Ветхий Завет:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Новый Завет:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого.

Святые отцы

Прочие

Григорий Богослов, свт. (†389)

И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого

Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью (Пс. 125:5). Будем ниневитянами, а не содомлянами. Уврачуем грех, чтобы со грехом не погибнуть. Послушаем проповеди Ионы, чтобы не потопил нас огонь и жупел. И если вышли мы из Содома, то пойдем на гору, убежим в Сигор, взойдем туда с восходящим солнцем; не будем останавливаться нигде в окрестности сей, не будем оглядываться, чтобы не отвердеть в соляной столп - столп подлинно бессмертный, обличающий душу, обращающуюся к злу.

Слова. Слово 16

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого

Если мало им слов апостола, пусть послушают пророка: постясь душею моею (Пс. 68:11). Потому, кто не постится, тот непокрыт и наг, и открыт для раны. Наконец, если бы Адам защитил себя постом, он не оказался бы наг. Ниневия постом себя от смерти спасла, и сам Господь говорит: сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17:21).

Письма 15

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого

Видел ты, как Бог гневается, когда презирают пост? Узнай же, как Он и радуется, когда чтут пост. <…> Тогда, как великий и дивный город ниневитян лежал уже на коленах, склонил голову к самой пропасти и готов был принять направленный сверху удар, пост, как некая свыше слетевшая сила, исторг его [город] из самых врат смерти и возвратил к жизни.

О покаянии 5.4

Иероним Стридонский, блж. (†420)

И уверовали мужи ниневийские в Бога, и объявили пост, и оделись во вретища от большего до меньшего

Уверовала Ниневия, а Израиль упорствует в неверии. Уверовали необрезанные, а обрезанные остаются неверующими. И сперва веруют мужи ниневийские, достигшие возраста Христова, и объявляют пост и одеваются во вретища от большего до меньшего. Сообразны с поканиием и пища и одежда, так что, оскорбив Бога чрез роскошь и великолепие, они благоугождают Ему чрез осуждение того, чем прежде оскорбляли Его. Вретище и пост составляют оружие покаяния, это – помощники грешников; прежде пост и потом вретище; прежде то, что сокрыто, а после того то, что явно; первое всегда совершается для Бога, а второе иногда и для людей, и если бы из двух предметов один необходимо было устранить, то а скорее избрал бы пост без вретища, чем вретище без поста. Начинается покаяние с бо́льшего возраста и доходит до меньшего; потому что никого нет без греха, «аще и един день житие его на земли, и изочтени» годы жизни его (Иов 14, 5). Ибо «аще… звезды нечисты суть пред очами Бога, кольми паче червь и гной» (Иов. 25, 5-6) и те, которые виновны в грехе, совершенном Адамом. Прекрасен также и порядок мыслей: Бог дает повеление пророку; пророк проповедует городу; сначала веруют мужи, и когда они объявляют пост, то все возрасты облекаются во вретище. Мужи не объявляют о вретище, а только о посте; но те, которым внушается покаяние, естественно с постом соединяют и вретище, чтобы при пустом желудке и при одежде, свойственной печали, ревностнее молиться Богу.

Толкование на книгу пророка Ионы

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

И вероваша мужие Ниневийстии Богови, и заповедаша пост, и облекошася во вретища от велика их даже до мала их

Выразительно изречение: уверовали, говорит, жители Ниневии, то есть, города, всегда отличавшегося всевозможными гнусностями. В них было великое и несчетное множество идолов, и многочисленные капища, и распространены были тайные искусства. Так у них были в почете волшебства и лжепророчества, премудрым считался устремлявший любопытные взоры к звездам и достигал наивысшей степени славы тот, кто был удобопреклонен ко всякого рода гнусностям. Но Богу они поверили все от мала до велика, то есть, знатные и незнатные, вельможи и люди низкого происхождения, в роскоши богатства и страдающие под бременем нужды. Одна у всех была забота – оказать повиновение словам Пророка. Явление это весьма удивительно и служит в великую похвалу уверовавшим; ибо они тотчас же с готовностью подчиняются человеку, призывающему их к исправлению в будущем, и изнеженную свою выю преклоняют пред божественными глаголами, и это по призыву к покаянию иноплеменника и одного человека, и прежде неведанного им. Так поступили Ниневитяне. А неразумный Израиль не повинуется закону, смеется над Моисеем, ни во что ставит слова Пророков: но зачем говорю я об этом? Он сделался даже убийцею Господа, не повиновался Самому Христу. Итак состояние Ниневитян было лучше, (чем Израильтян) и это подтвердил Бог всяческих, негде так говоря Иезекиилю: «сыне человечь, иди и вниди в дом Исраилев…, не к людем… иноязычным, ни тяжким языком сущым…, аще же и к тацем послал бых тя, то и тии послушали быша тебе: а дом Исраилев не восхощет послушати тебе…, яко… непокориви суть и жестокосерди» (Иез. 3, 4–7). Да, люди иноязычные, глубокоиспорченные и легкомысленные, то есть, Ниневитяне оказали почтение пророчеству и немедленно пришли к сознанию необходимости покаяния; а строптивый Израиль не оказал почтения даже самому Владыке закона и пророков.

Толкование на книгу пророка Ионы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

     А Ниневитяне увидев, что человек неизвестный и иноплеменный проповедует нечто для них огорчительное, не только не оказали неудовольствия, и не умертвили проповедника, но, поверив предреченному, и богатые и убогие облеклись во вретище, стали приносить молитвы Богу. Ибо сие сказал Пророк:

Ст.5 И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого.

Толкование на пророка Иону

Николай Варжанский, мч. (†1918)

Христианский пост

 

Сектанты говорят: Мы признаем посты, способствующие совершенству, а не те, «которые по обету возлагают на себя люди, чтобы тем служить Богу, безмерно изнуряя тело» (Кол.2:23) («Баптист». 1910, стр. 107).

Православный ответ: Это сектанты отвергают посты, которыми постились Апостолы (1Кор.9:27), которым постился Господь изнурения и голода (Мф.4:1-2) и по обету, как у ниневитян (Ион.3:5). А православные только и мечтают о подражании им.

Оружие правды

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о святых постах

В пятый год Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского, в девятом месяце объявили пост пред лицом Господа всему народу в Иерусалиме и всему народу, пришедшему в Иерусалим из городов Иудейских (Иер.36,9).

В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои (Дан.10,2-3).

И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого (Иона.3,5).

Вот, противники, имеете такое множество постившихся в Ветхом Завете. Как вам кажется, не являются ли они образом для нас, чтобы и мы были подражателями и ревнителями их добродетелей? Не апостол ли говорит: А это были образы для нас (1Кор.10,6)? И ниже: Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков (1Кор.10,11).

Но и Сам Христос показывает ниневитян примером для всех кающихся, говоря: Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись (строго постясь) от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы (Мф.12,41; Лк.11:32).

Скажете. Христос нас освободил от Ветхозаветного ига, ибо так говорит апостол Павел: Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной. Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства (Гал.4:31;5:1).

Отвечаю. Там же последуют такие слова Павла: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа (Гал.5:2).

Из этих, вами умолчанных слов, ясно, от какого ига освободил нас Христос, то есть от ига обрезания, ига чинопоследования жертвоприношений. Ибо уже больше не обрезаемся и не приносим в жертву овец, телят, волов, козлов, птиц и прочих животных. Но не освободил нас Христос от Ветхозаветного ига, которое состоит в боговедении и в уважении и исполнении закона (десяти заповедей – Примеч.), ибо иначе мы будем свободны и от Закона, данного Богом на скрижалях. Но об этом – во второй части.

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

5. И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого.

5. И вероваша мужие Ниневийстии Богови, и заповедаша пост, и облекошася во вретища от велика их даже до мала их.

«Поверили Богу», т. е. поверили словам Ионы, что Ниневия погибнет, как словам Божиим. К этой вере в слова пророка, кроме силы проповеди и помощи свыше, могла расположить весть о чудесных событиях в жизни Ионы, о пребывании его во чреве китове и о его чудесном спасении. Это они могли узнать от самого Ионы и от других. Ниневитяне видели посему в Ионе необыкновенного человека, посланника Господня, воистину пророка Божия, что подтверждается словами Спасителя, что Иона был «знамением Ниневитянам» (Лк.11:30), т. е. Иона пребыванием своим во чреве китове, своим спасением был для ниневитян чудом, которое убедительно говорило, что он воистину пророк Божий, слова его – слова Господни. Значит, события в жизни Ионы были известны жителям Ниневии; в противном случае он не был бы для них и знамением. Вполне поверив пророку, ниневитяне, по обычаю восточных народов, во изъявление своей скорби о грехах, своего раскаяния о беззакониях прежней жизни назначили всеобщий пост – все облеклись во вретища, от взрослых до детей. Какое чудное зрелище должна была представлять в это время пышная Ниневия! Какая разительная перемена в жизни роскошных и сластолюбивых ниневитян! Так могущественна была проповедь Ионы, или, лучше, слово Божие!

Толкование на книгу святого пророка Ионы

Георгий Константинович Властов (†1899)

5. И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого.

Так действует благотворно на людей несчастие, когда при этом Господу угодно спасти их, просвещая сердце человека разумением, что несчастие посылается как средство его исправления. Тогда только в душе будится воспоминание о содеянных грехах и ужас при мысли, что эти грехи повторяются ежедневно, ежечасно, и ежедневно, ежечасно вопиют к небу о правосудии; тогда только пробуждается сознание, что до сих пор Господь терпел грехам нашим лишь по долготерпеливому милосердию Своему, и что наказание, – ожидаемое или постигшее нас,-есть наказание, праведно на нас посланное. Но когда человек доходит до этого сознания, тогда превозмогает милосердие Божие, как то мы видим в Ниневии.

Из стиха Ион.3:9 видно, что Ниневитяне, сознавая свой грех, не смели надеяться на милость Божию; они только с слабой надеждой говорили: «может быть Господь умилосердится». Дух их был сокрушен, сердце смиренно... и потому Господь их помиловал.

Священная летопись. Том четвертый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 5-10 И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем ». И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел

В означенных стихах говорится о покаянии ниневитян по проповеди пророка. Противники исторической подлинности книг пророка Ионы весь этот рассказ считают невероятным. Невероятно будто бы, чтобы целый громадный город обратился к раскаянию по проповеди одного человека, никому до сих пор неизвестного, участие в этом царя и издание особого указа также, говорят, невероятно; невероятными считаются и те внешние формы, в которых выразилось покаянное чувство ниневитян. Приведенное возражение в значительной степени покоится на субъективном чувстве вeрoятного и нeвepoятнoго, и по caмoму существу своему оно не особенно сильно. Ведь очень часто бывает, что действительность превосходит наши представления о вероятном. Между тем, в рассказе пророка Ионы нет ничего превосходящего всякое вероятие. Случаи влияния отдельных лиц на массы народа, когда эти массы заражаются общим настроением, доходящим до энтузиазма и повинуются буквально каждому слову того, кто сумел стать во главе движения — известны каждому (напр. вдохновение французов на борьбу Жанною Д’Арк, возбуждение народных масс к крестовым походам Петром Пустынником и др.). Почему этого явления, столь согласного с психологией масс, не могло случиться в Ниневии? Впечатлительность восточного народа, усиленная в ниневитянах изнеженностью и роскошью, их высокое уважение к мантике, вера во всякого рода прорицания — создавали благоприятную почву к тому, чтобы они отозвались на вдохновенную проповедь и страшное пророчество чужеземного пророка. Особенно сильное впечатление должен был произвести на ниневитян рассказ Ионы о своем трехдневном пребывании во чреве кита; в этом чуде они увидели для себя знамение божественного посольства пророка и истинности его проповеди, как на это указывает евангелие: Иона был знамением для ниневитян (Лк. 11:30–31; Мф. 12:40). Может быть, они даже сопоставили его рассказ с распространенными у них мифами об Еа-Оаннесе, выходящем из моря, чтобы учить людей почитанию богов и святой жизни; в таком случае, вдохновенный Иона с грозным обличением и властною речью мог показаться им самим Оаннесом (за это говорило и созвучие имен). Таким образом, всеобщее покаяние в Ниневии по слову пророка — факт весьма вероятный. Участие в этом деле Ниневийского царя и издание им особого указа не уменьшает исторической вероятности факта. Царь Ниневии, вместе с тем, был и верховным жрецом, а его вельможи занимали следующие за ним иерархические должности, поэтому их участие в охватившем народ религиозном подъеме было неизбежно. Что касается форм покаяния, то тут вызывает недоумение привлечение к этому домашних животных. Древние люди ближе стояли к животному миру и думали, что и сами животные могут принимать участие в их жизни, поэтому делили с ними и печаль, и радость. Геродот, напр., рассказывает, что персы после битвы при Платее, когда пал их полководец Масист, в знак траура остригли волосы всем животным в лагере; то же самое и в разбираемом нами месте. (Ион. 3:7–8). Эта подробность может быть отмечена только, как глубоко правдивая историческая черта. В заключение следует сказать, что историческая достоверность покаяния ниневитян по проповеди Ионы удостоверена Евангелием. Спаситель сказал, что ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его; ибо они покаялись от проповеди Иониной (Лк. 11:32). Очевидно, Спаситель и его современники считали покаяние ниневитян действительным событием, в противном случае, ссылка на них не имела бы значения.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 5-9 И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище, и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем». 

Богата была последствиями грозная проповедь пророка Господня. «И поверили Ниневитяне Богу», вняли проповеди посланника Божия и путем искреннего, чистосердечного раскаяния выразили свое глубокое смирение пред Богом. «И объявили пост, и оделись во вретища», в волосяныя одежды, одежды глубокой печали и траура (Иов.16:15; Быт.37:34,Иоил.1:133Цар.21:27), оделись «от большого из них до малого», от старого до молодого, все без исключения. Даже сам царь, когда ему сообщено было о страшной проповеди пророка, и тот встал с своего славного престола, сняв с себя царскую свою одежду, покрылся власяницею и в знак глубочайшей свой печали и глубокого раскаяния сидел на пепле (ср.Иов.2:8). Мало этого, по воле и по приказанию царя и министров его герольды провозгласили и объявили в Ниневии всеобщий пост, пост не только для людей, но и для скота: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих», которое они совершили своими руками и следы которого остались на этих руках и взывают к Богу о мщении. «Кто знает, – покорный воле Бога истинного и глубоко кающийся говорит царь в том же указе своем, – может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем».

Пророк Иона

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka