Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им;
Святые отцы
- Киприан Карфагенский, сщмч. (†258)
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Максим Исповедник, прп. (†662)
- Беда Достопочтенный, прп. (†735)
- Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)
Прочие
Киприан Карфагенский, сщмч. (†258)
Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им
Сыновья Аароновы, возложившие на алтарь огонь чуждый, которого возлагать не повелел Господь, тотчас были сожжены пред лицом карающего Бога. Им-то подражают и последуют те, кто, презрев божественные заповеди, увлекаются чуждым учением и вводят свои собственные уставы.
О единстве кафолической Церкви
Такое наказание ожидает тех, кто использует чуждую воду для ложного крещения, чтобы божественным судом наказать и показать, что еретики вопреки Церкви делают то, что может делать одна лишь Церковь.
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 1-2 И вземше два сына Аароня, Надав и Авиуд, кийждо свою кадилницу, вложиста в ня огнь и возложиста нань фимиам, и принесоста пред Господа огнь чуждь, егоже не повеле има Господь. И изыде огнь от Господа, и пояде я, и умроста пред Господем
И изыде огнь от Господа и пояде Надава и Авиуда, сынов Аароновых. Изыде огнь не потому, что священный огнь угас, как утверждают некоторые; ибо в тот же день огнь являлся на жертвах их (Лев. 9:24), - и не потому также, что Надав и Авиуд были пьяны, как говорят другие; ибо пребывали они в посте и молитве, прежде нежели приступили к священнодействию; и хотя помазаны на священство в первый день, когда поставлена была скиния, однако же жертв не приносили. Надав и Авиуд были наказаны не за одну вину, но за многие, как показывает Писание: во-первых, внесли они чуждый огнь, когда был уже огнь, который в это время сошел и попалил жертвы; во-вторых, они пренебрегли Моисея и Аарона, и, не получив от них дозволения, воскурили фимиам; в-третьих, произвели беспорядок в чине своего служения, воскурив фимиам не в надлежащее время; в-четвертых, вошли во внутреннюю скинию, в то место, куда однажды в год входил отец их Аарон. А словами: принесоста огнь чужд, изображается следующее: чуждым огнем именуется воля Адама и Евы, возжелавших быть богами. Когда же Господь повелевает, чтобы огнь всесожжения не угасал до утра; тогда означается сим, что огнь закона не угаснет на алтаре, до утра явления Еммануилова.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Как разуметь должно «огонь чуждый»?
История дает нам знать, что при совершении первой жертвы приносимое в жертву попалено было огнем Божественным (Лев.9:24). Сей-то огонь Владыка Господь постановил хранить неугасимым и подкладывать в него день и ночь дрова, чтобы к огню Божественному не примешивался огонь рукотворенный. Итак, поскольку Надав и Авиуд, дети Аароновы, нарушили закон сей и внесли огонь рукотворенный, то попалил их огонь Божественный. А мы научаемся чрез это не угашать Духа, но возгревать приятую нами благодать и не вводить чуждого Божественному Писанию, но довольствоваться учением Духа, ненавидеть же ереси, из которых одни приложили к Божественным словесам басни, а другие разуму Писания предпочли свои нечестивые рассуждения.
Максим Исповедник, прп. (†662)
Ст. 1-2 Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним
Что означают Надав и Авиуд, которые принесли огонь чуждый и потому были сожжены?
Те, кто всегда как священники, приносят Богу себя как жертву живую (Рим. 12,1) и, подобно Клеопе, блюдут в себе горение Святого Духа — те приносят Богу Его собственный огонь. Когда же люди по беспечности отходят от такого состояния и допускают в себе распаление страстей, тогда они приносят огонь чуждый и сжигаются в совести огнем обличений.
Беда Достопочтенный, прп. (†735)
Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им
Это не отличается от знамения нашего несчастного времени, когда некоторые из священников и учителей, завладевшие местом, о чем говорить также тяжело и грустно, предпочитая пламя вожделения пламени небесной любви, истребляются пламенем высшего воздаяния. Их вечное осуждение изображается временной смертью сыновей Аарона.
Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)
Ст. 1-2 Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу и положили в них огня и вложили в него курений и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им. И вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним
Почему так строго наказал Господь Надава и Авиуда? Потому что они проявили сознательное и дерзкое непослушание Моисею и Аарону, посланникам Божиим, значит: Самому Богу. Они в дело Божие внесли свою злую волю, установить хотели чуждый центр своим огнем кадильным; здесь было начало противлению Божьему закону, богоборчеству, т.е. главному делу сатаны. За это они были от Бога умерщвлены… Не такой ли грех и у всех отступников от единой Церкви Христовой? Они именно вносят огонь чуждый, водружают свои особые алтари, порывая с Церковию Божией.
Господня воля – единое стадо и един Пастырь (Ин. 10:16). Кто же разрывает это единство, кто отделяется от Церкви Христовой, единой – тот идет против Бога, и не минет его страшная Божия кара. Она уже постигла их здесь, так как лишились ее благодати и спасения вечного… А это хуже смерти телесной…
Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание)
Георгий Константинович Властов (†1899)
Надав и Авиуд были старшие сыны Аароновы, которые вместе со старейшинами входили на священную гору. (Исх. 24:1-3). В первый же день посвящения, великое горе и искушение посещает первосвященника Аарона, старшие сыновья его умирают, и при том по своей вине, вследствие нарушения уставов Господних. Смерть их в виду отца их и всего народа, столь горестная для отца их, была однако важным и поучительным примером для всех священнодействующих, дабы они не творили «дела Божия с небрежением». С другой стороны, Аарон после помазания и вступления в должности подвергается великому испытанию, которое он выдерживает с твердостию. Не все согласны в значении греха Надава и Авиуда. По-видимому, главное указание их греха заключается в выражении: «принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им». Но весьма знаменательно другое косвенное указание, заключающееся в законе, немедленно после смерти их данном: «вина и крепких напитков не пейте, когда входите в скинию собрания... чтобы не умереть». Палестинские Таргумы указывают, а де Лира, Патрик, Розенмюллер, Герксгеймер и Уордсуорс думают, что Надав и Авиуд предстали пред Господом в нетрезвом виде (указание Кларка). Кларк думает также, что Надав и Авиуд предстали пред скинией с кадильницами в неуказанное время, когда обряд вовсе не требовал каждения, но что они, опьяненные хмельным напитком, взяли совершенно самопроизвольно свои кадильницы, когда слава Господня явилась на скинии, и дерзнули подойти ко входу ее. Полагают, что они умерли перед скинией, а не внутри нее. Существует еще другое мнение, что они взяли огня не с жертвенника, а огня, принесенного извне ограды скинии; но Кларк указывает, что запрещения о курении огнем не с жертвенника нет в Пятокнижии, а есть только указание в Лев. 16:12, чтобы, в великий день очищения, приготовляясь войти с курением во Святая святых, первосвященник брал горящие уголья с жертвенника. Не имея возможности решить точно вопрос о виновности Надава и Авиуда, мы можем только заключить, что они совершили поступок, который нарушал благочиние, который поселял в народе неуважение в священству, и который, по всей вероятности, или имел языческий характер, или доказывал, что преступники не понимали величия и святости Бога Израиля, поэтому и смерть их должна была служить примером для других, и освящением самого сана их, ибо нечистый пред Богом не мог безнаказанно предстать пред лице Его и служить Ему.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 1-4 Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним. И сказал Моисей Аарону: вот о чем говорил Господь, когда сказал: в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь. Аарон молчал. И позвал Моисей Мисаила и Елцафана, сынов Узиила, дяди Ааронова, и сказал им: пойдите, вынесите братьев ваших из святилища за стан
Первые шаги ветхозаветных священников сопровождались роковою ошибкою или грехом двух из них, Надава и Авиуда. Характер их греха не указан. По традиции, это было самопревозношение их пред Аароном и произвольное, несвоевременное каждение, быть может, притом в нетрезвом виде (ср. ст. 9), или же самый фимиам был приготовлен вопреки узаконению о сем предмете (Исх XXX:7, 34–38), и огонь для него принесен извне ограды скинии. По блаж. Феодориту (вопр. 9 на Лев.), «поелику Надав и Авиуд, дети Аароновы, внесли огонь рукотворенный, то попалил их огонь божественный» (Лев IX:24). Во всяком случае проступок их выражал неуважение их к святыне, мог поселить такое же и в народе, а потому он и примерно наказывается — в ограждение святыни святилища и к возвышению достоинства самого священства (ст. 3, ср. ХIX:22). Пораженный горем, отец злосчастных священников Аарон не предается обычным на Востоке бурным проявлениям печали траура, а в сознании тяжести греха и заслуженности наказания молит, доказывая тем свое понимание высоты и ответственности своего служения священного.