Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга Судей Израилевых 9:9
Маслина сказала им: оставлю ли я тук мой, которым чествуют богов и людей и пойду ли скитаться по деревам?
Святые отцы
Прочие
Мефодий Олимпийский, Патарский, сщмч. (†311)
Ст. 7-15 Когда рассказали об этом Иофаму, он пошел и стал на вершине горы Гаризима и, возвысив голос свой, кричал и говорил им: послушайте меня, жители Сихема, и послушает вас Бог! Пошли некогда дерева помазать над собою царя и сказали маслине: царствуй над нами. Маслина сказала им: оставлю ли я тук мой, которым чествуют богов и людей и пойду ли скитаться по деревам? И сказали дерева смоковнице: иди ты, царствуй над нами. Смоковница сказала им: оставлю ли я сладость мою и хороший плод мой и пойду ли скитаться по деревам? И сказали дерева виноградной лозе: иди ты, царствуй над нами. Виноградная лоза сказала им: оставлю ли я сок мой, который веселит богов и человеков, и пойду ли скитаться по деревам? Наконец сказали все дерева терновнику: иди ты, царствуй над нами. Терновник сказал деревам: если вы по истине поставляете меня царем над собою, то идите, покойтесь под тенью моею; если же нет, то выйдет огонь из терновника и пожжет кедры Ливанские
Очевидно, что это сказано не о деревьях, растущих из земли. Ибо деревья, бездушные и корнями прикрепленные к земле, не могли собираться сами по себе для избрания царя. Но этот рассказ, конечно, о душах, которые прежде вочеловечения Христа, изобилуя грехопадениями, с мольбою приступали к Богу, чтобы Он внял их стенанию и царствовал над ними с милостью и кротостью, которую Писание представило под видом маслины, потому что масло полезно для тела, облегчает страдания и болезни и служит для освещения. Ведь всякий огонь в светильниках увеличивается от подливаемого масла; и всякое милосердие Божье избавляет от смерти и грехов, и помогает человечеству, и питает свет сердца.
И рассудите, не обозначает ли этим Писание законоположения от первозданного [человека] до Христа, в подражание которым дьявол своими вымыслами обольщал человеческий род. Смоковнице оно уподобило заповедь, данную человеку в раю, потому что после обольщения он прикрыл свою наготу листьями смоковницы; а виноградной лозе - заповедь, данную Ною при потопе, за то, что он был осмеян, уснув от вина; маслине же - заповеди, данные Моисею в пустыне, потому что пророческое помазание, этот святой елей, оскудевал в наследии иудеев, за то, что они предавались беззакониям; а терновнику - заповеди, данные апостолам для спасения мира, потому что через них мы научились девству, которому одному дьявол не мог противопоставить никакое обольстительное подобие.
Августин Аврелий, блж. (†430)
Ст. 7-15 Когда рассказали об этом Иофаму, он пошел и стал на вершине горы Гаризима и, возвысив голос свой, кричал и говорил им: послушайте меня, жители Сихема, и послушает вас Бог! Пошли некогда дерева помазать над собою царя и сказали маслине: царствуй над нами. Маслина сказала им: оставлю ли я тук мой, которым чествуют богов и людей и пойду ли скитаться по деревам? И сказали дерева смоковнице: иди ты, царствуй над нами. Смоковница сказала им: оставлю ли я сладость мою и хороший плод мой и пойду ли скитаться по деревам? И сказали дерева виноградной лозе: иди ты, царствуй над нами. Виноградная лоза сказала им: оставлю ли я сок мой, который веселит богов и человеков, и пойду ли скитаться по деревам? Наконец сказали все дерева терновнику: иди ты, царствуй над нами. Терновник сказал деревам: если вы по истине поставляете меня царем над собою, то идите, покойтесь под тенью моею; если же нет, то выйдет огонь из терновника и пожжет кедры Ливанские
И не один еще не нашелся столь безграмотный [человек], который бы полагал, что подобные сочинения Эзопа, употребленные с той же целью, следует называть ложью. Но также и в Священном Писании встречаются подобные пассажи, как, например, в Книге Судей деревья ищут себе на помазание царя, который бы стал царствовать над ними, и обращаются с просьбой и уговорами к туку, смоковнице, виноградной лозе, терновнику. Всё это во всех упомянутых случаях придумывается для того, чтобы мы уразумели суть дела, которая обозначена повествованием о событиях вымышленных, но допускаемых исключительно для уразумения истинного, а не ложного смысла.
Против лжи
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Маслина, Масличное дерево
Маслина, Масличное дерево (Иов.15:33). Почва и климат Сирии были очень благоприятны для разведения масличных деревьев, которые в Свящ. Писании упоминаются очень часто (Втор.6:11,7:13,8:8; 3Цар.5:11 и др.). Плоды маслины продолговатые и мясистые, похожие на сливу, сперва бывают зеленые, потом палевого цвета и, наконец, совсем созревшие чернеют и начинают сморщиваться.
Плоды означенного дерева очень ценны, так как из них добывается масло, выжимаемое из них различными способами и составляющее один из важнейших предметов торговли и роскоши (Иов.24:11, Иез.27:17). Плоды масличного дерева достают или посредством обивания (Втор.24:20), или посредством трясения дерева. Ягоды, остававшиеся в небольшом количестве на самой вершине или на плодоносных ветвях, предоставлялись бедным.
Масличное дерево принадлежит к разряду красивых и твердых деревьев, обильных плодами, посему-то в Свящ. Писании часто встречаются иносказательные указания на маслину. Тук маслин обратился даже в притчу (Суд.9:8,9). Оно принадлежало к разряду вечнозеленеющих и потому сделалось прекрасным символом неизменного благочестия и Божия благословения: и я как зеленеющая маслина в доме Божием, восклицает псалмопевец (Пс.51:10). Молодые отрасли красиво разрастались кругом от корней старых масличных деревьев, и вот псалмопевец воспевает: сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей (Пс.77:3).
Это вечно-зеленеющее многоветвистое дерево всегда представлялось очень красивым, и пророки нередко указывают на красивый вид его: зеленеющею маслиною, красующеюся приятными плодами, говорит пр. Иеремия, именовал тебя Господь (Иер.11:16). Расширяются ветви его (Израиля) и будет красота его как маслины (Ос.14:16). Оно служило одним из источников ценной торговли, и оскудение плодов на масличных деревах нередко было причиной голода (Авв.3:17). Оливковая ветвь повсюду считалась эмблемой мира и обновления. Голубь возвратился к нему (Ною) в вечернее время, говорит бытописатель в повествовании о потопе, и вот свежий масличный лист во рту у него (Быт.8:11).
Цветы масличного дерева могут опадать и быть стряхнутыми, почему Иов и говорит о нечестивых: сбросит он, как виноградная лоза недозрелую ягоду свою и как маслина стряхнет цвет свой (Иов.15:33). Самый плод иногда падал на землю недозревший (Втор.28:40).
Ветви этого дерева употреблялись на устройство палаток в праздник Кущей (Неем.8:15) Херувимы в храме Соломона были сделаны из масличного дерева (3Цар.6:23). Дикая маслина (Рим.11:17), и доселе обильно растущая около Иерихона на дне высохшего потока, гораздо меньше обыкновенной, и если на ней оказываются плоды, то они гораздо ниже культивированной маслины. В приведенной цитате под дикой маслиной разумеются язычники, которые по благодати Божией, через привитие к истинной маслине – Христу, становятся истинными членами Церкви Христовой.
Масличные сады издревле разводились в Палестине не только частными лицами, но и царями. Почти у каждого частного землевладельца был свой масличный сад. У Давида над масличными садами были особые приставники (1Пар.27:28). Так как масличное дерево неприхотливо на почву, то масличные сады разводились и на сухой песчаной почве, и на гористых местах.
Из маслин евреи, как замечено выше, добывали масло, которое теперь известно у нас под названием оливкового или деревянного. Для приготовления лучшего масла хозяин, при сборе или обивании маслин, с особенной заботливостью снимал для сего наиболее зрелые маслины (Исх.17:6, Втор.24:20); потом омывал их в воде и затем уже клал их в тиски или точило (Мих.6:15) или толок их в ступе (Исх.27:20, Лев.24:2). В том и другом случае в основе получалось густое, мутное масло, которому нужно было отстояться, и по отстойке на поверхности накоплялось чистое масло, или собственно елей. Он был двоякого цвета: желтого, выжатого из спелых маслин, и зеленого из не совсем созревших маслин.
Священный елей, или миро, для помазывания первосвященников, царей и Скинии считался драгоценнейшим, и в него входило четыре составных вещества: мирра, киннамон, тростник и кассия вместе с оливковым маслом (См. Миро).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 7-20 Когда рассказали об этом Иофаму, он пошел и стал на вершине горы Гаризима и, возвысив голос свой, кричал и говорил им: послушайте меня, жители Сихема, и послушает вас Бог! Пошли некогда дерева помазать над собою царя и сказали маслине: царствуй над нами. Маслина сказала им: оставлю ли я тук мой, которым чествуют богов и людей и пойду ли скитаться по деревам? И сказали дерева смоковнице: иди ты, царствуй над нами. Смоковница сказала им: оставлю ли я сладость мою и хороший плод мой и пойду ли скитаться по деревам? И сказали дерева виноградной лозе: иди ты, царствуй над нами. Виноградная лоза сказала им: оставлю ли я сок мой, который веселит богов и человеков, и пойду ли скитаться по деревам? Наконец сказали все дерева терновнику: иди ты, царствуй над нами. Терновник сказал деревам: если вы по истине поставляете меня царем над собою, то идите, покойтесь под тенью моею; если же нет, то выйдет огонь из терновника и пожжет кедры Ливанские. Итак смотрите, по истине ли и по правде ли вы поступили, поставив Авимелеха царем? И хорошо ли вы поступили с Иероваалом и домом его, и сообразно ли с его благодеяниями поступили вы? За вас отец мой сражался, не дорожил жизнью своею и избавил вас от руки Мадианитян; а вы теперь восстали против дома отца моего, и убили семьдесят сынов отца моего на одном камне, и поставили царем над жителями Сихемскими Авимелеха, сына рабыни его, потому что он брат ваш. Если вы ныне по истине и по правде поступили с Иероваалом и домом его, то радуйтесь об Авимелехе, и он пусть радуется о вас; если же нет, то да изыдет огонь от Авимелеха и да пожжет жителей Сихемских и весь дом Милло и да изыдет огонь от жителей Сихемских и от дома Милло, и да пожжет Авимелеха
Гнусный поступок сихемлян относительно потомков Гедеона и воцарение Авимелеха послужили поводом для Иофама, одного оставшегося из сыновей Гедеона, произнести к ним с вершины горы Гаризима обличительную речь в виде аполога, или приточной басни о деревьях, избравших себе царя.