Ветхий Завет:Быт.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Исх.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940Лев.123456789101112131415161718192021222324252627Чис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536Втор.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334Нав.123456789101112131415161718192021222324Суд.123456789101112131415161718192021Руф.12341Цар.123456789101112131415161718192021222324252627282930312Цар.1234567891011121314151617181920212223243Цар.123456789101112131415161718192021224Цар.123456789101112131415161718192021222324251Пар.12345678910111213141516171819202122232425262728292Пар.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435361Ездр.123456789102Ездр.123456789Неем.12345678910111213Тов.1234567891011121314Иудиф.12345678910111213141516Есф.123456789101Мак.123456789101112131415162Мак.1234567891011121314153Мак.1234567Иов.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142Пс.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151Притч.12345678910111213141516171819202122232425262728293031Еккл.123456789101112Песн.12345678Прем.12345678910111213141516171819Сир.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051Ис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566Иер.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152Плч.12345ПослИер.1Вар.12345Иез.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748Дан.1234567891011121314Ос.1234567891011121314Иоил.123Ам.123456789Авд.1Ион.1234Мих.1234567Наум.123Авв.123Соф.123Аг.12Зах.1234567891011121314Мал.12343Ездр.12345678910111213141516
Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Ездящие на ослицах белых, сидящие на коврах и ходящие по дороге, пойте песнь!

Прочие

Якимов Иван Степанович, профессор (†1885)

Ст. 9-10 Сердце мое к вам, начальники Израилевы, к ревнителям в народе; прославьте Господа! Ездящие на ослицах белых, сидящие на коврах и ходящие по дороге, пойте песнь!

До ст. 12 (Суд.5:1-12) развивается та мысль, что совершилось чудное дело; и вот оно в чем состоит: князи стали предводительствовать, а народ показал ревность. Итак, прославьте Господа! Прославьте потому, что доселе никто не хотел, не смел сам по себе возстать, а вот теперь, благодаря женщине, по голосу Девворы, народ возстал, нашлись и предводители. Доселе не было ни правителя, ни царя в Израиле; не было никакого порядка: народ был в дремоте, в усыплении, в праздности. Начальники занимались более ездою на белых ослицах, чем распоряжались по закону (Суд.5:10).

В ст. 9–11 (Суд. 5:9-11) описывается новое мирное положение дел в Израиле, за которое он должен благодарить и прославлять Господа. В ст. 6–8 (Суд. 5:6-8) говорилось о худых обстоятельствах, в которых находился Израиль во дни Самгара; а вот в ст. 9 (Суд. 5:9) Деввора уже приглашает к прославлению Иеговы все классы людей от высших и до низших. Начинает она с людей знатных, и именно с предводителей войска, — «сильнии людей, благословите Господа» (Суд. 5:9). Потом обращается вообще к высшему классу еврейского народа: это, во-первых, «ездящии на ослятах белых». Так как совершенно белых ослов нет, то здесь нужно разуметь ослов, имеющих на себе, сколько можно, много белых пятен. Блаженный Иероним в своем переводе назвал таких ослов блестящими. На конях израильтяне не ездили: Моисей запретил им это, потому что на конях ездили в Египте, а знакомство с Египтом, подражание ему было опасно для нравственности Израиля. И вот почему, когда при Иисусе Навине евреям пришлось захватить у неприятелей несколько коней, он велел подрезать жилы этим животным, чтобы сделать их негодными к употреблению. На ослах, особенно белых, редких и очень дорогих, ездили только знатные и богатые. Это видно, например, из Суд. 10:4, где говорится о 32 сыновьях Иаира, ездивших на ослах. Подобное же говорится о 40 сыновьях и 30 внуках Авдона, в Суд. 12:14. Во вторых, Деввора обращается к «сидящим на коврах»: это — богатые купцы, занимавшиеся торговлею с финикиянами. Наконец, обращается к «ходящим по дороге»: это — простой, низший класс народа, которому теперь открылась возможность ходить безопасно по городу и за городом, тогда как доселе ходили тайно, кривыми путями, околицами (Суд. 5:6).

Объяснение пятой главы книги Судей израильских

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Осел

Осел
 (Быт.22:3), ослица (Чис.22:21) – домашнее животное, весьма часто упоминаемое в Свящ. Писании и составлявшее предмет значительного богатства у евреев в древние времена. У Иова, напр., было пятьсот ослиц (Иов.1:3). Стада ослов были иногда столь многочисленны, что требовали особенных приставников (Быт.36:24). Домашний осел, без сомнения, есть самое пригодное для домашних работ животное и в некоторых местах предпочитается даже лошади. Кожа его замечательно толста и прочна и даже в наше время употребляется для выделки пергамента, барабанной кожи, книжных переплетов и пр., цвет шерсти пепельно-серый с бурой продольной полосой вдоль спины, иногда красноватый, иногда серебристо-белый. На ослицах белого цвета во времена Судей ездили преимущественно люди почетные (Суд.5:10). Ослы оставались в употреблении у израильтян и после того, как были введены в употребление Соломоном лошади, даже до плена Вавилонского и после.

Сам Господь предпринял торжественный вход в Иерусалим, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной (Мф.21:2-7).

Слова в кн. Бытия: Он привязывает к виноградной лозе осленка своего, и к лозе лучшего винограда своего сына ослицы своей (Быт.49:11) указывают на непрестающие плодородие и обилие в колене Иудовом.

Ослицы особенно ценились в верховой езде. Они давали также много молока, во многих местах употребляемого в пищу и как лекарство.

Ослы употреблялись при земледелии, особенно для пашни и приготовления почвы под посев (Ис.30:24,32:20). Запрещение в книге Второзакония не пахать на воле и осле вместе (Втор.22:10) могло быть основано отчасти на неравенстве сил осла и вола, отчего нельзя возлагать на них одинаковую тяжесть, но главным образом было направлено к тому, чтобы символически означить отделение иудеев от окружающих народов. Осла почитали в древние времена настолько полезным и необходимым, что увести осла у сироты (Иов.24:3) было бы все равно то же, что и отнять последнюю корову у бедняка в наше время.

Привязанность осла к своему хозяину и собственнику составляет одну из отличительных особенностей этого животного. В этом отношении он совершенно походит на собаку. Посему-то особенно выдается суровость обличения пророка против Израиля: Вол знает владетеля своего и осел ясли господина своего (Ис.1:3).

Однажды в Самарии был такой голод, что платили большие деньги – 80 сиклей серебра за такую небольшую и мало питательную часть мяса, как ослиная голова, и при этом не гнушались даже есть такое мясо, которое запрещалось законом, так как осел считался нечистым животным и потому не употреблялся ни в пищу, ни в жертвоприношениях.

Околевших ослов обыкновенно выбрасывали в открытое поле, и та часть трупа, которую не успели еще пожрать хищные звери и птицы, под лучами палящего солнца издавала отвратительное зловоние и отравляла воздух. С выброшенным трупом осла сравнивается у пророка Иеремии положение по смерти человека своекорыстного и бессердечного. Не будут оплакивать его: увы, брат мой, и: увы, сестра! Не будут оплакивать его: увы, государь, и: увы, его величие! Пророк говорит так об Иоакиме, царе иудейском. Ослиным погребением он будет погребен, вытащат его и бросят далеко за ворота Иерусалима (Иер.22:19).

Место в кн. Числ. (Чис.20:28) касательно того, что ослица заговорила под Валаамом человеческим языком, объяснить не трудно, именно: не всесилен ли Создатель всей твари, сотворивший человека и скот, отнять дар слова у первого и дать оный последнему, как и в начале творения Он дал слово человеку и лишил этого дара животное?

Арабские ослы имеют легкий и скорый шаг. В Персии, Сирии и Египте на арабских ослах обыкновенно ездят туземные женщины, и эти ослы особенно ценны в странах гористых, будучи много надежнее лошадей при въезде и спуске с гор. Они делают обыкновенно по четыре мили в час. Кроме домашних, у евреев были еще дикие ослы, или онагры (Иов.39:5). Измаил, в предречении о его образе жизни, называется диким ослом (Быт.16:12). Дикие ослы обыкновенно бродили стадами по пустыням и степям (Ис.32:14,8:9), питаясь травою и отличаясь дикою любовью к свободе.

Библейская энциклопедия 1891г

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 9-11 Сердце мое к вам, начальники Израилевы, к ревнителям в народе; прославьте Господа! Ездящие на ослицах белых, сидящие на коврах и ходящие по дороге, пойте песнь! Среди голосов собирающих стада при колодезях, там да воспоют хвалу Господу, хвалу вождям Израиля! Тогда выступил ко вратам народ Господень

Обращаясь к вождям народа израильского и к самому народу, Девора призывает их к прославлению Господа за освобождение народа Израильского.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka