Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Книга Судей Израилевых 11:40
что ежегодно дочери Израилевы ходили оплакивать дочь Иеффая Галаадитянина, четыре дня в году.
Прочие
- Стефан (Яворский), митр. (†1722)
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Стефан (Яворский), митр. (†1722)
В Книге Судей Израилевых пишется: И вошло в обычай у Израиля, что ежегодно дочери Израилевы ходили оплакивать дочь Иеффая Галаадитянина, четыре дня в году (Суд.11:39-40). Здесь подумай над этими словами: и вошло в обычай у Израиля. Если бы поминовение умерших было неугодно Богу, то оно бы не вошло в обычай у Израиля.
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Иеффай
Иеффай (Бог откроет, т. е. освободит, сделает свободным) (Суд.11:1, Евр.11:32) – один из замечательнейших Судей народа израильского, сын Галаада от наложницы.
Лишенный наследства и изгнанный законными наследниками из дома родительского, Иеффай поселился в земле Тов, в Сирийской области. Здесь, собравши шайку праздных людей, он делал набеги на неприятельские земли и скоро прославился своей воинственностью. Слава о нем распространилась так далеко, что во время войны аммонитян с Израилем старейшины галаадские просили его принять начальство над ними и сразиться с аммонитянами. Иеффай сказал старейшинам: не вы ли возненавидели меня и выгнали из дома отца моего? Зачем же пришли ко мне нынче, когда вы в беде? (Суд.11:7). Затем он согласился сделаться их начальником, впрочем, с тем непременным условием, чтобы в случае воинской победы начальство оставалось за ним навсегда.
Прежде сражения Иеффай два раза отправлял послов к ц. аммонитскому для переговоров, но они не имели успеха. Тогда, возбужденный Духом Божиим, он сразился с аммонитянами, одержал блистательную победу над ними и завоевал у них 20 городов, начиная от Ароера на Арноне до Минифа и Авель-Керамима. Но, идя на сражение, Иеффай дал обет Богу – принести в жертву Богу то, что первое встретит его из дома при возвращении с победы; и вот единородная дочь его первой выходит навстречу отцу с тимпанами и ликами. Встреча эта сильно смутила Иеффая. Но дочь, узнав о его обете, выразила пред ним полную покорность и только просила отца отпустить ее на два месяца с подругами в горы для оплакивания своего девства. По прошествии же данного ей срока она возвратилась к своему отцу, и он совершил над ней обет свой, и она не познала мужа. И вошло в обычай у Израиля, замечает свящ. писатель кн. Судей, что ежегодно дочери Израилевы ходили оплакивать дочь Иеффая Галаадитянина четыре дня в году (Суд.11:1-40).
По одним комментаторам, как, напр., по Флавию и многим из древних, дочь Иеффая действительно была принесена фактически в жертву, но другие находят более правдоподобным, что она была посвящена Богу и осталась в девстве на всю жизнь.
После победы над аммонитянами Иеффай недолго жил в своем доме. Ефремляне, недовольные, что Иеффай не пригласил их с собой на войну против аммонитян, вступили в Галаад, угрожая сжечь Иеффая со всем его домом. Он старался сначала успокоить их убеждениями, но убеждения не подействовали. Тогда Иеффай, собравши всех жителей Галаада, сразился с ефремлянами и разбил их. Немедленно после победы он велел занять все переправы через Иордан, и, когда кто-либо из ефремлян, спасшихся от меча, приходил к переправе, его спрашивали: не ефремлянин ли он? Если тот говорил: нет, то его заставляли произнести слово: шибболет (колос). Ефремляне не могли правильно выговаривать это слово, и потому всякого, кто произносил сибболет, умерщвляли у переправы (Суд.12:1-7). Всего пало здесь ефремлян 42 000.
Иеффай был судьей Израиля шесть лет. Пр. Самуил указывает на него как на одного из великих мужей, воздвигнутых Богом на защиту своего народа (1Цар.12:11), и св. ап. Павел в Послании к Евреям упоминает о нем в числе других великих мужей, одержавших великие победы силой веры в Бога (Евр.11:32).
Георгий Константинович Властов (†1899)
37 И сказала отцу своему: сделай мне только вот что: отпусти меня на два месяца; я пойду, взойду на горы и опла́чу девство мое с подругами моими.
38 Он сказал: пойди. И отпустил ее на два месяца. Она пошла с подругами своими и оплакивала девство свое в горах.
39 По прошествии двух месяцев она возвратилась к отцу своему, и он совершил над нею обет свой, который дал, и она не познала мужа. И вошло в обычай у Израиля,
40 что ежегодно дочери Израилевы ходили оплакивать дочь Иеффая Галаадитянина, четыре дня в году.
Конечно понимание Суд. 11 представляет затруднения и сомнения. Мы не знаем должны ли мы принимать буквально и в каком смысле Суд. 11:39. Вот он в нашем русском переводе Синодального издания: «По прошествии двух месяцев она возвратилась к отцу своему и он совершил над нею обет свой, который дал, и она не познала мужа».
Прибавка слов «и она не познала мужа», как бы изменяет страшный смысл предыдущих слов и талмудическое предание утверждало, что исполнение обета в том и заключалось что, дочь Иеффая «не познала мужа», и таким образом не имея детей умерла для потомства. Едва-ли однако это толкование правильно; слова «Иеффай совершим над нею обет свой», в совокупности с словами обета «вознести во всесожжение», по нашему мнению указывают на заклание девицы и сожжение тела ее на костре; а прибавленные слова, что она не познала мужа, разъясняют только по-видимому, что и она и отец ее Иеффай не оставили никого по себе для продолжения рода своего во Израиле. Суд. 11:40 косвенно подтверждает этот взгляд, указывая, что в Израиле установился обычай девицам каждый год оплакивать дочь Иеффая, ибо у нее не было родственников, которые бы могли чтить ее память из рода в род.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 34-40 И пришел Иеффай в Массифу в дом свой, и вот, дочь его выходит навстречу ему с тимпанами и ликами: она была у него только одна, и не было у него еще ни сына, ни дочери. Когда он увидел ее, разодрал одежду свою и сказал: ах, дочь моя! ты сразила меня; и ты в числе нарушителей покоя моего! я отверз о тебе уста мои пред Господом и не могу отречься. Она сказала ему: отец мой! ты отверз уста твои пред Господом − и делай со мною то, что произнесли уста твои, когда Господь совершил чрез тебя отмщение врагам твоим Аммонитянам. И сказала отцу своему: сделай мне только вот что: отпусти меня на два месяца; я пойду, взойду на горы и оплачу девство мое с подругами моими. Он сказал: пойди. И отпустил ее на два месяца. Она пошла с подругами своими и оплакивала девство свое в горах. По прошествии двух месяцев она возвратилась к отцу своему, и он совершил над нею обет свой, который дал, и она не познала мужа. И вошло в обычай у Израиля, что ежегодно дочери Израилевы ходили оплакивать дочь Иеффая Галаадитянина, четыре дня в году
Возвратившись после поражения аммонитян, Иеффай исполнил обет свой, данный Богу. О способе исполнения обета Иеффаева думают различно. Многие древние толкователи утверждали, что Иеффай в самом деле принес свою дочь, вышедшую к нему первой на встречу после победы над аммонитянами, во всесожжение (ср. Св. И. Злат., Обозрение Книги Судей, Твор. св. И. Злат., т. 6, с. 637; Бес. к антиох. нар. (XIV) т. 2, с. 160−161). Другие же, особенно позднейшие (Генгстенберг, Рейнке, Кассель, Келер и др.), полагают, что дочь Иеффая осталась в девстве и была посвящена скинии для некоторого служения, сообразного с ее полом. Св. Ап. Павел видит в Иеффае пример лиц, победивших своей верой (Евр. 11:32).