Ветхий Завет:Быт.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Исх.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940Лев.123456789101112131415161718192021222324252627Чис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536Втор.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334Нав.123456789101112131415161718192021222324Суд.123456789101112131415161718192021Руф.12341Цар.123456789101112131415161718192021222324252627282930312Цар.1234567891011121314151617181920212223243Цар.123456789101112131415161718192021224Цар.123456789101112131415161718192021222324251Пар.12345678910111213141516171819202122232425262728292Пар.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435361Ездр.123456789102Ездр.123456789Неем.12345678910111213Тов.1234567891011121314Иудиф.12345678910111213141516Есф.123456789101101Мак.123456789101112131415162Мак.1234567891011121314153Мак.1234567Иов.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142Пс.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151Притч.12345678910111213141516171819202122232425262728293031Еккл.123456789101112Песн.12345678Прем.12345678910111213141516171819Сир.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051Ис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566Иер.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152Плч.12345ПослИер.15Вар.123456Иез.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748Дан.1234567891011121314Ос.1234567891011121314Иоил.1234Ам.123456789Авд.1Ион.1234Мих.1234567Наум.123Авв.123Соф.123Аг.12Зах.1234567891011121314Мал.12343Ездр.12345678910111213141516
Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.12345678910111213141516171819202122Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.1234562Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.13Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
В то время была судьею Израиля Девора пророчица, жена Лапидофова;

Святые отцы

Прочие

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

В то время была судьею Израиля Девора пророчица, жена Лапидофова

Для того чтобы не показалось, будто только одна вдова выполнила эту неподражаемую работу, абсолютно несомненно то, что существует множество других, имеющих равные, или почти равные добродетели, так как доброе зерно пшеницы обычно рождает множество колосьев, наполненных зернами. Не сомневайся, что то древнее время сева было плодородно в характерах многих женщин. И поскольку было бы утомительно описывать всех, вспомним некоторых, особенно Девору, о добродетелях которой нам говорит Писание.

Ибо она показала не только то, что вдовы не нуждаются в помощи мужчин, но и то, что, будучи совсем не ограниченной слабостью ее пола, взяла на себя обязанности мужчины и сделала даже больше того, что была должна. И наконец, когда иудеями управляли судьи, из-за того, что они не могли править ими с помощью мужского правосудия или защищать их с помощью мужской силы и поэтому войны возникали со всех сторон, они выбрали Девору, чтобы она руководила ими своим здравым смыслом. Итак, одна вдова не только руководила многими тысячами мужчин в мирное время, но и защищала их от врага. Много было судей в Израиле, но ни одна женщина не была судьей до этого, так же как много судей было после Иисуса, но ни один из них не был пророком. И я думаю, что о ее судействе было рассказано и деяния её были описаны для того, чтобы женщин не удерживать от дел мужественных по причине слабости их пола. Вдова, но она управляет народом; вдова, но она ведет за собой армию; вдова, но она выбирает военачальников; вдова, но она объявляет войны и празднует победы. Итак, не природа ответственна за недостатки и не она отвечает за слабости. Не [принадлежность] к полу делает человека сильным, а мужество.

И в мирное время не было жалоб на эту женщину, и недостатков не нашли у этой женщины, в то время как большинство судей были повинны в грехах перед народом. Но когда хананеи, народ жестокий в сражении и имеющий несметное войско, проявили жестокость по отношению к иудейскому народу, эта вдова раньше всех завершила все приготовления к войне. И чтобы показать, что нужды домашнего хозяйства не зависят от общественных дел, а скорее, общественные обязанности должны быть подчинены дисциплине домашнего очага, она приводит своего сына [Варака] из дома и ставит его во главе войска, поэтому мы можем признать, что вдова может воспитать воина; которого она как мать обучила; как судья назначила командовать; причем, будучи храброй, научила его; и как пророчица направила к победе.

И наконец, ее сын Варак показывает, что основная часть его победы находилась в руках женщины, сказав: Если ты пойдешь со мною, пойду; а, если не пойдешь со мною, не пойду (ибо я не знаю дня, в который пошлет Господь Ангела со мною) (Суд. 4:8). Каким же великим должно было быть могущество этой женщины, которой командующий армией говорит: если ты не пойдешь, то и я не пойду. Насколько же велика, говорю я, сила духа вдовы, которая не защищает своего сына от опасностей материнской любовью, а наоборот, с материнским рвением убеждает своего сына идти вперед к победе, говоря, что решающая роль в этой победе находится в руках женщины!

О вдовах

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

В то время была судьею Израиля Девора пророчица, жена Лапидофова

Ничто, действительно ничто не может быть сильнее благочестивой и разумной жены для устроения мужа и расположения его души по своему желанию. Ибо ни друзей, ни учителей, ни начальников он не послушает так, как свою супругу, когда она увещает и советует. Это увещание доставляет ему и некоторое удовольствие, потому что он очень любит эту советницу. И я мог бы назвать многих суровых и неукротимых мужей, смягченных таким образом. Жена участвует с мужем и в трапезе, и в ложе, и в рождении детей, и в делах явных и тайных, во входах и выходах, и в другом гораздо большем; она во всем ему предана и соединена с ним так, как тело соединено с головой. И если она будет разумна и скромна, то превзойдет всех других и победит в попечении о своем супруге. Поэтому увещаю жен считать это обязанностью и давать мужьям надлежащие советы. Ибо женщина имеет великую силу как для добродетели, так и для порока.

Она погубила Авессалома, она - Амнона, она намеревалась - Иова; но она же избавила Навала от смерти, она спасла целый народ. И Девора и Иудифь показали доблести [мужей] военачальников, таковы и многие другие жены. Поэтому и Павел говорит: Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа (1Кор. 7:16)? И мы знаем, что в те времена Персида Мариам и Прискилла приняли на себя апостольские подвиги. Этим женам и вы должны подражать и не только словами, но и делами наставлять своего супруга.

Беседы на Евангелие от Иоанна

Иероним Стридонский, блж. (†420)

В то время была судьею Израиля Девора пророчица, жена Лапидофова

Поскольку [народы эти] выступили против твоего народа, давайте услышим, что за суд выносит им псалмопевец.

Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре (Пс. 82:10). Вы читали Книгу Судей: это тот Мадиам, которого одолел Гедеон.

Что Сисаре, что Иавину. Иавин и Сисара - это те, кого победили Девора и Варак.

У потока Киссона, которые истреблены в Аендоре (Пс 82:10-11). Девора и Варак уничтожили Сисару, военачальника. Так говорит Писание, а теперь смотрите, что это означает. Господи, за то, что они столь надменны, что пришли с мощным войском, что вождь их - Навуходоносор, царь Ассирийский, что сделались помощниками сынов Лотовых, что делают дела бесовские, что гордостью своей вознеслись до Тебя Самого - за всё это, молю Тебя, одолей их, и не мужем, но к позору их - женой!

Сделались навозом для земли (Пс. 82:11). Это кто? Мадиам, Сисара, Иавин - эти трое сделались навозом для земли. Имя Мадиам истолковывается как «пренебрегающий судом». И всякий, кто сражается против твоего народа, не ведает, что впереди будет суд. Сисара интерпретируется как «зрение коня». Враги народа твоего не из твоего стада и не из твоих гуртов, они - жеребцы, становящиеся безумными [при виде] кобыл. Жеребцы всегда готовы в бой. Что Иавину. Иавин истолковывается как «разумение». Полагающиеся на собственную мудрость, а не на славу Божью [обречены гнить], как навоз в земле. Те, кто хвалились своим войском и чьим царём был ассириец, говоривший: взойду на небо (Ис. 14:13), не только пали на землю, но и сделались навозом для земли.

Трактат на Псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

В то время была судьею Израиля Девора пророчица, жена Лапидофова

Почему жена пророчествует? Потому что одна природа мужей и жен. Из Адама создана и жена, и подобно ему наделена разумом. Почему и говорит Апостол: «о Христе Иисусе… несть мужеский пол, ни женский» (Гал. 3:28). Так и Моисей Пророк, и Мариам Пророчица. Думаю же, что Деввора удостоена дара пророчества в обличение тогдашних мужей, потому что, когда ни один не был найден достойным благодати, тогда Деввора прияла дар Всесвятого Духа. А что сподобилась она благодати свыше, сие столько было явно, что Варак не осмеливался без нея ополчиться на брань. Сие сказала она и в своей песни: «оскудеша владеющие во Израили, дóндеже воста Деввора,… мати во Израили» (Суд. 5:7). Изображает же она и нечестие соплеменников: «избраша боги тщетны [Κενοῦς вместо καινοῦς (новых), как читается ныне в тексте.]), яко хлеб ячен» (Суд. 5:8). Сим подобием обличила их великое неразумие. Ибо как несмыслен предпочитающий ячменный хлеб пшеничному; так весьма безумен, богов лжеименных предпочитающий Богу истинному. Но Деввора обнаруживает и сердечную веру. Ибо говорит: «если увижу четыредесять тысяч копий, сердце мое на учиненная во Израили» (Суд. 5:8–9). А сие повелевал божественный закон. Сказано: «если увидишь множество врагов, и коней, и колесниц, не убойся, яко Господь Бог твой поборет по тебе» (Втор. 20:1). Повелевает же Деввора прославлять Бога не бедным только, но и высоко думающим о своем богатстве. Ибо говорит: «сильнии людей благословите Господа, ездящии на подъяремных, седящии на колесницах провещайте глас плещущих посреде веселящихся: тамо дадят правду Богу» (Суд. 5:9–11). Мосфафем переводится: поля (Суд. 5:16), а Мадароф – лишение зрения; проклинать Мазора (Суд. 5:23) значит: проклинать в сильном. Научаемся же из этой истории, что Владыка Бог с отеческою любовию, когда израильский народ преступал закон, предавал его иноплеменникам, употребляя последних как бы вместо жезла и бича, и снова раскаиваясь, миловал и удостоивал всякой попечительности. Так после благодеяния оказанного чрез Деввору, совратившихся в нечестие Бог предал Мадианитянам. Потом, по наказании, сподобил Своей помощи. Но прежде обличил нечестие их чрез некоего Пророка, и напомнил о благодеяниях, какими пользовались, а потом чрез некоего Ангела, воодушевив мужеством Гедеона, повелел ему ополчиться на врагов.

Толкование на книгу Судей

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Лапидоф

Лапидоф
 (факел, пламя) (Суд. 4:4) – муж пророчицы Деворы, из горы Ефремовой.

Библейская энциклопедия 1891г


Кенеи, Кенеяне

Кенеи, Кенеяне
 (словозначение не выяснено) (Быт.15,19) – название древнего кочующего народа в северо - западной Аравии.
В первый раз он упоминается во времена Авраама (см. Кенезеи). Он находился в некоторой связи с мадианитянами, так как тесть Моисея, священник Иофор, называется кенеянином, хотя и жительствовал в земле мадиамской (Суд.1:16,4:11). Посему-то кенеи имели большее или меньшее отношение к евреям и считались, хотя и отдаленными, потомками Авраама. Часть их, быть может, сблизилась с евреями в пустыне (Чис.10,29-32). Валаам указывает на их укрепления и предсказывает разорение оных и плен их (Чис.24,21,22).
Кенеи, бывшие в родстве с Моисеем, снова упоминаются в Библии по смерти великого пророка и Боговидца (Суд.1:16,4:4-17). Из последней библейской цитаты оказывается, что они обитали во времена Судей у дубравы в Цаанниме, близ г. Кедеса. Другая ветвь означенного народа, быть может главнейшая, обитала среди амаликитян, против которых Саул вел истребительную войну. Имея целью пощадить кенеян от истребления, Саул предложил им отделиться от среды амаликитян (IЦар.15,6). Кенеи упоминаются также в числе друзей Давида (IЦар.30,29). Из указания IПар.II,55 можно видеть, что рехавиты были отраслью кинеян, или кинитян.

Библейская энциклопедия 1891г

Георгий Константинович Властов (†1899)

1 Когда умер Аод, сыны Израилевы стали опять делать злое пред очами Господа.
2 И предал их Господь в руки Иавина, царя Ханаанского, который царствовал в Асоре; военачальником у него был Сисара, который жил в Харошеф-Гоиме.
3 И возопили сыны Израилевы к Господу, ибо у него было девятьсот железных колесниц, и он жестоко угнетал сынов Израилевых двадцать лет.
4 В то время была судьею Израиля Девора пророчица, жена Лапидофова;
5 она жила под Пальмою Девориною, между Рамою и Вефилем, на горе Ефремовой; и приходили к ней [туда] сыны Израилевы на суд.


Иавин держал уже фактически в порабощении Израильтян, посредством ежегодных экспедиций для собрания с них дани, и посредством внезапных вторжений и набегов, имевших целью овладеть жатвою и скотом Израильтян, а также для увода пленных, обращаемых в рабов, из которых часть вероятно продавалась Финикиянами в другие страны. Но вот Господь посылает избавление: Дух Божий благословляет на деятельность пророчицу и назначает ей помощника. «В то время была судьею Израиля Девора пророчица» (Суд. 4:4). «Она жила под пальмою Девориною, между Рамою и Вефилем, на горе Ефремовой» (Суд 4:5). Замечательно, как в это время утратил народ Израильский воинственный дух: «виден ли был щит и копье у сорока тысяч Израиля?» восклицала Девора после победы над Иавином (Суд. 5:8). Очевидно, что Израиль «делая злое пред очами Господа» (Суд. 4:1) – предался неге и распутству, сопровождавшему языческие культы Сидонских и Ханаанитских божеств. Израильтяне делаются сильны, потому что становятся чисты, а становятся чисты потому, что вспоминают чистую высшую религию поклонения Единому, Вечному, Творцу мира, даровавшему им закон вечный на высотах Синая. С возвратом культа Бога истинного и разума и трезвенной мысли, Дух Божий освящает и укрепляет рабов Бога вышняго и Израиль, возвышаясь нравственно, снова становится сильным и непобедимым народом. Такова, – если мы вникнем в исторические факты, – историческая судьба всех народов. Суровые и честные народы с строго охраняемой от растления семьей, – овладевали миром, и падали, когда растление проникало в общество и разлагало его. В священных книгах Израиля, для внимательного наблюдателя, раскрывается закон, управляющей всеми народами всех веков.

Священная летопись. Том четвертый


4 В то время была судьею Израиля Девора пророчица, жена Лапидофова;
5 она жила под Пальмою Девориною, между Рамою и Вефилем, на горе Ефремовой; и приходили к ней [туда] сыны Израилевы на суд.
6 [Девора] послала и призвала Варака, сына Авиноамова, из Кедеса Неффалимова, и сказала ему: повелевает [тебе] Господь Бог Израилев: пойди, взойди на гору Фавор и возьми с собою десять тысяч человек из сынов Неффалимовых и сынов Завулоновых;


Девора по-видимому была из колена Иссахарова, хотя по месту жительства ее можно считать Ефраимитянкой. Хотя Девора была замужем (за человеком совершенно неизвестным), но была судьею во Израиле она лично, вследствие Богом ей данного пророческого дара, совершенно независимая от власти мужа, который, благоговея перед ней, несомненно преклонялся пред ее властью.

Священная летопись. Том четвертый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-5 В то время была судьею Израиля Девора пророчица, жена Лапидофова; она жила под Пальмою Девориною, между Рамою и Вефилем, на горе Ефремовой; и приходили к ней сыны Израилевы на суд

Когда израильтяне, каясь в своих грехах, обратились к Богу с молитвой о помиловании, тогда Бог избрал орудием для спасения их пророчицу Девору, жену Лапидофа, происходившую из колена Ефремова, к которой народ ходил для разбирательства своих тяжебных дел. Талмудическое предание причисляет Девору к семи пророчицам Ветхого Завета (Мегилла, f. 14а). Блаж. Феодорит говорит, что Девора была одарена даром пророчества в обличение мужей своего времени (εἰς ἔλεγχον τῶν τότε ἂνδρων).

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible