Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня.
Святые отцы
- Исихий Иерусалимский, прп. (†433)
- Максим Исповедник, прп. (†662)
- Беда Достопочтенный, прп. (†735)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Прочие
- Климент Александрийский, пресв. (†215)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- [Дионисий Ареопагит}
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Исихий Иерусалимский, прп. (†433)
и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня
Кто постигнет любовь Бога к людям, или кто, рассуждая, может прийти к истине? Ведь ради истины Он не пощадил согрешивших ангелов, а ради человеколюбия допустил войти в Свое Царство мытарям и блудницам.
Максим Исповедник, прп. (†662)
и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня
Вопрос: Что такое «начало» не соблюдавших его ангелов и что – жилище, которое они оставили? Каковы «вечные узы» и что такое «мрак», под которым они соблюдаются? Что потерпят они на суде великого дня?
Ответ: Точное разумение этого будет соблюдено только теми, кто равен Апостолам по пониманию, кто непосредственно научен Словом Божиим неложному ведению сущих и постижению благого и праведного пути премудрого Промысла о сущем, так как они не имеют в уме своем никакого препятствующего средостения между собой и Словом.
Что же касается меня – низменного и имеющего много препятствий для прихождения ко мне Слова, – то, думается, «начало» не соблюдших его Ангелов есть логос, в соответствии с которым они были созданы, или данная им по благодати естественная власть к обожению, или же чин стояния их по достоинству благодати. «Жилище» их есть или небо, или премудрость, достигаемая по природному свойству промысленных благ, для обитания в которой они были созданы, – ибо иногда Писание называет и премудрость домом (Притч. 9:1), – или же попечение пренепорочного Божества, охраняющее дарованные им естественные и приобретенные блага, которое они, взбунтовавшись, потеряли. А вечные узы есть совершенная и постоянная неподвижность их относительно блага, осуществляемая добровольно, в силу которой они никоим образом и никогда не наслаждаются божественным покоем; или же – промыслительная сила Божия, сдерживающая ради нашего спасения их неистовство против нас и не попускающая их злобе строить западни нам. Мрак же есть совершенное и всецелое неведение Божественной благодати, сплошь проникнувшись которым по произволению, они лишились блаженного и всесветлого даяния чистого света, расточив дарованную им по природе умную силу на не-сущее. А что претерпят они в страшный день суда, знает один праведный Судия (2Тим. 4:8), назначающий каждому по достоинству праведное воздаяние, определяющий соразмерный злу вид осуждения и праведно выносящий на бесконечные веки подобающий приговор Своими благими повелениями.
Беда Достопочтенный, прп. (†735)
и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня
В этих словах апостола Иуды Сам Святой Дух извещает слушающих о суде, которым осужден князь мира сего.
Гомилии на Евангелия
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
СТ. 5-7 Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил, и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотью, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример
Сказав о разврате нечестивых николаитов, валентиниан и маркионитов, присовокупляет и то, что Господь - избавил народ из земли египетской, и так далее. Этим показывает, что Основатель Ветхого и Нового Завета есть один и тот же Бог, а не как эти гнусные говорят, будто один Бог, гневный и жестокий, дал Ветхий Завет, а другой Бог, негневный и человеколюбивый, дал Новый Завет. Тем же показывает и то, что ныне нечествующие не останутся ненаказанными, как не остались вышедшие из Египта. Ибо хотя Бог превосходной Своею силой и по клятве отцам их освободил их от египетского рабства, однако, когда они преступили закон, не оставил их без наказания, но воздал им должное возмездие: им нисколько не помогли ни благоволение Божие к предкам их, ни сверхъестественная сила чудес; и те, кои тогда перешли Чермное море посуху, впоследствии за отступления от веры погибли. Тех же, которые, получив честь ангельского достоинства, по нерадению не пребыли в первоначальном своем состоянии, но отринули данный им благостью небесный образ жизни, Бог сокрыл в наказание на суд, то есть на осуждение, великого дня; ибо это значит слово «соблюдает». Почему и Господь говорит: «идите в огонь, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41). В пример того, что их обнимет неугасающий огонь, приводятся и жители Содома.
«Плотью иной» называет мужескую природу, как не служащую такому соитию, чтобы рождать. Ибо к такому соитию способна плоть женская, по изречению прародителя: «кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт.2:23), а плоть мужчины, как сказал я, чужда такого соития. Да и женская плоть, по законам, одна для одного есть своя и собственная плоть, а смешивающаяся со многими есть иная и чужая и в сквернении мало отстающая от мужеской.
Климент Александрийский, пресв. (†215)
и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня
Ангелов, говорит, не сохранивших своего достоинства, т. е. того, которое они получили, соответственно своему преуспеянию, – но оставивших свое жилище (этим словом апостол обозначает, конечно, небо и звезды) и потому сделавшихся и названных отступниками, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. О соседнем к землям месте, т. е. мрачном воздухе, говорит. Узами же называет потерю чести, в которой находились ангелы, и алчность к самим низким вещам: побежденные своей алчностью они не могут обратиться к Богу.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 5-8 Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил, и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотью, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, -так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти
Опровергая эту теоретическую и нравственно-практическую ложь новоявленных учителей, их дуалистическое разделение двух заветов и их нравственный антиномизм, Апостол показывает, что Христос Сын Божий и в Ветхом Завете действовал, как всемогущий праведный Судия, и с этою целью приводит три известных из Библии примера грозного суда Божия над нарушителями вечного в существе своем закона Божия. Первый разительный пример суда Божия, особенно внушительный для христиан из евреев, осуждение на гибель в пустыне Аравийской народа израильского, только что спасенного Богом из рабства египетского, но затем за неверие осужденного на гибель (Чис. 14:11, 22-35, Втор. 1:32; 1Кор. 10:5). «Хотя Бог превосходною силою Своею и по клятве отцам их освободил их от египетского рабства, однако, когда они преступили закон, не оставил их без наказания, но воздал им должное возмездие… и те, которые перешли Черное море посуху, впоследствии за отступление от веры погибли» (блаж. Феофил.). Из этого грозного примера читатели послания и вообще христиане должны убедиться, что и дарованная им благодать не только не освобождает от обязанности свято жить и подвизаться в вере и благочестии, - что утверждали лжеучители, но, напротив, непременно требует от них этих добродетелей, в противном же случае ст. 6, из жизни мира Ангелов, именно от факта падения известной части ангельского мира (ср. 2Пет. 2:4): ангелов падших, «которые, получив честь ангельского достоинства, по нерадению не пребыли в первоначальном своем состоянии, но отринули данный им благостию небесный образ жизни» (блаж. Феофил.), Бог соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. Грех ангелов состоял в том, что они не сохранили своего достоинства (archn), - не остались верными тому назначению, какое определено им Богом при сотворении их, - и оставили жилище (oikhthrion) свое - небо, - высшую светоносную область мира. Вопреки мнению многих западных комментаторов, едва ли в образе выражения ст. 6 можно видеть указание на учение о падении ангелов чрез соединение их с дщерями человеческими (ср. Быт. 6:2 по LXX), имеющееся в книге Еноха и других иудейских апокрифах. Третий пример Божественного суда над нечестивцами, подобными лжеучителям, о которых идет речь, - суд над жителями Содома, Гоморры и соседних с ними городов (ст. 7, см. 2Пет. 2:6; Быт. ХIX:4-25; Втор. XXIX:23). Приведенными примерами Апостол «показывает, что виновник Ветхого и Нового Завета есть один и тот же Бог, а не как эти гнусные говорят, будто иной Бог, гневный и жестокий, дал Ветхий Закон, а иной Бог, негневный и человеколюбивый, дал Новый Завет… Выставив упомянутые сейчас примеры, Апостол предоставил подразумевать следствие их самому слушателю. Какое же? Такое поведение: если так поступил Бог с этими, не посмотрев на прежний их хороший жребий, то ужели нынешних нечестивцев избавит то, что для людей в мир пришел Сын Божий, претерпел за них поношение и понес страдания? Никто не может сказать этого. Ибо, хотя Он человеколюбив, однако, и праведен поистине, и по истинному правосудию не пощадил согрешивших, а по человеколюбию ввел в царство блудников и мытарей (Мф. 21:31). Такое вытекает следствие, но апостол опустил оное» (блаж. Феофил.). В ст. 8 продолжается характеристика лжеучителей, начатая в ст. 4. Здесь этим «мечтателям», кроме осквернения плоти (ср. 2Пет. 2:10), приписывается еще грех: «господства отметаются, славы же хулят» (kuriothta de aqetoϋsi, doxaV de blasfhmousi. Под этими «господствами и славами» большинство новых толкователей справедливо видят ангелов двух различных чинов (ср. Еф. 1:21; Кол. 1:16). Возможно, что лжеучители, отвергая закон, данный при посредстве ангелов (Деян. 7:53; Гал. 3:19; Евр. 2:2), хулили и ангелов, через которых он был получен Моисеем, - в противоположность колосским «философам», считавшим ветхозаветный закон обязательным и содержавшим культ служения ангелам (Кол. 2:18) (проф. прот. Д. И. Богдашевский, с. 261-262).
[Дионисий Ареопагит}
и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня
Как сотворенные Богом демоны могут быть злыми? Ведь Благо вводит в бытие и лежит в основании блага. Хотя они, скажет кто-нибудь, и зовутся злыми, но не поскольку существуют, ибо они происходят от Блага и получили благую сущность, но поскольку не существуют, оказавшись не в состоянии, как говорят Писания, сохранить свое достоинство.
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня
Не сохранивших своего достоинства (точнее – начальства, слав.): первоначального высокого, начальственного в мире сравнительно с другими творениями Божиими, «которые, получив честь ангельского достоинства, по нерадению не пребыли в первоначальном своем состоянии, но отринули данный им благостию небесный образ жизни» (Феофилакт). – Оставивших свое жилище: разумеется небо, высшая, озаренная духовным светом область мира, от которой ниспали падшие ангелы, пребывающие со времени падения в Тартаре под мраком (см. прим. к 2Пет. 2:4). – Великого дня: или последнего судного дня; великого и по делам, которые совершатся в нем, и по продолжению, ибо это будет день вечности (ср. 2Пет. 3:10 и прим. и парал.)
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Ад, преисподняя
Ад (евр. шеол) - по словопроизводству с греческого значит место, лишенное света (Быт.37:35, Чис.16:30,33,Пс.15:10 и др.). В христианском учении под сим именем разумеется духовная темница, т. е. состояние духов, грехом отчужденных от лицезрения Божия и соединенного с ним света и блаженства (Иуд.1:6).
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Примеры приводятся не в исторической последовательности, а в такой, которая ближе подходит к христианам, и потом уже передаются другие два примера, разительно доказывающие, как Господь наказал за презрение к своему положению даже высших духов, и как целые города и области подверглись погибели за противоестественные грехи. Тою же участью угрожается и всем растлевающим тело свое греховною жизнью и горделиво-сумасбродно отрицающим всякую власть вообще и всякое чиноначалие в отдельности, начиная с власти Господней, Ангельской и оканчивая человеческой, в лице пастырей и учителей Церкви, которых поносил, например, Диотреф, срвн. (2Петр.2:4); (3Ин.9-10). День всеобщего суда Апостол называет великим (в 6 ст.) по величию событий этого дня и потому, что этим днем начнется бесконечная вечность, срвн. (2Петр.2:9).
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят: в оправдание нарушения единения с Церковью православные ссылаются на слова апостола: «ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19).
Ответ: «Апостол говорит не о разномыслиях в догматах», – объясняет блаженный Феофилакт, – «но о таких разделениях, каково, например, относительно столов. Что же значит: надлежит? (1)
Так как вы – люди, то дело возможное и неизбежное, что не все ходят право. Посему-то я и верю. Подобно и Господь сказал: «надобно прийти соблазнам» (Мф.18:7), т.е. Поскольку в мире есть злые, то необходимо будут и придут соблазны. «Дабы (ἵνα) открылись между вами искусные» (1Кор.11:19).(2)
Частица «дабы» означает здесь не причину, но следствие дела, как видно из многих мест.(3) Ибо, когда гордые не принимают за свой стол, тогда являются искусные, т.е. бедные, потому что они терпят презрение, а прежде сего терпение их не было видно. Или искусными называет тех, кто хранит еще обычай относительно стола; ибо не все же нарушали его. Итак, когда нарушители оказываются неискусными, оказываются искусными хранители».(4)
Так как возникшие среди коринфян «разделения» (1Кор.11:18), «разномыслия» (1Кор.11:19) касались их благоповедения (1Кор.11:21), то апостол обличает их кротко – «не похвалю» (1Кор.11:22,1Кор.11:16). Когда же он говорит о догматических распрях, касающихся веры, то грозно обличает лжеучителей и их последователей (Гал.1:8-9); называет то «псами» (Флп.3:2), то «сожженными в совести» (1Тим.4:2), то «служителями диавола» (2Тим.2:26). О единении верующих, выражающемся в единомыслии религиозном учил и молился Господь (Ин.10:16,13:35,15:4,17:21 и др.), учил и молился апостол (Еф.4:2-6; Рим15:5-6; 1Кор.1:10 и др.). Сектанты, нарушая единение веры своим лжеучением, осуждены апостолом (Гал.1:8-9) и подлежат строгому суду Божию (Иуд.1:4-23).
------------------------------------------------------------------------------------------
(2) - «Искусные» – δόκιμοι (От δόκιμος) испробованные, испытанные, неподдельные, безукоризненные.
(3) - Ин.9:39; Рим.5:20 и др.
(4) - Толкования на Новый Завет. Том. 6. Толков. на Послан. к Кор 1906 г., стр. 101-102.
Православная Церковь и сектанты
Опровержение сектантских возражений о Церкви.
Сектанты говорят: Ангелы все творят не по своей воле, а по воле Божией (Евр.1:14), поэтому не следует их почитать.
Ответ: Ангелы имеют свободную волю (Иуд.1:6) и неуклонно исполняют волю Божию, споспешествуя спасению нашему, а «кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей» (Рим.14:18). Сектанты, отвергая почитание ангелов, верных слуг Божиих, Им посылаемых, отвергаются Посылающего их (Лк.10:16; Мф.10:40).