Ветхий Завет:Быт.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Исх.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940Лев.123456789101112131415161718192021222324252627Чис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536Втор.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334Нав.123456789101112131415161718192021222324Суд.123456789101112131415161718192021Руф.12341Цар.123456789101112131415161718192021222324252627282930312Цар.1234567891011121314151617181920212223243Цар.123456789101112131415161718192021224Цар.123456789101112131415161718192021222324251Пар.12345678910111213141516171819202122232425262728292Пар.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435361Ездр.123456789102Ездр.123456789Неем.12345678910111213Тов.1234567891011121314Иудиф.12345678910111213141516Есф.123456789101Мак.123456789101112131415162Мак.1234567891011121314153Мак.1234567Иов.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142Пс.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151Притч.12345678910111213141516171819202122232425262728293031Еккл.123456789101112Песн.12345678Прем.12345678910111213141516171819Сир.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051Ис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566Иер.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152Плч.12345ПослИер.1Вар.12345Иез.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748Дан.1234567891011121314Ос.1234567891011121314Иоил.123Ам.123456789Авд.1Ион.1234Мих.1234567Наум.123Авв.123Соф.123Аг.12Зах.1234567891011121314Мал.12343Ездр.12345678910111213141516
Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Воды просил он: молока подала она, в чаше вельможеской принесла молока лучшего.

Прочие

Якимов Иван Степанович, профессор (†1885)

Ст. 24-26 Да будет благословенна между женами Иаиль, жена Хевера Кенеянина, между женами в шатрах да будет благословенна! Воды просил он: молока подала она, в чаше вельможеской принесла молока лучшего. [Левую] руку свою протянула к колу, а правую свою к молоту работников; ударила Сисару, поразила голову его, разбила и пронзила висок его.

      Деввора восхваляет Иаиль, убившую Сисару. Разсматривая книгу Судей, мы встречаем в ней вообще особенное уважение к женщинам. Так, не смотря на то, что между сословиями, которые приглашает Деввора к славословию Иеговы, не упомянуты священники, — в той же песни Девворы восхваляется Иаиль; упоминается и выставляется в хорошем свете дочь Иеффая. Особенно хорошо обрисована в книге Судей жена Маное, мать Сампсона. Она выставляется как ревностная исполнительница закона и равная мужу по добродетели, а по уму даже превосходящая его. Это вот откуда видно. Сампсон, желая жениться на филистимлянке, просил позволения у отца и матери и не получил согласия. Потом он обращается с вторичною просьбою уже к одному отцу своему, не смея и подумать, что мать уступит его беззаконному желанию, и надеясь, что отец скорее разрешит ему вступление в брак, недозволенный законом. Это о благочестии и ревности жены Маное. А вот о ее уме. Пред рождением Сампсона ангел явился жене Маное и сказал, что имеющий родиться от нее сын должен быть назореем и что он избавит евреев от ига филистимлян. Ангел считает достойною своего явления и откровения жену Маное, а не его самого. Жена, с своей стороны, показала благоразумие, передавая своему мужу речь ангела; она умолчала при этом об освобождении Сампсоном своего отечества, — не выдала политической тайны и поступила совершено основательно. Еще: когда, вместе с мужем, она принесла жертву Богу и явившегося им ангела не стало пред ними, то Маной испугался, думая, что если им явился Бог, то они должны непременно умереть. Жена отвечает на такие опасения мужа таким образом: «почему должны мы умереть? Нет, если бы Бог хотел умертвить нас, то Он, конечно, не принял бы и жертвы нашей»: — здравое разсуждение! (История эта описывается в главах Суд. 13 и Суд. 14).

Говоря все это, мы нисколько не желаем издеваться над Маноем или унижать его: по изображению книги Судей, он все же был человек благочестивый. Но в народе еврейском, в позднейшее время, распространилось неуважение и пренебрежение этим человеком. В Талмуде особенно обнаружилось такое отношение к Маною. Вот два примера:
1) В Суд. 13:11 говорится, что Маной шел позади жены своей. Раввины-талмудисты пишут, по поводу этой истории, такое правило: «если случится мужу с женою переходить чрез реку по узкому мосту и муж будет позади жены, то он должен столкнуть ее в реку, а не уступать первенства».
2) Другой раввин говорит: «лучше я пойду позади льва, чем позади своей жены; пойдет позади жены только Маной...»

Объяснение пятой главы книги Судей израильских


Замечания о подлинности песни Девворы

Скажем нечто о подлинности песни Девворы. Эта подлинность доказывается –

1) особенностями языка Девворы. Она говорит не чистым еврейским языком. Известно, что некоторые колена говорили различными диалектами (шибболет и сибболет...). Деввора говорит именно наречием Ефремовой горы. Она жила в колене Ефремовом. Кто знает по-еврейски, тот поймет, что в словах: “пока не востала я, Деввора”, – чтение иное, чем настоящее еврейское.

2) Лирическим характером песни и указанием Девворы на себя, как на действующее лицо воспеваемого ею дела. Это свидетельствует, что песнь написана современно самому событию. Трудно допустить, чтобы позднейшее лицо, взявшись написать эту песнь, пришел в такое одушевление, чтобы прославлял прежде всего Иегову, чтобы мог изобразить характер народа так отчетливо, показать черты характера некоторых колен так живо и метко. Прославляя Иегову, Деввора говорит, что нет царя у Израиля; жалуется, что идолопоклонство и пороки так развиваются между израильтянами, что новое поколение превзошло старые поколения в этом отношении; и вот где причина, почему война стала происходить уже у самых ворот города. Далее, прекрасно выставлены у Девворы отношения различных колен к делу освобождения отечества, – это участие и ревность одних и холодность других – эти раздоры и разлад, начавшиеся теперь между различными коленами и имевшие известный печальный исход. Говорим, что изобразить это событие так живо и подробно не мог человек, живший в позднейшее время.

3) Подлинность песни Девворы доказывается тем, что эта песнь, при всей своей исторической верности, содержит в себе такие частности, которых нет в книге Судей и которых никоим образом не мог бы знать позднейший писатель. “Не стало сильных в Израиле, пока не востала я, Деввора”. Даже Варак требует поддержки... Характеристика времени резкая! Заметим далее частности, которыми оттеняет Деввора деятельность колен во время приготовления к войне. Эти оттенки исторически вполне верны, но в книге Судей, они не замечены нигде, кроме песни Девворы. Упомянуты в ней, в этой песни, два колена Завулоново и Неффалимово, как более других страдавшие от врага и участвовавшие в войне с ним. Из других колен Деввора прежде всего говорит о Ефремовом, и это естественно; она сама принадлежала к этому колену. За Ефремом (от Фавора) жил Вениамин; он и упомянут у ней вторым: как шли колена с юга на север, в таком порядке они и перечисляются. Наконец, она говорит не о всем колене Ефремовом, а о той, храбрейшей его части, которая жила в участке, отнятом у амаликитян. Особенно этого последнего обстоятельства не мог сказать писатель позднейшего времени: он не захотел бы унизить ту часть колена Ефремова, откуда происходила Деввора; эта часть не приняла участия в войне. И между тем Деввора безпристрастно говорит обо всем, что и как было. В Суд.5:28 Деввора говорит, что по убитом Сисаре мать его плакала и рыдала. Это замечательно. Везде по героям плачут или жены, или дети, – матери нет. Позднейший писатель говорил бы не о матери плачущей о Сисаре, а о его жене и детях. Не так поступает Деввора: она знает, что у Сисары не было ни жены ни детей, а была одна мать. Наконец, вот еще мелочь. В Суд.5:25 говорится, что Сисара просил у Иаили пить воды, а она подала ему хорошаго молока в чаше вельможеской.

Объяснение пятой главы книги Судей израильских

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Девора

Девора
 (пчела) – имена двух женщин:

а) (Быт.24:59) – кормилица Ревекки, сопровождавшая ее в Ханаанскую землю, когда она оставила дом брата своего Лавана в Месопотамии для вступления в замужество за Исаака. В кн. Быт. (Быт.25:8) говорится, что по смерти своей она была погребена под дубом близ Вефиля, названным дубом плача. Из сего можем заключить, что означенная служанка пользовалась особенной любовью в семействе патриарха, в котором потеря ее глубоко чувствовалась. Обычай погребения под деревьями был весьма распространен у евреев (1Цар.31:134Цар.21:18);

б) (Суд.4:5) – известная пророчица, бывшая судьей Израиля, по смерти судьи Аода, жена Лапидофова. Она жила под пальмой Девориной, между Рамой и Вефилем, на горе Ефремовой. Израиль, в означенное время, за грехи свои находился под тяжким игом Иавина, ц. ханаанского. Девора, по Божественному указанию, призвала к себе Варака и именем Бога повелела ему расположиться на горе Фавор с десятью тысячами мужей. А я, сказала она при этом, приведу к тебе к потоку Киссону, Сисару, военачальника Иавина и колесницы его и многолюдное войско его и предам его в руки твои (Суд.4:7).
 

Варак согласился идти только в том случае, если Девора будет сопутствовать ему, на что она ответила: пойти пойду с тобою, но знай, что... в руки женщины предаст Господь Сисару (ст. 9), т. е. что честь победы будет принадлежать женщине, а не ему. События оправдали пророчество Деворы. Разбитый Вараком у потока Киссона, Сисара бежал, потеряв все свое войско, 900 железных колесниц, и затем погиб от руки Иаили, жены Хевера, в шатре которой он укрылся от преследования Варака.

Таким образом, честь окончательной победы над Сисарой действительно досталась женщине. Девора и Варак прославили Бога благодарственной песнью (Суд.5), которая считается образцовым произведением еврейского красноречия и составляет содержание пятой главы книги Судей. Израиль отмщен, так начинается эта возвышенная песнь, народ показал рвение; прославьте Господа (Суд.5:2). С неба сражались, звезды с путей своих – с Сисарою (Суд.5:20). Да будет благословенна между женами Иаиль, жена Хевера Кенеянина, между женами, в шатрах да будет благословенна! Воды просил он (Сисара): молока подала она... левую руку свою протянула к колу, а правую к молоту работников, ударила Сисару, поразила голову его, разбила и пронзила висок его. К ногам ее склонился... где склонился, там и пал сраженный. В окно выглядывает и вопит мать Сисарина сквозь решетку: что долго не идет конница его, что медлят колеса колесниц его? Умные из ее женщин отвечают ей, и сама она отвечает на слова свои, верно они нашли, делят добычу, по девице, по две девицы на каждого воина... Так да погибнут все враги Твои, Господи! Любящие же Его да будут, как солнце, восходящее во всей силе своей! (Суд.5:24-31)
Сими, поистине величественными словами заканчивается хвалебная песнь Деворы. Во время ее правления покоилась земля 40 лет (Суд.5:31), замечает историк, заканчивая историю судьи и пророчицы Деворы.

Библейская энциклопедия 1891г

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Суд.5:23-30

Девора именем ангела Господня проклинает жителей неизвестного города Мероза, не желавших принять участие в преследовании хананейских воинов, восхваляет Иаиль кенеянку за убиение Сисары, и художественно изображает надежды и мучительные опасения матери Сисары, ожидающей возвращения своего сына с поля битвы вместе с богатой добычей.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible