Скрыть
Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им;

Святые отцы

Прочие

Киприан Карфагенский, сщмч. (†258)

Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им

Сыновья Аароновы, возложившие на алтарь огонь чуждый, которого возлагать не повелел Господь, тотчас были сожжены пред лицом карающего Бога. Им-то подражают и последуют те, кто, презрев божественные заповеди, увлекаются чуждым учением и вводят свои собственные уставы.

О единстве кафолической Церкви


Такое наказание ожидает тех, кто использует чуждую воду для ложного крещения, чтобы божественным судом наказать и показать, что еретики вопреки Церкви делают то, что может делать одна лишь Церковь.

Послания

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 1-2 И вземше два сына Аароня, Надав и Авиуд, кийждо свою кадилницу, вложиста в ня огнь и воз­ложиста нань фимиам, и при­­несоста пред Господа огнь чуждь, егоже не повеле има Господь. И изыде огнь от­ Господа, и пояде я, и умроста пред Господем

И изыде огнь от Господа и пояде Надава и Авиуда, сынов Аароновых. Изыде огнь не потому, что священный огнь угас, как утверждают некоторые; ибо в тот же день огнь являлся на жертвах их (Лев. 9:24), - и не потому также, что Надав и Авиуд были пьяны, как говорят другие; ибо пребывали они в посте и молитве, прежде нежели приступили к священнодействию; и хотя помазаны на священство в первый день, когда поставлена была скиния, однако же жертв не приносили. Надав и Авиуд были наказаны не за одну вину, но за многие, как показывает Писание: во-первых, внесли они чуждый огнь, когда был уже огнь, который в это время сошел и попалил жертвы; во-вторых, они пренебрегли Моисея и Аарона, и, не получив от них дозволения, воскурили фимиам; в-третьих, произвели беспорядок в чине своего служения, воскурив фимиам не в надлежащее время; в-четвертых, вошли во внутреннюю скинию, в то место, куда однажды в год входил отец их Аарон. А словами: принесоста огнь чужд, изображается следующее: чуждым огнем именуется воля Адама и Евы, возжелавших быть богами. Когда же Господь повелевает, чтобы огнь всесожжения не угасал до утра; тогда означается сим, что огнь закона не угаснет на алтаре, до утра явления Еммануилова.

Толкования на священное Писание. Толкование на книгу Левит

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им;

          Как разуметь должно «огонь чуждый»?


История дает нам знать, что при совершении первой жертвы приносимое в жертву попалено было огнем Божественным (Лев.9:24). Сей-то огонь Владыка Господь постановил хранить неугасимым и подкладывать в него день и ночь дрова, чтобы к огню Божественному не примешивался огонь рукотворенный. Итак, поскольку Надав и Авиуд, дети Аароновы, нарушили закон сей и внесли огонь рукотворенный, то попалил их огонь Божественный. А мы научаемся чрез это не угашать Духа, но возгревать приятую нами благодать и не вводить чуждого Божественному Писанию, но довольствоваться учением Духа, ненавидеть же ереси, из которых одни приложили к Божественным словесам басни, а другие разуму Писания предпочли свои нечестивые рассуждения.

Толкование на книгу Левит

Максим Исповедник, прп. (†662)

Ст. 1-2 Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним

Что означают Надав и Авиуд, которые принесли 
огонь чуждый и потому были сожжены?

Те, кто всегда как священники, приносят Богу себя как 
жертву живую (Рим. 12,1) и, подобно Клеопе, блюдут в
 себе горение Святого Духа — те приносят Богу Его собственный огонь. Когда же люди по беспечности отходят 
от такого состояния и допускают в себе распаление страстей, тогда они приносят огонь чуждый и сжигаются в 
совести огнем обличений.

Вопросы и затруднения

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им

Это не отличается от знамения нашего несчастного времени, когда некоторые из священников и учителей, завладевшие местом, о чем говорить также тяжело и грустно, предпочитая пламя вожделения пламени небесной любви, истребляются пламенем высшего воздаяния. Их вечное осуждение изображается временной смертью сыновей Аарона.

О скинии

Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)

Ст. 1-2 Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу и положили в них огня и вложили в него курений и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им. И вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним

Почему так строго наказал Господь Надава и Авиуда? Потому что они проявили сознательное и дерзкое непослушание Моисею и Аарону, посланникам Божиим, значит: Самому Богу. Они в дело Божие внесли свою злую волю, установить хотели чуждый центр своим огнем кадильным; здесь было начало противлению Божьему закону, богоборчеству, т.е. главному делу сатаны. За это они были от Бога умерщвлены… Не такой ли грех и у всех отступников от единой Церкви Христовой? Они именно вносят огонь чуждый, водружают свои особые алтари, порывая с Церковию Божией.

Господня воля – единое стадо и един Пастырь (Ин. 10:16). Кто же разрывает это единство, кто отделяется от Церкви Христовой, единой – тот идет против Бога, и не минет его страшная Божия кара. Она уже постигла их здесь, так как лишились ее благодати и спасения вечного… А это хуже смерти телесной…

Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание)

Георгий Константинович Властов (†1899)

Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им.

Надав и Авиуд были старшие сыны Аароновы, которые вместе со старейшинами входили на священную гору. (Исх. 24:1-3). В первый же день посвящения, великое горе и искушение посещает первосвященника Аарона, старшие сыновья его умирают, и при том по своей вине, вследствие нарушения уставов Господних. Смерть их в виду отца их и всего народа, столь горестная для отца их, была однако важным и поучительным примером для всех священнодействующих, дабы они не творили «дела Божия с небрежением». С другой стороны, Аарон после помазания и вступления в должности подвергается великому испытанию, которое он выдерживает с твердостию. Не все согласны в значении греха Надава и Авиуда. По-видимому, главное указание их греха заключается в выражении: «принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им». Но весьма знаменательно другое косвенное указание, заключающееся в законе, немедленно после смерти их данном: «вина и крепких напитков не пейте, когда входите в скинию собрания... чтобы не умереть». Палестинские Таргумы указывают, а де Лира, Патрик, Розенмюллер, Герксгеймер и Уордсуорс думают, что Надав и Авиуд предстали пред Господом в нетрезвом виде (указание Кларка). Кларк думает также, что Надав и Авиуд предстали пред скинией с кадильницами в неуказанное время, когда обряд вовсе не требовал каждения, но что они, опьяненные хмельным напитком, взяли совершенно самопроизвольно свои кадильницы, когда слава Господня явилась на скинии, и дерзнули подойти ко входу ее. Полагают, что они умерли перед скинией, а не внутри нее. Существует еще другое мнение, что они взяли огня не с жертвенника, а огня, принесенного извне ограды скинии; но Кларк указывает, что запрещения о курении огнем не с жертвенника нет в Пятокнижии, а есть только указание в Лев. 16:12, чтобы, в великий день очищения, приготовляясь войти с курением во Святая святых, первосвященник брал горящие уголья с жертвенника. Не имея возможности решить точно вопрос о виновности Надава и Авиуда, мы можем только заключить, что они совершили поступок, который нарушал благочиние, который поселял в народе неуважение в священству, и который, по всей вероятности, или имел языческий характер, или доказывал, что преступники не понимали величия и святости Бога Израиля, поэтому и смерть их должна была служить примером для других, и освящением самого сана их, ибо нечистый пред Богом не мог безнаказанно предстать пред лице Его и служить Ему.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-4 Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним. И сказал Моисей Аарону: вот о чем говорил Господь, когда сказал: в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь. Аарон молчал. И позвал Моисей Мисаила и Елцафана, сынов Узиила, дяди Ааронова, и сказал им: пойдите, вынесите братьев ваших из святилища за стан

Первые шаги ветхозаветных священников сопровождались роковою ошибкою или грехом двух из них, Надава и Авиуда. Характер их греха не указан. По традиции, это было самопревозношение их пред Аароном и произвольное, несвоевременное каждение, быть может, притом в нетрезвом виде (ср. ст. 9), или же самый фимиам был приготовлен вопреки узаконению о сем предмете (Исх XXX:7, 34–38), и огонь для него принесен извне ограды скинии. По блаж. Феодориту (вопр. 9 на Лев.), «поелику Надав и Авиуд, дети Аароновы, внесли огонь рукотворенный, то попалил их огонь божественный» (Лев IX:24). Во всяком случае проступок их выражал неуважение их к святыне, мог поселить такое же и в народе, а потому он и примерно наказывается — в ограждение святыни святилища и к возвышению достоинства самого священства (ст. 3, ср. ХIX:22). Пораженный горем, отец злосчастных священников Аарон не предается обычным на Востоке бурным проявлениям печали траура, а в сознании тяжести греха и заслуженности наказания молит, доказывая тем свое понимание высоты и ответственности своего служения священного.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible