Дан (город)
Дан (город) (Быт.14:14, Нав.19:47, Суд.18:29) – город Дан был перестроен из Лаиса. Он находился на северной оконечности земли Израилевой в колене Неффалимовом, при подошве Ливана, близ верховья Иордана и, как некоторые думают, дал имя означенной реке (Jor – источник, Dan – Дана).
Впрочем, означенное словотолкование безосновательно. Иордан не имеет никакой связи со словом Дан. Это название дано было реке задолго до означенного времени, Иордан – происходит от еврейского слова, значащего течь вниз и означает: источник, скоро и постоянно текущий.
Город Дан был взят царем ассирийским (3Цар.12:29).
Здесь Иеровоам поставил одного из золотых тельцов и установил ему торжественное богослужение (3Цар.12:29, Ам.8:14), хотя идолослужение и господствовало здесь до него (Суд.18:17-19,24-31).
Ныне место Дана указывают на в. от Панеады, на небольшом холме: Тель-Эл-Кади. Источники в Тель-Эл-Кади прямо соответствуют тому источнику, который Иосиф называет другим источником Иордана, тоже под названием Дан.
Ионафан
Ионафан (дар Божий) – слово, тождественное с греческим Феодор. (1Цар.13:2,3) – старший сын ц. Саула и близкий друг Давида. Ионафан в первый раз является в библейской истории, вскоре по восшествии на престол Саула. Подобно своему отцу Саулу, он отличался силой и ловкостью (2Цар.1:23), доказательством того служит его воинский подвиг при Михмасе. Он славился также искусством в военных упражнениях – в стрельбе из лука и метании из пращи (1Пар.12:2). Без крови раненых, без тука сильных, говорит свящ. дееписатель, лук Ионафана не возвращался назад (2Цар.1:22), и это воинское орудие, вместе со стрелами, постоянно находилось подле него (1Цар.18:4,20:35).
Замечательно трогательна история нежной дружбы Ионафана с Давидом. Он любил Давида, как свою душу (1Цар.18:1), и эту любовь он питал к нему до самой своей смерти. При первой встрече с Ионафаном мы встречаем его постоянным спутником Саула и постоянно разделяющим трапезу с Саулом. Первым воинским подвигом его было избиение филистимского гарнизона, близ Гевы, имевшее последствием вторжение в землю Израильскую всего филистимского войска. Безоружные и упавшие духом, израильтяне казались перед филистимлянами совсем обреченными на смерть. У них почти вовсе не было воинских орудий (1Цар.13:19-22), и множество их в крайнем отчаянии, оставив свои жилища, перебежали за Иордан (1Цар.13:6,7), в страну Гадову и Галаадскую. В этом критическом положении Ионафан решился на смелую попытку напасть на филистимский лагерь или на сторожевой отряд только с одним своим оруженосцем (1Цар.14:1 и сл.). Не сказав о своем намерении отцу или кому другому и твердо полагаясь единственно на помощь Божию, он вместе с оруженосцем, по условному знаку, перелез через ущелья, напал на передовой неприятельский отряд с такой внезапностью и успехом, что всем неприятельским войском овладел внезапный ужас, который еще более усилился вследствие чудесной помощи Божией (1Цар.14:14-20). Саул подоспел со своим войском на помощь Ионафану, и в результате оказалась полная и решительная победа над врагами.
Во время битвы, продолжавшейся целый день, сам Ионафан подвергся великой опасности, вследствие необдуманного заклятия Саула, наложенного им на народ и войско, заклятия не вкушать пищи, доколе филистимляне окончательно не будут разбиты (ст. 24). Ионафан, не зная об этом торжественном заклятии и утомленный своими воинскими подвигами, вкусил несколько дикого меда, найденного им в лесу. Таким образом заклятие было нарушено, и гнев Божий не замедлил обнаружиться (ст. 37). Саул, желая узнать причину оного, торжественно объявил немедленно смертную казнь над тем, кто согрешил, хотя бы это был его собственный сын, Ионафан (ст. 39). Бросили жребий, и пал жребий на Ионафана. И сказал Саул Ионафану: расскажи мне, что сделал ты? И рассказал ему Ионафан и сказал: я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду и вот я должен умереть (ст. 43). Но благодарный народ спас Ионафана от неминуемой смерти. Он восстал как один человек против объявленного царем над Ионафаном смертного приговора – и освободил народ Ионафана, говорит свящ. дееписатель, и не умер он (ст. 45).
Помимо своей воинской храбрости, Ионафан, как мы уже заметили выше, ознаменовал себя постоянно близкой и верной дружбой с Давидом. Эта дружба началась с того самого дня, в который Давид одержал блистательную победу над Голиафом (1Цар.18:1), и неразрывно продолжалась до самой храброй смерти Ионафана на кровавых полях Гелвуйских; причем вся личность Ионафана озаряется особенным светом духовного величия и красоты, таким светом, который не могут угасить или омрачить даже целые века. Его пламенная любовь к своему другу никогда не ослабевала и не умирала в его сердце. В знак любви Ионафан подарил Давиду свою верхнюю одежду, свой меч, лук и пояс. Когда Саул, под увлечением ненависти к Давиду, хотел умертвить его, Ионафан дважды спасал Давида от смерти, нередко даже с опасностью своей собственной жизни (1Цар.19:1-7,20). В сердечном убеждении в неизбежности грядущего хода событий и судеб Божиих, Ионафан сознавал, что отеческий престол, который он, естественно, мог считать принадлежащим ему по праву, по смерти отца должен был рано или поздно перейти к Давиду; но мысль об этом никогда не прерывала и не омрачала сердечных дружеских отношений между ними. Если бы Давид сделался царем, то Ионафан не желал ничего большего для себя, как быть вторым по нем (1Цар.23:17).
После бурного взрыва гнева Саулова против Давида (каковой случай описан в 1Цар.20) и последовавшего затем бегства его из царского дворца Ионафан только однажды виделся с Давидом. Это было в лесу, в пустыне Зиф. Здесь отыскал Ионафан Давида; здесь они возобновили дружеский союз между собой пред лицом Господа и простились в последний раз (1Цар.23:18).
После того об Ионафане ничего не упоминается в Библии до самой роковой битвы на горе Гелвуйской, в которой он был убит (1Цар.31:2). Тело его, вместе с телом Саула и сыновей, сначала было взято со стены Бефсана и сожжено в Иависе (ст. 12) жителями Иависа, а затем, спустя несколько лет, благодаря любвеобильной заботливости Давида, кости их были перенесены оттуда, и погребены в семейной усыпальнице, во гробе Киса, отца Саулова, в Целе, в земле Вениаминовой.
Свою печаль о смерти своего друга Давид излил в трогательноумилительной песне, в которой первое место, естественно, занимает Ионафан. Краса твоя, восклицает Давид, о Израиль, поражена на высотах твоих! Как пали сильные! Не рассказывайте в Гефе, не возвещайте на улицах Аскалона, чтобы не радовались дочери Филистимляне, чтобы не торжествовали дочери необрезанных. Горы Гелвуйские! Да не сойдет ни роса, ни дождь на вас, и да не будет на вас полей с плодами; ибо там повержен щит сильных, щит Саула, как бы не был он помазан елеем. Саул и Ионафан, любезные и согласные в жизни своей, не разлучились и в смерти своей быстрее орлов, сильнее львов они были. Как пали сильные на брани! Сражен Ионафан на высотах твоих. Скорблю о тебе, брат мой, Ионафан; ты был очень дорог для меня; любовь твоя была превыше любви женской. Как пали сильные, погибло оружие бранное! (2Цар.1:17-27).
После Ионафана остался пятилетний сын, Мемфивосфей, чрез которого род Ионафанов продолжался до времен Ездры (1Пар.9:40).
Гирсон
Гирсон (изгнание) - (
Суд.18:30) – сын Манассии, отец Ионафана левита, поставившего истукан в Дане, сделанный Михой, пока Дом Божий находился в Силоме.