Ветхий Завет:Быт.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Исх.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940Лев.123456789101112131415161718192021222324252627Чис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536Втор.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334Нав.123456789101112131415161718192021222324Суд.123456789101112131415161718192021Руф.12341Цар.123456789101112131415161718192021222324252627282930312Цар.1234567891011121314151617181920212223243Цар.123456789101112131415161718192021224Цар.123456789101112131415161718192021222324251Пар.12345678910111213141516171819202122232425262728292Пар.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435361Ездр.123456789102Ездр.123456789Неем.12345678910111213Тов.1234567891011121314Иудиф.12345678910111213141516Есф.123456789101Мак.123456789101112131415162Мак.1234567891011121314153Мак.1234567Иов.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142Пс.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151Притч.12345678910111213141516171819202122232425262728293031Еккл.123456789101112Песн.12345678Прем.12345678910111213141516171819Сир.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051Ис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566Иер.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152Плч.12345ПослИер.1Вар.12345Иез.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748Дан.1234567891011121314Ос.1234567891011121314Иоил.123Ам.123456789Авд.1Ион.1234Мих.1234567Наум.123Авв.123Соф.123Аг.12Зах.1234567891011121314Мал.12343Ездр.12345678910111213141516
Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
все животные, у которых нет перьев и чешуи в воде, скверны для вас.

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 9-12 Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя в воде, в морях ли, или реках, тех ешьте; а все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли, или реках, из всех плавающих в водах и из всего живущего в водах, скверны для вас; они должны быть скверны для вас: мяса их не ешьте и трупов их гнушайтесь; все животные, у которых нет перьев и чешуи в воде, скверны для вас


Из живущих же в водах чистыми называет Моисей имеющих чешую и перья, потому что они плавают по водам, а лишенные чешуи и перьев лежат внизу в тине. Посему из существ разумных чисты те, которые устремлены не к земному, но имеют крыла веры и ограждены покровом добродетели. И что для рыб чешуя, то для людей всеоружие добродетели; а что для рыб перья, то для людей вера. В то же облекает нас и блаженный Павел, именуя крыла благодати и оружия Духа. Из птиц Моисей называет нечистыми хищных, питающихся мертвыми телами и любящих тьму, научая тем нас воздерживаться от любостяжательности, отвращаться зловонной пищи греха и ненавидеть тьму. А что не без основания разумеет сие таким образом, свидетельствует история Деяний. Ибо, как сказано, блаженный Петр видел плащаницу, по четырем краем спущаемую, «в ней же бяху вся четвероногая земли и птицы небесныя». И слышал он голос, вещающий:»востав, Петре, заколи и яждь». Когда же Петр сказал: никакоже, Господи, яко николиже ядох всяко скверно или нечисто,» – Владыка Бог изрек: «яже Бог очистил есть, ты не скверни» (Деян.10:11, Деян.10:15). А что сказано сие ради Корнилия, еще язычника и желающего себе спасения, сие объясняется последующим. Но и Господь сказал апостолам: «многие придут к вам во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы» (Мф.7:15); а иудеев назвал «порождения ехиднова» (Мф.23:33). И апостол говорит: «блюдитеся от псов» (Флп. 3:2); и пресвитерам ефесским сказал: «вем, яко по отшествии моем внидут волцы тяжцы в вас, не щадящии стада» (Деян.20:29). И пророки одних называют «конями женонеистовыми» (Иер.5:8), а других – змиями и племенем аспидов парящих (Ис.30:6). И Господь говорит еще: «подобно есть Царствие Небесное неводу ввержену в море и от всякого рода рыб собравшу» (Мф.13:47), и: «идеже труп, тамо соберутся орли» (Мф.24:28). Посему толкование наше согласно с разумом Божественного Писания. И таковую-то пользу из сего приобретаем мы, а иудеям тем же самым доставляема была польза другого рода. На две части разделяя животных земноводных, и птиц, и живущих в водах, и называя одних нечистыми, а других – чистыми, Моисей убеждает ни одного из них не признавать Богом. Ибо кто из здравомыслящих назовет Богом или нечистое, чего с ненавистью отвращается, или приносимое в жертву истинному Богу и самим приносящим снедаемое?

Толкование на книгу Левит

Климент Александрийский, пресв. (†215)

Лев.11:4-12

Ст. 4-5. Только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас.

Несметное количество различных родов пищи Педагог запретил иудеям через Моисея. Объявлены им были и основания этого: отчасти сокровенные, духовные, отчасти же явные, плотские; в последние они до сих пор еще верят. Воспрещено было одними из этих законов употребление в пищу животных, не имеющих раздвоенного копыта; другими - животных, не отрыгивающих жвачки; из водных животных - тех, которые не имеют чешуи; так что число животных, которых они могли употреблять себе в пищу, было весьма ограничено. Но и из этого числа они не могли употреблять в пищу околевшее, принесенное идолам в жертву, задушенное: этого им запрещалось даже касаться. Поскольку невозможно, чтобы выработавший привычку к потакающим чувственности кушаньям отказался от употребления их, то Логос противополагает этому иной образ жизни, неослабно стараясь противодействовать самому зарождению этой глубокой и кипучей склонности к удовольствиям.

Педагог

Новациан (†258)

Ст. 4-19 только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас, и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас. Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя в воде, в морях ли, или реках, тех ешьте; а все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли, или реках, из всех плавающих в водах и из всего живущего в водах, скверны для вас; они должны быть скверны для вас: мяса их не ешьте и трупов их гнушайтесь; все животные, у которых нет перьев и чешуи в воде, скверны для вас. Из птиц же гнушайтесь сих: орла, грифа и морского орла, коршуна и сокола с породою его, всякого ворона с породою его, страуса, совы, чайки и ястреба с породою его, филина, рыболова и ибиса, лебедя, пеликана и сипа, цапли, зуя с породою его, удода и нетопыря

Потому что в рыбах с чешуей твердая чешуя считается чистой, как шероховатые и грубые, жесткие и твердые и тяжелые нравы людей ясно видны. Каковые же [рыбы] без чешуи, те нечистые, поскольку легкие и скользкие, неверные и изнеженные нравы осуждаются. Что имеет в виду Закон, когда говорит: «Верблюда не ешь», - скорее всего то, что на примере животных осуждает жизнь безобразную и искаженную преступлениями. А когда запрещает есть свиное мясо? Осуждает в любом случае грязную и ничтожную и радующуюся грязным порокам жизнь, считающую, что добро не в благородстве души, но лишь в мясе. Или когда запрещает есть зайца? Осуждает мужчин, превратившихся в женщин. А кто употребляет в пищу тело ласки? Закон осуждает воровство. А ящерицу? Ненавидит неопределенную и изменчивую жизнь. А кто звездчатую ящерицу? Проклинает бесчестный ум. Кто хищную птицу или коршуна, или орла? Ненавидит грабителей, живущих за счет жестокого преступления. Кто грифа? Проклят, ищущий добычу в чужой смерти. Или кто употребляет в пищу ворона? Проклинает нечистые и черные желания. Также когда он запрещает есть страуса, то изобличает неумеренность, когда сову, то ненавидит бегущих от света истины, когда лебедя - гордых с высокой шеей, когда цаплю - болтливую несдержанность языка, когда летучую мышь - ищущих мрак ошибки, похожий на ночь. Итак, Закон проклинает в животных это и подобное этому, которое в них, однако, не преступно, так как в этом они рождены, но в человеке осуждено, так как противоположно природе и вытекает не из его устроения, но из его ошибок.

О еврейской пище

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Рыба 

Рыба (Быт.1:21, Ин. 21:6 и др.) – служила главным предметом употребления в пищу в Египте. Рыбу ловили там особенно в Ниле в большом количестве, солили и заготовляли впрок. Различные способы ловли рыбы багром, сетью и острогой рельефно изображены на многих египетских древних памятниках. Господь изрекал угрозу Египту, между прочим, в следующих словах: "И восплачут рыбаки и возрыдают все бросающие уду в реку, и ставящие сети в воде впадут в уныние; и будут сокрушены сети, и все которые содержат садки для живой рыбы, упадут в духе" (Ис. 19:8,10). Последний стих, очевидно, указывает на искусственные рыбные бассейны, столь общие в Египте и которые всегда изобиловали рыбой.

Рыбы находилось также множество во внутренних озерах Палестины, особенно на озере Тивериадском, но в настоящее время на водах его встречается очень мало рыболовных судов сравнительно с тем, как то было во время земной жизни Господа Иисуса. Иерусалим снабжался рыбой из Средиземного моря, и в нем был постоянный рынок, как то видно из названия Рыбные ворота, которые, вероятно, находились вблизи рыбного рынка (Неем. 3:3).

Изображение рыбы долгое время служило выразительной эмблемой для христиан Первенствующей Церкви. Греческое название ichtys составлено из первых букв следующих слов: Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель – Iesous Christos, Theou Yios, Soter.

По закону Моисееву из рыб чистыми признаются те, у которых есть перья и чешуя, а нечистыми те, у которых нет перьев и чешуи (Лев. 11:9-12, Втор. 14:8,10). Боготворение рыб было воспрещено Богом в кн. Второзакония (Втор. 4:18). Дагон почитался у филистимлян за бога рыб.

Библейская энциклопедия 1891г

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 9-12 Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя в воде, в морях ли, или реках, тех ешьте; а все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли, или реках, из всех плавающих в водах и из всего живущего в водах, скверны для вас; они должны быть скверны для вас: мяса их не ешьте и трупов их гнушайтесь; все животные, у которых нет перьев и чешуи в воде, скверны для вас

Закон о рыбах, которые и в истории миротворения названы (Быт I:21) ранее птиц. Признаки рыб чистых или дозволенных к употреблению в пищу указаны со всею определенностью — эти рыбы должны иметь: 1) плавательные перья и 2) чешую (по Мишне, Хуллин, III:7, достаточно было присутствия лишь последнего признака, так как первый признак, необходимо предполагается при наличности второго признака). На основании этого закона, евреи и теперь не употребляют в пищу, напр., осетра (так и персы-шииты).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka