Ветхий Завет:Быт.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Исх.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940Лев.123456789101112131415161718192021222324252627Чис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536Втор.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334Нав.123456789101112131415161718192021222324Суд.123456789101112131415161718192021Руф.12341Цар.123456789101112131415161718192021222324252627282930312Цар.1234567891011121314151617181920212223243Цар.123456789101112131415161718192021224Цар.123456789101112131415161718192021222324251Пар.12345678910111213141516171819202122232425262728292Пар.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435361Ездр.123456789102Ездр.123456789Неем.12345678910111213Тов.1234567891011121314Иудиф.12345678910111213141516Есф.123456789101101Мак.123456789101112131415162Мак.1234567891011121314153Мак.1234567Иов.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142Пс.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151Притч.12345678910111213141516171819202122232425262728293031Еккл.123456789101112Песн.12345678Прем.12345678910111213141516171819Сир.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051Ис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566Иер.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152Плч.12345ПослИер.15Вар.123456Иез.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748Дан.1234567891011121314Ос.1234567891011121314Иоил.1234Ам.123456789Авд.1Ион.1234Мих.1234567Наум.123Авв.123Соф.123Аг.12Зах.1234567891011121314Мал.12343Ездр.12345678910111213141516
Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.12345678910111213141516171819202122Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.1234562Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.13Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Пришли цари, сразились, тогда сразились цари Ханаанские в Фанаахе у вод Мегиддонских, но не получили нимало серебра.

Прочие

Якимов Иван Степанович, профессор (†1885)

Ст. 19-21 Пришли цари, сразились, тогда сразились цари Ханаанские в Фанаахе у вод Мегиддонских, но не получили нимало серебра. С неба сражались, звезды с путей своих сражались с Сисарою. Поток Киссон увлек их, поток Кедумим, поток Киссон. Попирай, душа моя, силу!

Вторая часть песни Девворы заключается повествованием о самой битве с Сисарою.

Ст. 19–21. «Пришли цари и сразились; тогда сразились цари Ханаанские в Фанаахе, у вод Магедонских, и ничего не приобрели от этого. С неба сражались против них; звезды с путей своих сражались с Сисарою. Поток Кисон увлек их, поток Кедумим, ручей Кисон. Стремись душа моя, с силою!» Здесь говорится о многих ханаанских царях, между тем как в Суд. 4:2 говорится только об одном царе Иавине. Это вообще значит, что то был грозный враг; царь Иавин был только во главе целой коалиции ханаанских царей, которых, следовательно, надобно представлять только его союзниками. Пример подобной же коалиции описан в Нав. 9:1-5. Царь Иавин Асорский призвал на помощь себе против Иисуса Навина множество ханаанских царей. Затем говорится, что трупы убитых воинов Сисары унес поток Кисон, поток Кедумим. Что значит, прежде всего, поток Кедумим? «Кедумим» не собственное имя, а нарицательное. Оно означает или «древний» — в том же смысле, в каком это слово употреблено в Притч. 8:23 (прежде век основа Мя, Премудрость); или же это слово означает «битвы», от kadam воевать. Итак, это нужно перевести: «поток древний», или «поток битв». Но здесь не бывало прежде ни одной битвы, следовательно, нужно перевести: «Кисон поток давний, древний».

Объяснение пятой главы книги Судей израильских

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Мегиддо и Мегиддон

Мегиддо
 и Мегиддон (город счастья) (Нав.12:21) – город полуколена Манассиина, на границе колена Иссахарова, недалеко от потока Киссон, воды которого и называются посему водами Мегиддонскими (Суд.5:19) и равнина Изреельская – равниной Мегиддонской (2Пар.35:22). Обитатели Мегиддона первоначально не были изгнаны кол. Манассииным; но когда Израиль усилился, то они сделались его данниками.

Соломон укрепил г. Мегиддон и сделал его местопребыванием одного из 12 своих приставников над съестными припасами своего дворца (3Цар.4:12). Здесь умер Охозия, ц. иудейский, от раны, полученной в сражении с Ииуем; здесь также был убит в сражении с фараоном Нехао, ц. египетским, благочестивый ц. иудейский Иосия (4Цар.23:29), на каковое поражение указывает и пр. Захария (Зах.12:11).

Вершина города названа в Откровении Аргамеддон (Откр.16:16). Римлянами этот город назывался Legio, а в настоящее время называется Эле-Леджун и расположен на возвышенности близ потока Киссон.

Библейская энциклопедия 1891г

Георгий Константинович Властов (†1899)

14 От Ефрема пришли укоренившиеся в земле Амалика; за тобою Вениамин, среди народа твоего; от Махира шли начальники, и от Завулона владеющие тростью писца.
15 И князья Иссахаровы с Деворою, и Иссахар так же, как Варак, бросился в долину пеший. В племенах Рувимовых большое разногласие.
16 Что сидишь ты между овчарнями, слушая блеяние стад? В племенах Рувимовых большое разногласие.
17 Галаад живет спокойно за Иорданом, и Дану чего бояться с кораблями? Асир сидит на берегу моря и у пристаней своих живет спокойно.
18 Завулон – народ, обрекший душу свою на смерть, и Неффалим – на высотах поля.
19 Пришли цари, сразились, тогда сразились цари Ханаанские в Фанаахе у вод Мегиддонских, но не получили нимало серебра. 


В пророческом предведении своем Девора призывает (Суд. 4:6) Варака из Кедеса Нефоалимова и приказывает ему собрать десятитысячное ополчение из двух колен, имеющих уделы в той части Палестины, которая называлась Галилеею. Здесь, на горе Фаворе, должно было собраться ополчение колен Завулона и Неффалима. В эту решительную минуту начала борьбы, Варак, хотя уверенный в том, что Девора говорить ему слова Божии, – не чувствует в себе достаточно силы совершить подвиг без ее помощи. Великая духом пророчица упрекает его в малодушии, предрекает, что военачальник Ханаанейский Сисара будет предан не в его руки, а в руки женщины, и указывает, что слава его будет умалена, потому что Девора пойдет с ним в Кедес. Здесь по-видимому установлен план общего восстания и из Кедеса (Галилейского) полетели гонцы, собравшие к ополчившимся уже двум коленам воинов из других колен Израилевых, как видно то из песни Деворы. К воинам Неффалимовым и Завулоновым присоединились воины колена Ефремова и Вениаминова, а из колена Манассиина воины знатных родов. Особенно еще упомянуто о «владеющих тростью писца» из колена Завулонова, которые вероятно были не только грамотеи, но и по всей вероятности были строители и инженеры, обучавшиеся у Финикиян и упомянутые в Суд. 5:14 стихе вместе с начальствующими, как составлявшие штаб войска. От колена Иссахарова присоединились к ополчению также по-видимому одни знатные роды хотя быть может они шли со своими собственными войсками, почему они и названы князьями. Об Иуде и Симеоне вовсе не упомянуто в песне Деворы; об Асире и Дане, а также об Рувиме и Гаде (племенах заиорданских) упомянуто с укоризной. Иуда и Симеон занимали крайний юг Палестины, и вели беспрерывно малую войну с Филистимлянами, и Едомитянами и Амалекитянами пустыни, так что присутствие их в северном ополчении было невозможно. Но Асир и Дан, занимавшие приморские уделы вне сферы военных действий, не примкнули к общему ополчению, вследствие по-видимому равнодушия к общим интересам. Точно также упрекаются в равнодушии к общему делу Рувим и Галаад, населенный племенами Гада и Манассии.

Священная летопись. Том четвертый


18 Завулон – народ, обрекший душу свою на смерть, и Неффалим – на высотах поля.
19 Пришли цари, сразились, тогда сразились цари Ханаанские в Фанаахе у вод Мегиддонских, но не получили нимало серебра.


С этими исключениями, весь остальной народ Израильский, был охвачен чувством народного единства и сознанием необходимости дружного действия; поэтому в данную историческую минуту Ефрем, Неффалим, Завулон, Иссахар, Вениамин и Палестинское полу-колено Манассии представляют собою весь Израиль и «обрекая себя на смерть», как пела Девора, созидали будущее величие Израиля. Начиная с князей и начальников «ездящих на белых ослицах и сидящих на коврах» до простого народа «ходящаго по дороге» (Суд. 5:10) весь народ «показал рвение» (Суд. 5:2); весь Израиль, воспламененный «матерью Деворой» устремился к горе Фавор в Галилее, чтобы противостать общему врагу и отстоять удел, данный Богом Израилю. И Господь благословил это рвение. Сисара, военачальник Иавина, осведомился об том, что Израиль ополчился и собрал войска свои, в числе которых был особый род оружия, железный колесницы, заменявшие кавалерию и действовавшие ударом атаки на нестройные полчища пеших воинов. Каждая колесница, запряженная парою лошадей, подымала трех воинов, т. е. возницу и двух вооруженных копьями, луками и щитами воинов. Масса таких колесниц на равнине, пущенная в атаку, обыкновенно решала победу. Войска Ханаанские были собраны около потока Кисона; они спустились с гор Харошеф-Гоима на большую долину Ездрелонскую с целью воспользоваться всеми выгодами атаки колесниц. Вместе с Сисарою шли и многие цари Ханаанские (Суд. 5:19). Все это войско заняло позицию «у вод Мегиддонских, в Фанаахе». Фанаах была крепость Ханаанитская, которая была ключом всей позиции, расположенная на северном склоне гор, окаймляющих южную часть Ездрелонской долины в юго-западном углу этой долины. С высот Фанааха виднеется к северо-востоку гора Фавор, за которой лежит Генисаретское озеро. Здесь, с вершины Фавора Израильтяне следили за движением неприятельского войска и здесь-то Девора, движимая Духом Божиим, воскликнула: «восстань Варак, ибо это тот день, в который Господь предает Сисару в руки твои! Сам Господь пойдет перед тобою» (Суд. 4:14).

Священная летопись. Том четвертый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 19-21 Пришли цари, сразились, тогда сразились цари Ханаанские в Фанаахе у вод Мегиддонских, но не получили нимало серебра. С неба сражались, звезды с путей своих сражались с Сисарою. Поток Киссон увлек их, поток Кедумим, поток Киссон. Попирай, душа моя, силу

Девора изображает самую битву израильтян с хананеями. В поэтическом восторге ей кажется, что даже звезды небесные сражались с Сисарой и самый поток Кисон остался не равнодушным к телам убитых воинов, но стремительно уносил их. Города Таанах, Мегиддон, близ которых происходила битва израильтян с Сисарой, находились в долине Эздрелонской, посреди которой протекал Кисон (соврем. Нар-эль Мукатта).

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible