Скрыть
Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердаго своего,

Святые отцы

Прочие

Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)

Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердаго своего

Предвидя, что иудеи будут склонять воинов ко лжи, и говорить «рцыте, яко украдоша Его» (Мф. 28, 13), сказал: «хранящии суетная и ложная, милость сию оставиша». Ибо пришел милосердующий о них, но был распят и воскрес, давши честную Свою кровь за иудеев и язычников. Но они говорят: «рцыте, яко украдоша Его» (Мф. 28, 13), (они), «хранящии суетная и ложная» (Ион. 2, 9).

Поучения огласительные 14

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Хранящие тщетно суетное оставят (или оставляют) милосердие свое

Бог по природе милосерд и готов по благости спасти тех, которых не может спасти по правосудию; но мы по своей вине утрачиваем и оставляем всегда готовое и самопредлагающее себя милосердие Божие. Сказал же он не: «делающие суетное», ибо «суета суетствий, всяческая суета», – (Еккл. 1, 2), чтобы не казалось, что все осуждаются и что всему роду человеческому отказывается в милосердии, а: «хранящие суетное» или «ложное», отдающиеся этому с сердечным увлечением, – которые не только делают, но и хранят суетное, любя его и считая как бы за найденное сокровище. При этом обрати внимание на величие души пророка: находясь в морской глубине, будучи окружен постоянным мраком во чреве такого чудовища, он не думает о собственной опасности, но пускается в общие рассуждения о природе. «Оставят», – говорит, – «милосердие свое.» Хотя было оскорблено милосердие, под которым мы можем понимать самого Бога, ибо «щедр и милостив Господь, домотерпелив и многомилостив» (Псал. 142, 8), однако оно не оставляет тех, которые хранят суетное, не отвращается от них, а ожидает их обращения; но они по собственной воле оставляют милосердие, которое ждет и само предлагает себя им. Можно это отнести и к лицу Господа, как пророчество о вероломстве иудеев, которые, считая себя хранящими заповеди человеческие и правила фарисеев, составляющие суету и ложь, оставили Бога, который всегда миловал их.

Толкование на книгу пророка Ионы

Павлин Милостивый, свт. (†431)

Ст. 7-10 До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня; но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада. Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святаго Твоего. Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердаго своего, а я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню: у Господа спасение

Спасенья искать

человеческой силой -

в этом спасения нет,

ибо смертный над смертью

не властен.

Так что во время забот

позаботься сперва о молитве

Богу Небесному, в руце Которого -

радость и горе,

Богу, Который один

своим Речением вышним

Может окончить печали твои

и вернуть тебе радость.

Сколь велика благодать

молитвы, какое целенье

в плаче к Богу Отцу,

Ниневия спасенная учит!

Твердая вера пускай

твой трепещущий дух укрепляет.

И в упованье на Бога

предвидит в годину печали

время благое - бесстрашен

да будет боящийся Бога.

Кто же Его не боится,

тот всяческих страхов исполнен.

Пусть доверяют они

легионам своим и готовят

крепкой защитой себе

укрепления стен многомощных -

это для тех, кто не верит

Христа спасительной силе.

Нас защитит исповеданье

наше и крест необорный.

В Боге - оружие наше,

нам ведь не нужно оружье

плотское; пусть говорят,

что наши тела беззащитны.

Имеем оружие мы:

даже и в мирное время

мы защищаемся им

от наших врагов бестелесных.

Поэмы 26

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 9-10 Хранящии суетная и ложная милост свою оставиша. Аз же со гласом хваления и исповедания пожру Тебе, елика обещах, воздам Тебе во спасение мое Господеви

Другие, говорит, непознавшие Тебя, Владыку и Творца всяческих, уловленные сетями суетности и воздававшие лжеименным богам поклонение и наблюдающие за полетом птиц с надеждою на них и пасущие беззаконныхь – не ищут у Тебя милости и никогда не имеют в себе упование на нее. Я же отнюдь не подобен им, но знаю Тебя, – помощника и благого и многомилостивого. Посему с воплем и мольбою буду, говорит, исповедывать Тебя и как самый благовонный фимиам вознесу Тебе песни, очевидно, благодарственные, и принесу Тебе духовные жертвы, – прославление и славословие, a также совершу, и весьма охотно, обеты во спасение, то есть, то, что содействует моему спасению и приносит пользу моей душе. А это было послушанием всему, угодному Богу и исполнением пророческого служения, по уничтожении всякой медлительности и малодушия.

Итак пророк молится, находясь в ките. Это был прообраз человеческий, истинный же образ этого события, то есть Христос, открылся пред честным крестом, когда Он уже при самом наступлении страданий, говорил небесному Отцу: «аще возможно есть, да мимо идет от Мене чаша сия» (Мф. 26, 39). Он находился в великом страхе и был как бы объят им. Но снизшедши в подземные страны, сказал ли он что-нибудь человеческое, об этом знает только он; ибо утверждать это опасно. Впрочем, мы увидим, что божественный Петр относит к Нему слова, сказанные Давидом: «яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному твоему видети истления» (Псал. 15, 10); ибо Он воскрес в третий день «яко не бяше мощно» (Деян. 2, 24), чтоб Он, будучи жизнию по природе, мог быть удержан узами смерти.

Толкование на книгу пророка Ионы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст.9 Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердаго своего,

     
Обучившиеся суетному и ложному, поверив жребию, без пощады, говорит Иона, предали меня морю.

Толкование на пророка Иону

Симеон Новый Богослов, прп. (†1022)

Ст. 7-10 До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня; но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада. Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святаго Твоего. Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердаго своего, а я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню: у Господа спасение

Тот, кто вне всего мира, чувствует себя так, как бы он находился в непроходимой пустыне и в окружении зверей. По этой причине, объятый несказанным страхом и невыразимым трепетом, он вопиет к Богу, как Иона из кита и из житейского моря, как Даниил из рва диких страстей и львов, как три отрока из печи, наполненной огнем пылающей похоти, как Манассия из медных оков этого перстного и смертного тела. Услышав его, Господь извлекает его из глубины неведения и любви к миру, как того пророка из кита, чтобы ему никогда уже не вернуться туда снова. Как Даниила, извлекает его из рва злых помыслов похоти, похищающих и пожирающих человеческие души.

Сто глав 76

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 2-10 И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита и сказал: к Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой. Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною. И я сказал: отринут я от очей Твоих, однако я опять увижу святый храм Твой. Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя. До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня; но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада. Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святаго Твоего. Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердаго своего, а я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню: у Господа спасение

Молитва пророка Ионы из чрева кита дает весьма много поводов для возражений против ее подлинности. Обращают внимание на то, что она по частям сходна с различными местам из псалмов и отсюда заключают о ее компилятивном характере и на этом основании относят ее происхождение ко времени упадка еврейской письменности. Действительно, сходство молитвы Ионы с псалмами несомненно: 3 ст. напоминает Пс. 17:7; и 119:1; 4 ст. — 68:3; 5 ст. — 30:23; 6 ст. — 17:5-6; 68:15–16; 7 ст. — 17:16–17; 8 ст. — 142:4–7. Но можно ли из этого вывести, что молитва Ионы — позднейшая компиляция? Не более ли естественно думать, что Иона во чреве кита выражал свои чувства знакомыми ему образами псалмов, ибо переживаемое им состояние не позволят ему предаться творчеству. Он брал из псалмов не фразы и слова, как это делал бы компилятор, а образы и картины, причем такие, которые к его состоянию подходили даже более, чем к состоянию псалмопевца (таковы все картины водных опасностей).

Затем указывают на то, что молитва Ионы по своему содержанию будто не подходит к переживаемому Ионою душевному состоянию; главный её мотив — благодарение за спасение, между тем Иона из чрева кита должен был не благодарить, а молить Бога об избавлении от смертной опасности. Объясняют это тем, что она так неудачно была составлена каким-то позднейшим лицом. Но ведь, кроме благодарения, в молитве Ионы есть и изображение водных опасностей (4, 6–7 ст.) и вопль к Богу о спасении в переживаемом бедствии (3, 5, 8 ст.), словом, все то, что считается необходимым для молитвы, чтобы быть ей естественной в устах Ионы; только все это в молитве изображено как моменты уже прошедшие. Пророк главный трепет за свою жизнь пережил тогда, когда брошенный в море все более и более погружался в бездну, сходил к основанию гор, точно во ад, чувствовал, как морская трава обвивала его полову, а вода стала доходить как бы до души его, и тут он молил Бога об избавлении от смерти. Когда же его проглотила рыба и он продолжал жить в ней по действию всемогущества Божия, он начинал чувствовать себя уже спасенным Богом; где и как его Бог хранил, он этого, вероятнее всего, не знал тогда, а только чувствовал, что он жив, спасен от смерти, надеялся, что Бог до конца его избавит (я опять увижу святой храм Твой), и поэтому в молитве уже благодарил Его. Таким образом, мы видим, что молитва Ионы по своему содержанию вполне подходила к переживаемому пророком Ионою душевному состоянию. Главный ее предмет — изображение пребывания Ионы в тесноте скорби и его спасение. Этот предмет развивается в молитве в строгой последовательности. Сначала в ней правильно чередуются картины внешних опасностей пророка (4, 6, 7а) и описании пережитого им в это время душевного состояния (3, 5, 7в-8), а заканчивается она (9–10) благодарением за спасение, которое пророк почувствовал еще во чреве кита. Она делится на четыре строфы по 2 ст. в каждой и построена по законам стихотворного параллелизма, причем стихи, в которых описывается внешнее положение пророка, написаны параллелизмом синтетическим, а изображающие его душевное состояние параллелизмом антитетическим. Отсюда видно, что молитва Ионы по своему логическому построению и литературной форме представляет собою стройное и органически связное целое. Своим картинным языком она, как поэтическое произведение, существенно отличается от остальных частей книги, содержащих исторический рассказ.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible