Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Книга Судей Израилевых 21:21
и смотрите, когда выйдут девицы Силомские плясать в хороводах, тогда выйдите из виноградников и схватите себе каждый жену из девиц Силомских и идите в землю Вениаминову;
Святые отцы
Прочие
Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
Ст. 17-21 И сказали: наследственная земля пусть остается уцелевшим сынам Вениамина, чтобы не исчезло колено от Израиля; но мы не можем дать им жен из дочерей наших; ибо сыны Израилевы поклялись, говоря: проклят, кто даст жену Вениамину. И сказали: вот, каждый год бывает праздник Господень в Силоме, который на север от Вефиля и на восток от дороги, ведущей от Вефиля в Сихем, и на юг от Левоны. И приказали сынам Вениамина и сказали: подите и засядьте в виноградниках, и смотрите, когда выйдут девицы Силомские плясать в хороводах, тогда выйдите из виноградников и схватите себе каждый жену из девиц Силомских и идите в землю Вениаминову
Пожалев, что наложили такой суровый приговор на своих братьев (не отдавать им в жены своих женщин), израильтяне смягчили суровость так, чтобы дать им в замужество тех девиц, которые потеряли родителей, чьи отцы были убиты за грехи, или дать им возможность найти себе жену с помощью похищения. За предательское злодейство они, нарушив чужое право брака, были признаны недостойными просить себе жену. Но страх потерять одно из колен вынудил израильтян потворствовать обману.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст. 20-21 И приказали сынам Вениамина и сказали: подите и засядьте в виноградниках, и смотрите, когда выйдут девицы Силомские плясать в хороводах, тогда выйдите из виноградников и схватите себе каждый жену из девиц Силомских и идите в землю Вениаминову
Почему сыны Израилевы двум стам мужам из колена Вениаминова повелели похитить и взять себе в жены девиц из числа плясавших в Силоме? Все женщины в колене Вениаминовом были побиты; Израильтяне же поклялись дочерей своих не выдавать за Вениамитян. Посему, чтобы вынужденные этим Вениамитяне, по необходимости, не взяли жен иноплеменных, Израильтяне нашли средство избавиться от затруднения, и придумали похищение.
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Танцы, пляска
Танцы, пляска (Мф.11:17; Мк. 6:22). В восточных странах чувства обыкновенно выражаются в сильных и порывистых телесных движениях. Радостное настроение духа у восточных народов по большей части выражалось в пляске или танцах. Еврейские дети с ранних лет приучались к пляске и прыганью (Мф.11:17, Иов.21:11). Пляска служила любимым развлечением молодых еврейских девиц (Суд.21:21) и вообще служила у евреев выражением религиозной радости и благодарности.
Иногда евреи предавались этому удовольствию в честь победителей, как, напр., после победы Давида над Голиафом, женщины из всех городов Израильских выходили навстречу Саулу царю с песнями и плясками (1Цар.18:6). Пляски употреблялись также и при семейных радостях. При возвращении блудного сына к своему отцу происходило в доме его отца пение и ликование (Лк.15:25); то же самое совершалось и при сборе винограда (Иер.31:4,13).
После того как евреи перешли Чермное море и увидели конечную гибель египтян, их радость и благодарность к Богу выразилась следующим образом: и взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием... (Исх.15:20). Частные лица выражали чувства своей сердечной радости подобным же образом (Деян.3:8).
Вообще в Библии нигде не упоминается о таких случаях, при которых общественные пляски производились бы ради простого увеселения и забавы, за исключением разве пляски тех пустых людей, потерявших стыд, на которых указывала Давиду Мелхола, упрекавшая, впрочем, своего мужа не за то, что он скакал и плясал пред Ковчегом Завета, но за то, что он при сем случае скинул с себя царское одеяние пред глазами рабынь рабов своих и смешался с простым народом (2Цар.6:20).
Постыдный пример пляски девицы пред мужчинами представляется во дворце ц. Ирода на пиршестве по случаю дня его рождения (Мк. 6:21-23), кончившейся, как известно, усекновением главы св. Иоанна Крестителя.
В Библии нет указания на то, чтобы еврейские женщины и девицы танцевали вместе с мужчинами попарно, но мужской пол обыкновенно танцевал сам по себе, а женский также особо, за исключением разве того случая, когда во время поклонения золотому тельцу мужчины и женщины плясали перед ним вместе (Исх.32:6,19); но это было временное отступление слепотствующего народа от Бога, и оно было строго наказано.
Вообще же танцы и пляски у израильтян как народа Божия отличались целомудрием; они происходили большей частью по особенно важным обстоятельствам, совершались во славу Божию и нередко соединялись с пением священных гимнов (Исх.15:20, Пс.67:26).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 15-24 Народ же сожалел о Вениамине, что Господь не сохранил целости колен Израилевых. И сказали старейшины общества: что нам делать с оставшимися касательно жен, ибо истреблены женщины у Вениамина? И сказали: наследственная земля пусть остается уцелевшим сынам Вениамина, чтобы не исчезло колено от Израиля; но мы не можем дать им жен из дочерей наших; ибо сыны Израилевы поклялись, говоря: проклят, кто даст жену Вениамину. И сказали: вот, каждый год бывает праздник Господень в Силоме, который на север от Вефиля и на восток от дороги, ведущей от Вефиля в Сихем, и на юг от Левоны. И приказали сынам Вениамина и сказали: подите и засядьте в виноградниках, и смотрите, когда выйдут девицы Силомские плясать в хороводах, тогда выйдите из виноградников и схватите себе каждый жену из девиц Силомских и идите в землю Вениаминову; и когда придут отцы их, или братья их с жалобою к нам, мы скажем им: простите нас за них, ибо мы не взяли для каждого из них жены на войне, и вы не дали им; теперь вы виновны. Сыны Вениамина так и сделали, и взяли жен по числу своему из бывших в хороводе, которых они похитили, и пошли и возвратились в удел свой, и построили города и стали жить в них. В то же время Израильтяне разошлись оттуда каждый в колено свое и в племя свое, и пошли оттуда каждый в удел свой
Похищение девиц силомских для предоставления их в жены вениаминитянам
Для предоставления жен остальным 200 вениаминитянам им было дозволено старейшинами общества совершить похищение девиц израильских во время праздника кущей, когда девицы будут водить хороводы близ Силома (ныне Сейлунь), у дороги, ведущей из Вефиля в Сихем (Наплус) и с юга - по направлению к Левону (ныне Эль-Левон, близ Сейлуна). С фактом похищения вениаминитянами себе жен имеет сходство факт подобного же похищения римлянами себе в жены сабинянок. После приобретения жен оставшиеся вениаминитяне вновь обзавелись семьями, соорудили города и стали жить в них. Таким образом, колено Вениаминово вновь приобрело возможность своего продолжения в роде.