Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
И устроил Бог так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение, и оно засохло.
Святые отцы
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Кирилл Александрийский, свт. (†444)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Максим Исповедник, прп. (†662)
Прочие
- Сальвиан Марсельский (†480)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 6-11 И произрастил Господь Бог растение, и оно поднялось над Ионою, чтобы над головою его была тень и чтобы избавить его от огорчения его; Иона весьма обрадовался этому растению. И устроил Бог так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение, и оно засохло. Когда же взошло солнце, навел Бог знойный восточный ветер, и солнце стало палить голову Ионы, так что он изнемог и просил себе смерти, и сказал: лучше мне умереть, нежели жить. И сказал Бог Ионе: неужели так сильно огорчился ты за растение? Он сказал: очень огорчился, даже до смерти. Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?
Мы читали, что Илий священник оскорбил Господа грехами детей. И мы видим, что человек не может быть епископом, если у него распущенные и невоздержанные сыновья. Напротив, о жене сказано, что она спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием (1Тим. 2:15). Если родители отвечают за детей, когда те уже достигли совершеннолетия и обрели гражданские права, то тем более они отвечают за питающегося молоком, хрупкого и не отличающего без подсказки Господа, где правая рука, а где левая, то есть где благо, а где зло.
Ст. 7–8 И послал Господь червя при появлении зари на другой день, и поразил он плющ, и тот засох. Когда же взошло солнце, Господь повелел знойному и жгучему ветру, и поразило солнце голову Ионы, и он изнемогал, и просил себе 1) смерти, и сказал: лучше мне умереть, нежели жить
Прежде, чем взошло солнце правды, то, что доставляло тень, было полно зелени, и Израиль не засыхал; но когда оно взошло, то, при свете его, ниневийская тьма рассеялась. посланный червь, при появлении зари на другой день, о которой в двадцать первом псалме написано: „при появлении зари», и о чем, как вышедшем из земли без семени, говорится: «аз есмь червь, а не человек», (Псал. 21, 7), поразил доставлявшее тень растение, которое, будучи лишено помощи Божией, утратило всю зелень. И повелел Господь ветру знойному и жгучему, о котором говорится в пророчестве Осии: «наведет Господь ветр зноен из пустыни нань, и изсушит жилы его и опустошит источники его» (Ос. 13, 15). И стал Иона изнемогать и снова желать смерти в крещении вместе с Израилем, чтобы при омовении опять получить ту влагу, которую он утратил при отречении. Поэтому и Петр говорит иссыхающим иудеям: «покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов ваших, и приимете дар Святого Духа» (Деян. 2, 38). Некоторые под червем и жгучим ветром разумеют полководцев римских, которые после воскресения Христова вполне истребили Израиля.
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Ст. 7-8 И повеле Бог червию раннему во утрие, и подъяде тыкву, и изсше. И быст вкупе, внегда возсияти солнцу, и повеле Бог ветру знойну жегущу и порази солнце на главу Ионину: и малодушествоваше, и отрицашеся души своея, и рече: уне ми умрети нежели жити
Червем ранним называют гусеницу потому, что она получает начало своего бытия из росы, падающей пред восходом солнца. Бог повелевает ей, а также и знойному ветру, что должно понимать в том же смысле, в каком Он дает повеления и самой тыкве и киту. И вот неожиданно она (тыква) засыхает, а жгучий ветер сильно поражает его, и солнце посылает на томящегося зной, найдя его лишенным тени, отчего еще больше усиливалась его скорбь, и он дошел уже до такого малодушия, что самая смерть сделалась для него весьма желанною.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст. 6-11 И произрастил Господь Бог растение, и оно поднялось над Ионою, чтобы над головою его была тень и чтобы избавить его от огорчения его; Иона весьма обрадовался этому растению. И устроил Бог так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение, и оно засохло. Когда же взошло солнце, навел Бог знойный восточный ветер, и солнце стало палить голову Ионы, так что он изнемог и просил себе смерти, и сказал: лучше мне умереть, нежели жить. И сказал Бог Ионе: неужели так сильно огорчился ты за растение? Он сказал: очень огорчился, даже до смерти. Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?
