Но́вый Заве́т:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
И сказал Господь Аарону, говоря:
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Сам Бог дал закон Аарону, воспрещающий под опасением смерти первосвященнику и священникам употребление вина и всяких крепких напитков в то время, когда нужно входить в скинию для священнослужения; потому что священнослужащие в нетрезвом виде, подобно Надаву и Авиуду, не могут с должною точностью и с должным благоговением исполнять свои обязанности
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Георгий Константинович Властов (†1899)
9. вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, [или приступаете к жертвеннику,] чтобы не умереть. Это вечное постановление в роды ваши,
10. чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого,
11. и научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея.
«И сказал Господь Аарону». Аарон получает во время своего горя, откровение Господне которое, по-видимому, разъясняет ему то, чего он может быть сам не знал, что сыны его находились в опьянении. Крепкий напиток, который, по-видимому, пили Надав и Авиуд, без сомнения пиво, которое делалось в Египте из ячменя, и которое почти не уступало по вкусу и приятному запаху вину. Этот напиток, при отсутствии вина в пустыне (хотя и вино могло быть привезено в мехах из Эдома или Мадиама караванной торговлей), – мог очень легко быть сделан народом Израильским, торговавшим вероятно с оседлыми Мадианитами хлебом и засевавшим вероятно в пустыне свои поля. По-видимому, слова Господни, запрещающие вино служащему священнику, связуются с словами: «чтобы вы могли отличать священное от неосвященнаго, и нечистое от чистаго... И научать сынов Израилевых» и пр. Отсюда, кажется, можно заключить, что Надав и Авиуд, именно вследствие неясного состояния рассудка, не могли обсудить своего поступка, и вместо того, чтобы «научать сынов Израилевых уставам Господним», в лице всего народа нарушили их и нарушили уважение к храму.
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
По поводу казни Надава и Авиуда, повеления Господни относительно священников (Лев.10:6-15)
По случаю смерти Надава и Авиуда – предписаны были от Господа, чрез Моисея, следующие законы Аарону и оставшимся сынам его – священникам. Во-первых, они не должны были участвовать в погребении своих братьев и дозволять себе обычных выражений скорби в подобных случаях, как-то: раздирать одежды, обнажать головы, посыпать их пеплом и проч.; ибо, по мысли Божией, неприлично было, чтобы всецело предавшие себя на служение Богу волновались мирскими печалями и развлекались житейскими скорбями (Лев.10:6,7). Какой высокий урок всем священникам! Во-вторых, священникам воспрещено было употребление опьяняющих напитков пред вступлением в скинию; дабы они могли отличать священное от несвященного и чистое от нечистого и дабы могли быть трезвыми и достоуважаемыми учителями народными (Лев.10:8-11). Догадываются посему, что причиной странной забывчивости и небрежения Надава и Авиуда было не что другое, как потемненное их сознание от вина. Вот и еще внушительный урок непрерывной трезвенности и воздержания для священников! (срав. 1Тим.3:3-8) В-третьих, повторен был уже известный закон, чтобы жертвенные остатки, отделяемые в пользу священников, непременно съедались ими на святом месте. Основание сему было следующее. Вероятно – Аарон и оставшиеся сыны его Елеазар и Ифамар, сокрушаясь и скорбя, – первый о погибели детей своих, a последние – братьев, не расположены были пиршествовать над жертвенными остатками предыдущих дней и в особенности нынешнего страшного дня. Посему Моисей и напоминает им об их обязанности, повторяя при сем случае, что хлебные приношения из жертв Господних, равно как и грудь потрясания и плечо возношения из мирных жертв, суть святыня великая, которую они должны в священной торжественности съедать вместе со своими семействами во дворе скинии.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 8-11 И сказал Господь Аарону, говоря: вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, чтобы не умереть. Это вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого, и научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея
Обращение Бога непосредственно к Аарону традиция почитает выражением благоволения Богом ему за его самообладание (ст. 3). Запрещение священнослужителям употреблять пред служением в скинии вино и вообще опьяняющие напитки (напр., пиво, известное в Египте и, конечно, евреям), даваемое теперь Аарону, может наводить на мысль, что грех Надава и Авиуда мог состоять именно в нетрезвости при первом служении. Цель или мотив запрещения: чтобы служащие не теряли ясности рассудка и способности строго различать между священным и мирским, ритуально чистым и нечистым, законным и незаконным, научая примером своим народ законному. Запрещено вино (ср. Герод. II:76 о египтянах: ὄινω ο ἐκ κριὕέων πεποιημένω διαχρέωνται) и проч. спиртные напитки не безусловно, а лишь на время чреды служения (ср. Иез ХLIV:21) каждого (блаж. Феодорит, вопр. 10 на Лев.). О различии чистого и нечистого трактует целый раздел Лев гл. XI–XV.