Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Книга Судей Израилевых 6:2
Тяжела была рука Мадианитян над Израилем, и сыны Израилевы сделали себе от Мадианитян ущелья в горах и пещеры и укрепления.
Святые отцы
Прочие
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
Максим Исповедник, прп. (†662)
Что означает история о самом Гедеоне, и руно, и война с мадианитянами и прочее?
Агарь, служанка Сарры, понимается по отношению к чувственному восприятию; она, зачав через естественное созерцание, рождает естественный закон. Если же [чувство] восстает против ума, как та [Агарь] против Сарры — Сарра ведь толкуется [как] «начальствующая» — то прогоняется чувственное восприятие и ум зачинает Исаака — духовный закон, от которого [происходит] Израиль, то есть ум, видящий Бога. Он-то, после того как деспотически управляется мадианитянами, то есть блудом, предается по попущению [Божию на] семь лет, то есть на страсти, [порождаемые] временным и преходящим. И сделали, — говорит Писание, — сыны Израилевы в горах дыры и пещеры (Суд. 6:2); кажется, что воинствующий ум замышляет [понести] озлобления и труды, но делая это без ведения, трудится бесполезно.
Ибо сказано, что сеял муж израильский и приходили мадианитяне и Амалик и сыны Востока и истребляли плоды земли. Ведь Амалик, [то есть] чревобесие, и Мадиам, [то есть] блудодеяние и сыны Востока, [то есть] тщеславие, истребляют весь урожай сердца, над которым, как кажется, без [должного] ведения трудится [Израиль]. И не оставляли ничего [необходимого] для жизни в Израиле, — говорит Писание, — ни овцы, ни вола, ни осла (Суд. 6:4). То есть [ничего] из разумной и гневной и пожелательной способности.
Взошли же [мадианитяне] с имуществом своим, и шатрами, и с верблюдами их, которым не было числа (Суд. 6:5), то есть множеством образов страстей и воспоминаний их и фантазий. И обнищал Израиль, — говорит Писание, — от лица мадианитян, и возопили сыны Израилевы ко Господу, и послал Господь пророка к сынам Израилевым (Суд. 6:6-8); ведь в то время как нищает ум всякой добродетелью, помышления его в раскаянии вопиют ко Господу, и посылает Господь слово, напоминающее об исходе из Египта (Суд. 6:8), то есть об освобождении из мрака греховного.
И пришел, — говорит Писание, — ангел Господень и сел под теревинфом (дубом) (Суд. 6:11), — намеком указывая на таинство креста и, — говорит Писание, — Гедеон выколачивал тогда пшеницу в точиле, то есть сочетал делание с ведением, это ведь значит точило винное. - И явился ему ангел Господень и сказал ему: Господь с тобою, (муж) сильный крепостью! (Суд. 6:12); ведь подчинившего и поработившего страсти и имеющего власть над собой благодаря ведению и деланию по [отличительным] свойствам его называет: Господь с тобою (Суд. 6:12). Выказывается и смирение этого ума из ответа, сказал ведь [Гедеон]: если Господь с нами, то отчего постигло нас все это?
И сказал ему ангел: иди в этой силе твоей и ею спаси Израиля (Суд. 6:14), то есть в силе делания и ведения. И сказал ангелу: если я обрел благодать пред очами Твоими,… не уходи отсюда, доколе я не приду к Тебе (Суд. 6:18).
И Гедеон вошел и приготовил козленка и опресноков из ефы муки; мясо положил в корзину, а похлебку влил в горшок и принес к Нему под дуб и предложил. И сказал ему ангел Божий: возьми мясо и опресноки, и положи на сей камень, и вылей похлебку. Он так и сделал (Суд. 6:19-20).
Когда мысль духовная послана уму, и ум находит способ укрепиться в этом ведении через приращение надлежащего делания, не покидает [уже его это] ведение. А принесение мяса и опресноков и похлебки означает делание со скромностью, вокруг политое ведением, это ведь означает похлебка. Он повелел пролить ее на камень; то есть нужно ведение и делание приложить к вере во Христа.
Ангел Господень простер конец жезла, который был в руке его, прикоснулся к мясу; и вышел огонь из Камня и поел мясо и опресноки; и ангел Господень скрылся от глаз его (Суд. 6:21).
В самом деле, когда такие делание и ведение верою доводятся до совершенства, тогда огонь Духа делает их светлыми, и логос начала ведения удаляется; ведь, как прежде, напоминая, он уже не следит [за умом]; и ум, всецело растворенный в свете Духа, более не остается в начальном состоянии.
Руно же овечье означает иудейское поклонение; ведь на нем появилась роса, поскольку имело оно оправдание [тогда в качестве] поклонения. На всей земле сушь (Суд. 6:37); ведь все языки были сухи в отношении ведения Бога. Выжимание из шерсти воды в лохань означало благодать будущего крещения; в древности было много образов святого крещения; вот и эти, выжатые в лохань [воды], указали на само таинство нашего крещения. То же, что было во второй раз и в обратном порядке: шерсть была сухой, на всей же земле роса, — означало благодать Евангелия; ведь вся земля наполнилась евангельской росою; был же оставлен сухим от всякой веры народ иудейский.
[Если рассмотреть символы] в отдельности, то руно - это нравственная философия, выжимаемая в лохань ведения; то, что по всей земле была роса, означает, что после исправления делания нравственной философии вся земля сердца исполняется божественного ведения. Если же кто-то хвалится одними нравственным деяниями без приобретенного ведения, таковой имеет землю своего сердца сухой и, чванясь, показывает внешнюю скинию, словно [это] руно.
То, что Гедеон отпустил из войска, чтобы они возвратились, десять тысяч, то эти [вернувшиеся] означают убегающих от трудностей добродетели из-за трусости, предающихся чувствам и их действиям.
Двадцать же тысяч легших на живот и пивших тогда воду — суть предающиеся чувственному посредством чувств; ибо четыре стихии, помноженные на пять чувств, образуют двадцать.
Они и были валявшимися на земле, то есть подчинились земным пристрастиям, когда пытались пить воду ведения; их-то Логос как негодных для духовного воинства прогоняет.
Избираются же только триста блистающих [добродетелью]. Это те, кто распял себя и посредством сотни совершенства сохранил здоровыми три силы души; ведь сотня есть удесятерение десяти заповедей; ибо каждая заповедь объемлет другую и, яснее говоря, приравнивается к десяти, почему и Сарре преуспевшей приставляется [к имени] «р», когда Слово являет ее совершенство по добродетели.
Эти сияющие [добродетелью] пьют воду руками, ведь воду ведения они черпают посредством трудов делания.
Призывает же их военачальник духовного воинства держать в левой руке водоносы, имеющие внутри светильники, в правой же руке — рог, и таким вот [образом вооруженными] вступить в бой с врагами, обозначая этим [следующее]: намеревающийся вступить в бой против врагов невидимых должен посредством делания — это ведь и есть левая рука — держать плоть [так, чтобы она] отбросила посредством аскезы влажность всякой страсти, стала сухим глиняным черепком, а внутри имела свет ведения, в правой же руке, то есть в созерцании, [он должен] держать логос учения, это ведь и означает рог.
Разбиение [глиняных] водоносов означает, что совершенное умерщвление плоти и презрение к ней открывает нам свет ведения.
А то, что они говорили: меч Господа и Гедеона (Суд. 7:14), означает, что прилагающий острое [как клинок] слово Господа и присовокупляющий собственное старание умерщвляет страсти.
Сон же, который видели мадианитяне, указывает, что в то время как ум начинает через аскезу предавать и мучить свою плоть, блудные бесы заключают, будто из сна, что «если ум будет в состоянии простереться до такой аскезы, он умертвит нас», ведь хлеб ячменный катящийся — то есть аскеза, шествующая [вперед], разрушает скинии иноплеменников, то есть то, что составляет [само] существо бесовских страстей.
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Пещеры
Пещеры (Быт.19:30). Иудея вообще изобиловала пещерами, и они служили частью для временного жительства, а частью как места тайных убежищ, равно как и для погребения умерших (Быт.19:30; Нав.10:16; Суд.6:2; 1Цар.13:6,22:1,2,24:3;2Цар.23:13;
3Цар.18:4,19:9; Евр.11:38; Быт.23:17,19,49:29; Ин.11:38). Они служили особенно безопасным убежищем во время землетрясений, даже в новейшее время, как, напр., в 1837 г. Вероятно, для этой цели они служили и у евреев (Ис.2:10,19,21). Столь известная пещера Махпелла служила местом погребения для Авраама и некоторых других патриархов. В долине Иосафатовой находится множество погребальных пещер, равным образом множество пещер находилось и в окрестностях оной. Многие из пещер Верхнего Египта были изящно украшены живописью и скульптурой. Древние египтяне отправляли свои религиозные празднества Изиды и Озириса в пещерах, равно как и поклонники солнца исполняли в пещерах свои идолопоклоннические обряды.
Домами в Петре служили пещеры или естественные, или высеченные в скалах, которые и доселе еще возбуждают удивление путешественников. Некоторые из пещер палестинских были громадных размеров, так, напр., пещера Адолламская доставляла просторное убежище более чем для 400 человек (1Цар.22:2), пещера Энгедди – для 600 человек, которые не были даже замечены Саулом, когда он входил (I Цар.24:3,4). Многие из доселе существующих пещер в Палестине отличаются своей огромной величиной.
В Свящ. Писании упоминается о многих замечательных пещерах, как, напр., Адолламская, Энгедди, Маккеда и др. Туземцы страны доселе показывают большую часть из них путешественникам. Пещера, в которую удалился Лот (Быт.19:30), может быть, есть та самая, которую доселе можно видеть на юго-восточной оконечности Мертвого моря. Пещера Махпеллы находится ниже мечети Xарама в Xевроне. В пустыне Энгедди доселе еще можно видеть множество пещер, по всей вероятности служивших тайным убежищем для Давида и его воинов, как и в настоящее время они служат притоном для различных преступников и разбойников; в пещерах приставали пастухи со стадами.
В пещере Вифлеемской родился сам Господь Иисус Христос (Лк.2:7). Во времена гонений здесь отправлялось Богослужение (2Мак.10:6, Евр.11:38). Особенно во времена гонений на христиан пещеры были убежищем для верующих. Здесь возникло общество отшельников и пустынножителей; здесь основались потом знаменитейшие монастыри. Таковы были в Сирии, Египте, Палестине, на Синае и др.
Крепость
Означенное слово в военном смысле означает какое-либо место, укрепленное искусственно, природой или совокупно тем и другим.
В Священном Писании это слово совмещает в себе понятие и об укрепленных городах, которые находились уже в земле Ханаанской, прежде чем израильтяне овладели ею (Чис.13,29). До введения у евреев в воинское дело артиллерии, в современном смысле, даже во всякой местности, которая была естественно удобна и доступна, легко было построить там каменные ограды и защиты, которые с большим трудом могли быть разрушены нападающими и которые делались доступными для нападающего только при помощи осадных лестниц, или долговременного обложения войском, или продолжительного томления осажденных голодом.
Древние крепости нередко выдерживали очень долгое время нападения многочисленных войск, так, например, израильтяне не могли овладеть крепостью Иерусалимом до самого времени царствования Давида (IIЦар.5,7 и сл.). Последняя осада Самарии продолжалась три года.
Город в древние времена по необходимости должен был делаться крепостью; посему-то библейское выражение: построить город (Быт.4,17) – значило то же самое, что и воздвигнуть крепость.
Укрепления в древние времена были очень просты; они состояли из одной или нескольких стен с бойницами и башнями посередине. Каменные стены строились настолько твердо и были так широки, что вдоль оных могли проезжать колесницы, и так иногда высоки, что на них в некоторых случаях было очень трудно взобраться даже по штурмовым лестницам. Таковы, например, были стены Вавилона.
Изображения различных видов древних укреплений доселе еще можно видеть на ассирийских памятниках. Древние крепости вообще имели более грозный и внушительный вид, чем в настоящее время, когда для избежания разрушительных действий, производимых боевыми орудиями, при постройке крепостей необходимо требуется как можно менее каменной кладки. Нередко кругом крепостей тянулись рвы или канавы с водой. Ворота в крепостях укреплялись особенно сильно и охранялись особенно заботливо. Кроме наружных стен внутри некоторых крепостей находилось еще по нескольку башен, в которых спасались осажденные, как в последнее свое убежище (Суд.9,46 и др.).
Особые крепости строились в городах и селениях для защиты оных от грабежа и разбоя (Втор.3,5 и сл.) и в горах, как места временного убежища (Суд.6,2), из которых при всяком удобном случае можно было делать набеги и нападения. О различных видах крепостей и укреплений очень нередко упоминается в Священном Писании.
Георгий Константинович Властов (†1899)
3 Когда посеет Израиль, придут Мадианитяне и Амаликитяне и жители востока и ходят у них;
4 и стоят у них шатрами, и истребляют произведения земли до самой Газы, и не оставляют для пропитания Израилю ни овцы, ни вола, ни осла.
5 Ибо они приходили со скотом своим и с шатрами своими, приходили в таком множестве, как саранча; им и верблюдам их не было числа, и ходили по земле Израилевой, чтоб опустошать ее.
6 И весьма обнищал Израиль от Мадианитян, и возопили сыны Израилевы к Господу.
7 И когда возопили сыны Израилевы к Господу на Мадианитян,
8 послал Господь пророка к сынам Израилевым, и сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: Я вывел вас из Египта, вывел вас из дома рабства;
Когда Мадианитяне окончательно утвердились в Палестине, и стали производить беспрерывно свои опустошительные набеги, то паника овладела всеми жителями Палестины. Жатвы их были опустошены, скот их был угоняем, самые жители скрывались в горах и ущельях, и укрепленных местностях и пещерах. Тогда возопили они к Господу Богу и «послал Господь пророка», указавшего народу, что Господь прогневался на него за служение богам языческим. Вслед за этою проповедью неизвестного нам по имени пророка, Господь посылает и избавителя в лице Гедеона.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 2-6 Тяжела была рука Мадианитян над Израилем, и сыны Израилевы сделали себе от Мадианитян ущелья в горах и пещеры и укрепления. Когда посеет Израиль, придут Мадианитяне и Амаликитяне и жители востока и ходят у них; и стоят у них шатрами, и истребляют произведения земли до самой Газы, и не оставляют для пропитания Израилю ни овцы, ни вола, ни осла. Ибо они приходили со скотом своим и с шатрами своими, приходили в таком множестве, как саранча; им и верблюдам их не было числа, и ходили по земле Израилевой, чтоб опустошать ее. И весьма обнищал Израиль от Мадианитян, и возопили сыны Израилевы к Господу
Соединившись с Амаликитянами, злейшими и исконными врагами израильтян (Исх. 17:8-16; Чис. 24:20), Мадианитяне производили набеги на израильскую землю, грабили скот и посевы, и навели такой страх на жителей, что они укрывались от них в горах и пещерах, устраивали дозорные башни и укрепления.
Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
2. (церк-сл.) Бысть во дни оны, укрепися Мадиам на сыны Исраилевы.
По смерти Иисуса Навина и современных ему старейшин сыны Израилевы терпели угнетение сначала от Месопотамского царя Хусарсафема, потом от Моавитского царя Еглома, затем от Филистимлян, после них от Ханаанского царя Иавина. От его власти избавила Израильтян пророчица и судья Деввора с Вараком. Вслед за тем в стране Израильской в течение сорока лет господствовал мир и свобода. Но во время мира сыны Израилевы стали опять делать злое пред очами Господа, т.е. отступили от Господа, стали служить Ханаанским богам Ваалу и Астарте, и Господь снова предал их во власть иноплеменников. На этот раз орудием гнева Божия явились Мадиамляне. Это были потомки Мадиама, одного из сыновей Авраама от Хеттуры (Быт.25:2). В описываемое время они обитали на восток от Мертвого моря в соседстве с Моавитянами. Еще при Моисее, в конце сорокалетнего странствования Евреев, Мадиамляне явились самыми опасными врагами их. Не надеясь силою остановить их победоносное движение в землю Ханаанскую, они хотели погубить их хитростью. Они вовлекли народ Божий в любострастие и в идолопоклонство, за что навели на него гнев Божий, но и сами по повелению Божию тогда же поголовно истреблены были Евреями, за исключением тех, которые успели укрыться от их меча. Прошло с тех пор 200 лет, Мадиамляне снова усилились, и в описываемое время, соединившись с Амаликитянами, также исконными врагами Израиля, и другими кочевыми жителями востока, угнетали Израильтян в продолжение семи лет, и угнетали жестоко, укрепися Мадиам на сыны Исраилевы. Священный повествователь так изображает бедствия, какие терпели они от Мадиама: «Тяжела была рука Мадианитян над Израилем, и сыны Израилевы сделали себе от Мадианитян ущелия в горах и пещерах и укрепления. Когда посеет Израиль, прийдут Мадианитяне и Амаликитяне и жители востока, и ходят у них, и стоят у них шатрами и истребляют произведения земли до самой Газы, и не оставляют на пропитание Израилю ни овцы, ни вола, ни осла. Ибо они приходили с скотом своим и с шатрами своими в таком множестве, как саранча, им и верблюдам их не было числа, и ходили по земле Израилевой, чтоб опустошать ее. И весьма обнищал Израиль» (Суд.6:2-6).