Когда же пророк сознался [в том, что его огорчила гибель тыквы] и сказал, что предпочитает этой горести смерть, говорит ему Бог, что тебе самому предоставляю быть судьею. Поэтому рассмотри, справедливо ли тебе скорбеть о тыкве, над которой ты ни мало не трудился, потому что не сажал и не поливал ее, под утро она выросла, и на следующий день стала добычею червя и солнечного зноя, а Мне не оказать пощады такому городу, когда от Меня он получил бытие? <…> Потому, рассудив это, подивись человеколюбию, для которого есть основательные причины.
Максим Исповедник, прп. (†662)
И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию, и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис, отдал плату за провоз и вошел в него, чтобы плыть с ними в Фарсис от лица Господа
Что означает рассказ о пророке Ионе, и что есть Иоппия, из которой он бежит?
Иона, бегущий от лица Господня, понимается как наше естество. Будучи в Иоппии — это [слово] переводится как «созерцание радости», а означает рай — оно ослушалось, бежало и предало себя морю жизни, попало в бурю, было поглощено мысленным китом и извергнуто из могилы, из-за пребывания Господа в аду, [через] три дня. Еще же Иона понимается как пророческий дар — он проповедует в Ниневии, то есть язычникам, и огорчается за тыкву (Ион. 4:9); тыква же есть телесное служение Закону, которое высохло, [когда его подточил] червь, Господь Иисус Христос, сказавший: Я же червь, а не человек (Пс. 21:7). Ведь Своим пришествием Он упразднил преходящее служение Закону.
То же, что в городе двенадцать тысяч человек, не познавших ни правой руки, ни левой (Ион. 4:11) обозначает тех, которые следуют добродетели не недостаточно и не избыточно, а средним, царским путем.
Сальвиан Марсельский (†480)
Ст. 6-11 И произрастил Господь Бог растение, и оно поднялось над Ионою, чтобы над головою его была тень и чтобы избавить его от огорчения его; Иона весьма обрадовался этому растению. И устроил Бог так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение, и оно засохло. Когда же взошло солнце, навел Бог знойный восточный ветер, и солнце стало палить голову Ионы, так что он изнемог и просил себе смерти, и сказал: лучше мне умереть, нежели жить. И сказал Бог Ионе: неужели так сильно огорчился ты за растение? Он сказал: очень огорчился, даже до смерти. Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?
Будучи некогда оскорблен грехами ниневитян, Бог смягчился от детского крика и плача. Ибо хотя читаем мы, что скорбел весь народ, однако же удел невинных младенцев по преимуществу заслужил милосердие. Потому и говорит Бог Ионе: ты сожалеешь о растении (Ион. 4:10), и немного дальше: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой? (Ион. 4:11), то есть: Он объявил, что ради чистоты безвинных Он и прегрешения виновных пощадил.
Письма (Гипатии и Куете)
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
7. И повеле Господь Бог червию раннему во утрие, и подяде тыкву, и изсше.
Непродолжительна была радость святого Ионы. По повелению Божию пред восходом солнца ранний червь подточил растение, под тенью которого так утешался пророк Божий, и растение погибло, иссохло, лишившись соков. Червьназывается ранним,
потому что поел растение пред восходом солнца, и, можно думать, червь особенный, ибо едва ли обыкновенный червь мог так скоро, только на утрие, подточить растение, покрывшее своими листьями всю кущу пророка.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 6-11 И произрастил Господь Бог растение, и оно поднялось над Ионою, чтобы над головою его была тень и чтобы избавить его от огорчения его; Иона весьма обрадовался этому растению. И устроил Бог так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение, и оно засохло. Когда же взошло солнце, навел Бог знойный восточный ветер, и солнце стало палить голову Ионы, так что он изнемог и просил себе смерти, и сказал: лучше мне умереть, нежели жить. И сказал Бог Ионе: неужели так сильно огорчился ты за растение? Он сказал: очень огорчился, даже до смерти. Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?
Прежде чем вразумить Иону по поводу его ропота на милосердие Божие к ниневитянам, Бог заставил его самого почувствовать жалость к растению, выросшему над его головой. Затем сказал, что если ему жаль засохшего растения, то не большей ли жалости и милосердия заслуживает город, в котором находится более ста тысяч ни в чем неповинных детей. Этот простой сам по себе рассказ вызывает затруднение лишь неясностью, как понимать произрастание и увядание растения над головою Ионы, считать ли это явлением естественным или чудом. На чудесный характер явления указывает как будто то, что это растение неестественно быстро выросло и увяло (в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало), и затем в этом случае неоднократно отмечается непосредственное участие Божие (устроил Бог так… произрастил Господь…). Однако эти данные не имеют решительного характера: в Библии часто и о естественных явлениях говорится, что они происходят по воле Божией, ибо по религиозному сознанию все в мире совершается по действию Божию (Мф. 10:30; см. замеч. на Ион. 1:4). Выражение (Ион. 4:10) о быстром росте растения, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало нет необходимости понимать с буквальной точностью, оно могло быть употреблено гиперболически для выражения мысли о ничтожности растения сравнительно с человеческою жизнью (Исх. 40:6; Пс. 102:15). На естественный характер явления указывает как будто то, что писатель говорит при этом о различных естественных факторах, совершающих то или другое действие: червь подтачивает растение, от знойного восточного ветра оно засыхает. Затем, чудо не предполагается самым ходом рассказа: для вразумления пророка оно было не нужно, и при естественном порядке он также научался состраданию, как и при чудесном. Растение, о котором здесь идет речь, в еврейском тексте обозначено словом kijkajon, которое обычно производится от египетского kjkj. Возможно, что с этим растением евреи познакомились ещё в Египте, поэтому, встретив его у себя на родине, назвали его словом, переделанным из египетского. Это растение описывают Геродот, Плиний и блаж. Иероним. Все они согласно говорят, что оно имеет травянистый стебель, широкие листья, достигает высоты 8–12 футов, быстро растет и увядает. Таким образом, это не тыква и не плющ, как это значится в славянском и латинском переводах, а особое растение, называемое в ботанике palma Christi.
архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)
Но напрасно пророк ожидал погибели города. Она не приходила. Между тем, чтобы окончательно вразумить пророка, пред самым шалашом Бог повелел подняться из земли одному тенистому растению, «и оно поднялось над Ионою, чтобы над головою его была тень». Сделал это Господь затем, «чтобы избавить его (пророка) от огорчения его», чтобы чрез выращение тенистого растения получить наилучший повод вразумить Иону и освободить душу его от недовольства и раздражения на то, что Ниневия не гибнет от Божиих казней. «Иона весьма обрадовался этому растению», рад был потому, что усматривал в чудесном выращении растения знамение Божия благоволения и соизволения на намерение пророка ожидать погибели Ниневии. Но увы! радость пророка недолго продолжалась. При появлении же на следующий день утренней зари «устроил Бог так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение, и оно засохло. Когда же взошло солнце, навел Бог знойный восточный ветер, и солнце стало палить голову Ионы». И от жгучего ветра и от палящих, ударявших прямо в голову лучей солнца Иона впал и духом и телом в крайнее изнеможение и снова стал просить у Бога душе свой смерти. Он снова говорил к Богу: «лучше мне умереть, нежели жить». Тогда «сказал Бог Ионе: неужели так сильно огорчился ты за растение? Он сказал: очень огорчился, даже до смерти», – отвечал Господу Иона. На это Господь возразил Ионе: «ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало», т. е. которое в ночь поднялось и в ночь пропало. После этого, «Мне ли, – вразумлял Господь Иону, – не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» Говоря так, Господь прямо указывает Ионе на противоречие, в которое он сам себя поставил. Он жалеет растения, над которым нисколько не трудился, которое явилось по воле Божией, и в то же время гневается на то, что Бог щадит Ниневию, в которой живут во множестве создания промыслительной десницы Божией и притом рядом с людьми грешными, положим, заслуживающими наказания, живет огромное количество детей, не имеющих еще представления о том, что справедливо и что нет, что добро и что зло, и потому не подлежащих закону вменения. Кроме этих высших на земле созданий Божиих в Ниневии есть множество созданий сравнительно низших, но в отношении к сожалеемому пророком засохшему тенистому растению все-таки высших, а именно в ней есть множество скота. Что мог на это ответить Иона? Как Иов, неразумно вызвавший Бога на суд с собою, должен был глубоко сознаться в своей неправоте, когда Бог явился и вразумил его, так и Иона, вразумленный Богом, должен был сознать неправоту своего ропота и своим молчанием выразить полную, беспрекословную покорность Божиим определениям. Вразумлением Ионы со стороны Бога книга и кончается, потому что данным повествованием вполне достигается цель книги – показать пред лицем Израиля, что милосердие Божие, простираясь на избранный народ, в то же время обнимает собою и другие народы.