сведу я на юдоль Иосафатову, которая толкуется: Господь суда.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Иоиля

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1–3 Ибо вот, в те дни и в то время, когда Я возвращу плен Иуды и Иерусалима, Я соберу все народы, и отведу их в долину Иосафата, и там произведу над ними суд за народ Мой и за наследие Мое, Израиля, который они рассеяли между народами, и землю Мою разделили. И а народе Моем они бросали жребий, и отдавали отрока на непотребство, и продавали отроковицу за вино, чтобы пить

Согласно с своим обещанием, будем говорить сперва применительно к иносказательному смыслу, связывая последующее с предшествующим, и, если будет возможно, попытаемся все отнести ко дню суда. По спасении верующих на горе Сионе и в Иерусалиме и по призвании оставшихся из среды народа иудейского, уверовавших вместе с апостолами и чрез апостолов, в то время, когда будет возвращен плен Иуды и Иерусалима Господом, который пришел проповедовать слепым прозрение и пленным освобождение и избавил исповедующих Господа и пребывающих в Церкви, имеющей видение мира, Он соберет все народы, не восхотевшие уверовать, и отведет их в долину Иосафата, что́ по-гречески, соответственно еврейскому подлиннику, яснее называется т. е. низведу и с высоты свергну вниз. При этом обрати внимание на то, что когда Господь призывает всех неверующих или противные силы на суд и производит суд над ними за народ Свой, то говорит: отведу их в долину Иосафата. Когда же Он призывает верующих к войне, то говорит: возбудите сильных, пусть придут, поднимутся все ратоборцы: пусть воспрянут и поднимутся народы на долину Иософата (Иол. 3:9, 12), призывая их не спуститься, по подняться. Ибо всякий, над кем производится суд за грехи его, находится в долине, называемой [долиною] Иосафата, то есть суда Господня: но кто верует в Господа, тот не будет судим. Там Он произведет суд над ними, не величием могущества, но силою истины изобличая тех, которые разделили народ Божий и рассеяли наследие Его между народами, чтобы принудить рабов Божиих быть их рабами, и разделили землю Его, разрознивши ее чрез многочисленные заблуждения, так что одни почитали Юпитера, другие Юнону, Минерву, лихорадку, ржавчину, Анубиса, крокодила, ибиса, сов, ястребов и аистов. Поэтому некогда был разделен народ Божий, и эти враждебные народы, то есть князья мира сего и правители тьмы, не только разделили себе народ Божий, но отдавали отроков на непотребство, принуждая их изменять мужескую природу, как говорит апостол: сего ради предаде их Бог в страсти бесчестия: и жены бо их измениши естественную подобу в презъестественную. Такожде и мужи, оставльные естественную подобу женска пола, разжегошася похотию своею друг на друга, мужи на мужех студ содевающе, и возмездие, еже подобаше прелести их, в себе восприемлюще (Рим. 1, 26–27). Не довольствуясь совершением этого, они продавали отроковицу за вино чтобы пить, предпочитая лакомство сладострастию. Все это, как говорят иудеи, буквально исполнилось во времена Веспасиана и Тита и в особенности Адриана. Если же мы будем относить написанное ко дню суда, то должны будем сказать, что всякий спасаемый спасается в Церкви или в небесном Иерусалиме Когда будет возвращен плен Иуды и Иерусалима, тогда все будут собраны и отведены в долину Иосафата, и там Господь произведет суд над теми, кои преследовали народ Его и разделили себе наследие Господне, рассеяли их между народами и о земле Его бросали жребий. Это мы должны относить не только к еретикам, которые разделили себе народ Божий и обратили его в язычником, но ко всем суровым и высокомерным учителям, которые под именем учителей и священников господствуют над клирами и угнетают подчиненных им. Когда они бывают небрежными и соблазняют одного из малых, то также вовлекают отроков в непотребство или отдают блудницам, и ради своего наслаждения те, имже бог чрево, и слава в студе их (Филип. 3, 19), продают отроковиц, чтобы пить вино. Отдает же юношей блудницам и продает отроковиц для распутства тот, кто из-за постыдной корысти не обличает согрешающих.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 1-3 Яко се, аз во дни тыя и во время оно, егда возвращу пленники Иудины и Иерусалимли, и соберу вся языки, и сведу я на юдоль Иосафатову, и разсуждуся с ними ту о людех моих и о наследии моем Исраиле, иже разсеяшася во языцех: и землю мою разделиша, и на люди моя вергоша жребия, и даша отрочища блудницам, и отроковицы продаяху на вине и пияху

И после того как десять колен отторглись от царства Ровоама и отделились от него, и весь Израиль распался на Ефрема и Иуду, появлялись блаженные пророки. Они говорили о том, что относилось к обоим, так как все пророческое служение у них продолжалось до времен плена. После же их возвращения из него в Иерусалим и последовавшего тогда их прибытия, на Израиля пророчествовали Аггей, и Захария, и Малахия. Кажется и Ездра предвозвестил немногое нечто о тогдашних событиях, и о совершившихся в его век. Итак, изъясняемое пророческое слово упоминает не о событии, совершившемся во времена древних пророков, но о том, что едва Кир отпустил Израиля, они возвратились в Иудею. А чем это событие достойно внимания и что такое случилось тогда, об этом мы скажем, насколько возможно, приводя в пояснение повествование Ездры.

Итак, лишь только Израильтяне возвратились в Иудею и отдохнули от угнетения и бедствий рабства, они опять обратились к прежнему легкомыслию и не оказались верными исполнителями и стражами установлений Моисея. Между тем как закон всем воспрещал соитие с дочерьми иноплеменников, они, пренебрегши от Бога данным им постановлением, вступали в соитие с иноплеменными женщинами. Сильно огорченный этим Ездра раздирал свою одежду, оплакивал Израильтян и увещевал, чтобы они разобщились от иноплеменных женщин. И они, убоявшись может быть божественного гнева, решились исполнить это и опять прежде бывшего ставили учителем того, что может быть с ними, если бы они не захотели почитать закон. Когда же изгнано и удалено было из Иерусалима множество иноземных женщин, то соседние народы естественно должны были приходить в негодование, как чрезвычайно оскорбленные этим. И сверх того они может быть рассуждали в себе следующим образом. Поскольку они (Иудеи) укрепляли стенами Иерусалим и ревностно восстанавливали божественный храм, то враги их были воспламеняемы ко гневу стрелами зависти и старались препятствовать этому, вероятно помышляя о том, что если Израиль опять достигнет прежнего могущества и будет иметь укрепленные города, чему будет вспомоществовать Бог всяческих, так как Ему будет совершаться служение по древним обычаям в храме, то он опять достигнет владычества, будет невыносим для всех, наложит подати на некоторых соседей и тех, которые впоследствии решились бы только оказать ему сопротивление, совершенно покорить себе, опустошивши их земли. По этой причине они подговаривали некоторых мешать им в производстве работ над самым храмом и над стенами. Когда же это старание их оказалось бесплодным, потому что Бог споспешествовал Израильтянам в их работах, то они наконец вооружились и решились идти войной против них. Но были побеждены и пали, потому что Бог помогал им (Израильтянам). А собрание тех, которые решились на это, было в долине Иосафатовой. Местность эта находилась на расстоянии немногих стадий от Иерусалима, на восточной стороне. Говорят, что это – открытая местность и удобная для действий конницы. А что некоторые из могущественнейших язычников недоброжелательно относились к Израильтянам, строившим храм, и однако же нисколько не успевали в своих замыслах, об этом скажет блаженный Ездра, говоря: «во временех Артаксеркса царя Персскаго, восписаша ему на обитающих во Иудеи и Иерусалиме: Вилемос, и Мифридат, и Тавеллий, и Рафим, и Веелтефм, и Самеллий писец, и прочии соучиненнии, обитающии в Самарии и во иных местех» (2Ездр.2:16). Содержание этого письма состояло в том, будто Иерусалим есть город, обладающий неодолимым могуществом, никогда не покоряется царям других стран, напротив, сильно сопротивляется им, так что если достигнет прежнего могущества, то доставит впоследствии немало забот и самим начальникам Вавилонским. Но написавшие такое письмо не имели никакого успеха. Некоторые же из жителей Самарии и переселившиеся из Вавилона предлагали Иудеям работать и строить храм вместе. Но последние не захотели сего и по этой причине подверглись немалым неприятностям, противодействуя злоумышлениям тех. В книге Ездры также написано (о сем) следующее: «и услышаша врази Иудины и Вениамини, яко сынове преселения созидают церковь Господу Богу Исраилеву, и приступиша к Зоровавелю, и к князем отечеств, и рекоша им: созиждем с вами, понеже, якоже и вы, ищем Бога вашего, и ему мы жрем жертву от дний Асарадана царя Ассурска, приведшаго ны семо». Находившиеся же при Зоровавеле сказали: «несть нам и вам создати дом Богу нашему, понеже мы сами особно созиждем Господу Богу нашему, якоже повеле нам Кир царь Персский. И быша людие земли тоя ослабляюще руки людей Иудейских, и препинаху им в созидании, и наимаху на них советников, да разорят совет их» (1Ездр. 4, 1–5). Но хотя они злоумышляли, однако же, злоумышление их оказалось напрасным. А что после того как напоследок тайные замыслы оказались бесплодными: все соседние народы пошли (против Иудеев) открытой войной, но были побеждены и побиты, – об этом ты узнаешь оттуда же. Во второй книге Ездра пишет так: «Бысть же егда услыша Санаваллат, и Товиа, и Аравляне, и Амманиты, яко взыде отрасль стен Иерусалимских, зане начаша разселины заграждати, и зло им явися зело. И собрашася вси вкупе, да приидут и ополчатся на Иерусалим…. И ко Господу Богу нашему, говорит, молихомся и поставихом стражы на стене противу их день и нощь от лица их. Рече же Иуда: истомлена есть сила враг и народ мног (Неем.4:7–10). В сих словах нет упоминаний о долине: но об этом говорит нам предание. Пророчество же вполне достоверно и сообщает нам название местности сражения. Поэтому тот, кто говорит, что соберет все народы в долину Иосафатову, разумел, думаем, это именно событие. Очевидно, соберет не против воли, но только не будет препятствовать желающим придти. Будет же судиться с ними об Израиле, и своем наследии, которое они разделили, похищая может быть оставшихся от Вавилонян, нападая на них во время бедствия и отдавая блудницам мальчиков, а отроковиц предлагая для ужасного разврата и как бы продавая их распутству других, и этим приобретая деньги для роскоши и пьянства.

Размыслив же об искуплении чрез Христа, мы говорим, что и с нами было нечто подобное. Нас, пленных и находившихся в рабстве у жестокого тирана, говорю о сатане, он освободил и возвел как бы во святую землю – в жизнь евангельскую, в состояние всеми удободостижимое, в город укрепленный – духовный Иерусалим, который есть церковь Бога жива, сделав нас подобно драгоценным камням, способным к созиданию, в святой храм, «в жилище Божие Духом» (Еф.2:22; ср.:1Пет.2:5). Но нечестивое множество демонов воспламенилось скорбями зависти, и сверх того многие противники догматам истины сделали нападения на святых; но не нанесли им никакого вреда, потому что Бог защищал их и Христос подкреплял их, и говорил: «в мире скорбни будете: но дерзайте, яко аз победих мир» (Ин.16:33). У Иудеев есть пустая и бабья басня, будто некогда в долине Иосафатовой Бог будет судить всех, после воскресения мертвых; они думают, что все живущие во вселенной понесут наказание за учиненное против них, Иудеев. Но эта достойная осмеяния мысль их никогда не исполнится, потому что богодухновенное Писание говорит, что пророчество уже исполнилось и соседние народы подверглись праведному наказанию от Бога, когда произошло сражение в долине Иосафатовой. Они, как я сказал, напали на останки Израиля, подвергшегося весьма великому бедствию, потому что преданы были Вавилонянам.

Толкование на пророка Иоиля

Феодорит Кирский, блж. (†457)

По предречении духовных даров Пророк обратился к пророчеству другого содержания, и предсказывает о Гоге и Магоге, о которых предвозвещал и божественный Иезекииль; предсказывает же, что Гог и Магог, по возвращении Иудеев из плена, с многочисленною ратью ополчатся на Иерусалим, вероятно, побуждаемые к тому окрестными народами. Поскольку Иудеи по возвращении своем сделались весьма славны и знамениты; потому что обладавший тогда вселенною (а это был Кир, первый царь персидский) отпустил их с дарами и со всякою честью, и велел создать храм Божий; то соседние народы, одержимые завистью, собрали отовсюду несметные полчища, надеясь взять город со всеми жителями. Но обманулись в надежде, и потерпели конечную гибель у самого города, потому что поборал за него Бог всяческих, и соделал, что сами они истребили друг друга. Сие предвозвещая, Владыка устами божественного Иоиля, говорит:

1-3. Ибо вот, в те дни и в то самое время, когда Я возвращу плен Иуды и Иерусалима,Я соберу все народы, и приведу их в долину Иосафата, и там произведу над ними суд за народ Мой и за наследие Мое, Израиля, который они рассеяли между народами, и землю Мою разделили. И о народе Моем они бросали жребий, и отдавали отрока за блудницу, и продавали отроковицу за вино, и пили.

1. Я́ко се́, а́з во дни́ ты́я и во вре́мя о́но,
Показывая же, в какое именно время, присовокупил:
егда́ возвращу́ пленники Иу́дины и Иерусали́мли, 
Не во время духовных дарований, но вскоре по возвращении из Вавилона

2. и соберу́ вся́ язы́ки,
то есть, попущу собраться, и не воспрепятствую первому их устремлению. Сие выражает словом: «соберу»; потому что, не против воли привел их, но не воспрепятствовал, когда вознамерились идти.

и сведу́ я́ на юдо́ль Иосафа́тову, и разсужду́ся с ни́ми ту́ о лю́дех мои́х и о наследии мое́мъ Изра́или, и́же разсеяшася во язы́цех, и зе́млю мою́ раздели́ша.
3. И на лю́ди моя́ верго́ша жре́бия, и да́ша о́трочища блудни́цам, и отрокови́цы продая́ху на вине и пия́ху.

Из сего явствует, что по следам народов сопредельных шли и другие. Они-то во время пленения Иудейскую землю, так как никого на ней не было, никто не владел ею и не возделывал ее, делили между собою, и при разделении бросали жребий, Иудеев же избегших плена продавали, данную за них цену издерживая на распутство и роскошь. Бог говорит: «разсуждуся о людех Моих», показывая, что подвергнет наказанию за беззаконные поступки с Иудеями.

Толкование на пророка Иоиля

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Я соберу все народы, и приведу их в долину Иосафата, и там произведу над ними суд за народ Мой и за наследие Мое, Израиля, который они рассеяли между народами, и землю Мою разделили

Все народы (kol hagoim) языческие, по изображению пророка, для суда над ними будут собраны в долину Иосафотову (emek jehoschafath). Многие комментаторы еврейское jehoschafath принимают в значении нарицательном – Иегова судил и слова пророка понимают в смысле неопределенного указания на некоторую долину, которая явится долиной Суда Божия (Меркс, Кейль, Новак) (Еп. Палладий). Другие толкователи (Эвальд, Гитциг, Гоонакер, Добронр.) считают jehoschafath именем собственным и видят в ст. 2-м упоминание о той долине, где при иудейском царе Иосафате чудесно были поражены союзные силы Аммонитян, Моавитян и Идумеев, напавших на Иудею (2Пар XX). В этой же долине народ славословил Господа за чудесное спасение, почему долина получила наименование emek berachah, долина благословения (2Пар XX:23). В настоящее время именем Иосафат называется долина, лежащая между горой Елеонской и холмом Мориа, на восток от Иерусалима. Но эта долина не была полем битвы при Иосафате и названа его именем по другим каким-либо основаниям, – или по предположению (ср. 2Пар XXI:1) на ней места погребения Иосафата или вследствие устроения здесь царем каких-либо учреждений. Пророк мог иметь в виду не эту долину, а другую, которая, как видно из 2Пар XX, находилась на юг от Вифлеема в пустыне Фекод (ныне Вади-Берейкут). По кн. Паралипоменон эта долина называлась «долиной благословения», но кроме этого наименования, по свидетельству Талмуда, она имела и другие названия (Erubin 19а); следов., могла называться и долиной Иосафата. Слова пророка, что Господь соберет все народы в долине Иосафата нет нужды понимать в буквальном смысле [По свидетельству блаж. Иеронима в комментарии на пророка Иоиля уже в его время Иудеи веровали, что все они будут возвращены в Иерусалим, и что в долине Иосафатовой будут посечены мечом языческие народы. Эта вера сохраняется у евреев и доныне. См. Добронравов, с. 378.]. Пророк xочет выразить только ту мысль, что в день Суда Господа над народами совершится нечто подобное тому, что произошло в долине благословения при Иосафате. Суд над языческими народами, по ст. 2-му, будет произведен за то, что «они рассеяли Израиля между народами, и землю Мою разделили». Какие факты имеет в виду в последних словах пророк, трудно сказать. Те комментаторы, которые считают Иоиля пророком послепленным, в приведенных словах видят указание на период плена в последующее столетие, когда земля Иудейская разделена была между поселившимися в ней племенами. Другие комментаторы понимают слова пророка или в отношении постигших иудею несчастий при Иораме (ср. 4Цар VIII:20 и д. 2Пар XXI:8, д.), или в отношении всех последующих нападений врагов, каковые нападения Иоиль пророчески приводит. В греч.-слав. переводе конец ст. 2-го отступает от подлинника: «о Израиле, иже рассеяшася во языцех и землю Мою разделиша».

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 1-3 Ибо вот, в те дни и в то самое время, когда Я возвращу плен Иуды и Иерусалима, Я соберу все народы, и приведу их в долину Иосафата, и там произведу над ними суд за народ Мой и за наследие Мое, Израиля, который они рассеяли между народами, и землю Мою разделили. И о народе Моем они бросали жребий, и отдавали отрока за блудницу, и продавали отроковицу за вино, и пили. 

Что же касается до всех остальных людей, то все они как противники Иеговы и народа Его подвергнутся суду Божию и погибнут: «ибо вот», –  говорит Господь устами пророка, самою частицею «вот» уже указывая, что Он имеет возвестить людям нечто новое, нечто особенное, знаменательное, –  «в те дни», т.е. во дни излияния Духа Божия, «и в то самое время, – еще теснее определяет Господь время осуществления предвозвещаемого, – когда Я возвращу плен Иуды и Иерусалима», когда Я возвращу пленников Иуды и Иерусалима снова в их отечество, когда Я их снова соберу из рассеяния и приведу в новое, далеко превышающее собою прежнее, славное состояние, «Я соберу все» враждебные Мне и моему народу «народы и приведу их в долину Иосафата», т.е. долину, где Иегова судит (ср. Иоил.3:12) или долину разделения (ср. Иоил.3:14). Под этою долиною, которой усвояется название долины Иосафат по тем судным действиям, какие по изображению пророческому имеют совершиться на ней (следовательно, имя Иосафат надо принимать не в собственном, а в нарицательном смысле), разумеется долина при потоке Кедронском, на востоке или лучше на северо-востоке от Иерусалима, называемая в священных книгах долиною Шаве или же царскою долиною (Быт.14:17). Собравши в эту долину все народы, Господь совершит над ними свой суд, суд за все то зло, которое они причинили народу Божию: «и там, – говорит Господь, в долине Иосафат, – произведу над ними суд за народ Мой и за наследие Мое, Израиля, который они (сначала в лице вавилонян, а потом римлян) рассеяли между народамии землю Мою (землю принадлежавшую Израилю) разделили», когда он попал в плен, «бросали жребий» и так презрительно обходились с своими пленниками, что «отдавали отрока за блудницу, и продавали отроковицу за вино, и пили».

Пророк Иоиль

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible