Ветхий Завет:Быт.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Исх.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940Лев.123456789101112131415161718192021222324252627Чис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536Втор.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334Нав.123456789101112131415161718192021222324Суд.123456789101112131415161718192021Руф.12341Цар.123456789101112131415161718192021222324252627282930312Цар.1234567891011121314151617181920212223243Цар.123456789101112131415161718192021224Цар.123456789101112131415161718192021222324251Пар.12345678910111213141516171819202122232425262728292Пар.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435361Ездр.123456789102Ездр.123456789Неем.12345678910111213Тов.1234567891011121314Иудиф.12345678910111213141516Есф.123456789101Мак.123456789101112131415162Мак.1234567891011121314153Мак.1234567Иов.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142Пс.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151Притч.12345678910111213141516171819202122232425262728293031Еккл.123456789101112Песн.12345678Прем.12345678910111213141516171819Сир.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051Ис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566Иер.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152Плч.12345ПослИер.1Вар.12345Иез.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748Дан.1234567891011121314Ос.1234567891011121314Иоил.123Ам.123456789Авд.1Ион.1234Мих.1234567Наум.123Авв.123Соф.123Аг.12Зах.1234567891011121314Мал.12343Ездр.12345678910111213141516
Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Из птиц же гнушайтесь сих [не должно их есть, скверны они]: орла, грифа и морского орла,

Прочие

Климент Александрийский, пресв. (†215)

Ст. 13-16 Из птиц же гнушайтесь сих [не должно их есть, скверны они]: орла, грифа и морского орла, коршуна и сокола с породою его, всякого ворона с породою его. Страуса, совы, чайки и ястреба с породою его.

Запрет: «Не должно их есть, скверны они» – означает не следовать и не уподобляться тем людям, которые не добывают себе пропитания трудом и потом, но живут грабежом и беззаконием. В самом деле, орел грабит, ястреб несправедлив, а ворон корыстолюбив. Ведь сказано: «С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним – искренно, с чистым – чисто, а с лукавым – по лукавству его» (Пс.17:26-27), поэтому следуйте святым, поскольку, последовав им, сами освятитесь. Поэтому и Феогнид пишет: От благородных и сам благороднее станешь, с злыми утратишь и тот разум, что есть у тебя.

Строматы

Новациан (†258)

Ст. 4-19 только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас, и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас. Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя в воде, в морях ли, или реках, тех ешьте; а все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли, или реках, из всех плавающих в водах и из всего живущего в водах, скверны для вас; они должны быть скверны для вас: мяса их не ешьте и трупов их гнушайтесь; все животные, у которых нет перьев и чешуи в воде, скверны для вас. Из птиц же гнушайтесь сих: орла, грифа и морского орла, коршуна и сокола с породою его, всякого ворона с породою его, страуса, совы, чайки и ястреба с породою его, филина, рыболова и ибиса, лебедя, пеликана и сипа, цапли, зуя с породою его, удода и нетопыря

Потому что в рыбах с чешуей твердая чешуя считается чистой, как шероховатые и грубые, жесткие и твердые и тяжелые нравы людей ясно видны. Каковые же [рыбы] без чешуи, те нечистые, поскольку легкие и скользкие, неверные и изнеженные нравы осуждаются. Что имеет в виду Закон, когда говорит: «Верблюда не ешь», - скорее всего то, что на примере животных осуждает жизнь безобразную и искаженную преступлениями. А когда запрещает есть свиное мясо? Осуждает в любом случае грязную и ничтожную и радующуюся грязным порокам жизнь, считающую, что добро не в благородстве души, но лишь в мясе. Или когда запрещает есть зайца? Осуждает мужчин, превратившихся в женщин. А кто употребляет в пищу тело ласки? Закон осуждает воровство. А ящерицу? Ненавидит неопределенную и изменчивую жизнь. А кто звездчатую ящерицу? Проклинает бесчестный ум. Кто хищную птицу или коршуна, или орла? Ненавидит грабителей, живущих за счет жестокого преступления. Кто грифа? Проклят, ищущий добычу в чужой смерти. Или кто употребляет в пищу ворона? Проклинает нечистые и черные желания. Также когда он запрещает есть страуса, то изобличает неумеренность, когда сову, то ненавидит бегущих от света истины, когда лебедя - гордых с высокой шеей, когда цаплю - болтливую несдержанность языка, когда летучую мышь - ищущих мрак ошибки, похожий на ночь. Итак, Закон проклинает в животных это и подобное этому, которое в них, однако, не преступно, так как в этом они рождены, но в человеке осуждено, так как противоположно природе и вытекает не из его устроения, но из его ошибок.

О еврейской пище

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Орел

Орел
 (Втор.32:11) – хорошо известная хищная птица, нечистая по Моисееву закону (Лев.11:13, Втор.14:12). На особенности этой хищной птицы нередко делаются указания свящ. писателями. Быстрота полета оной, прожорливость, высокие, уединенные места, которые избирает она для устройства своих гнезд, острота зрения при преследовании добычи указываются в следующих местах Библии: Чис.24:21; Иов.9:26,39:27-30; Притч.23:5,30:17,19; Иер.49:16; Авд.1:4; Мф.24:28; Лк.17:37. В двух последних цитатах, по мнению некоторых, иудейский народ сравнивается со свежим трупом, лежащим на открытом поле и привлекающим римское войско, знамя которого, как известно, состояло из орла. Персидские знамена состояли также из орла.

Нежность орла к своим детенышам замечательно верно обозначена в следующих местах свящ. книг: Исх.19:4, Втор.32:11.

Быстрота полета орла указывается в кн. Втор. (Втор.28:422Цар.1:23 и др.), на его хищнические наклонности указывается в кн. пр. Исаии (Ис.46:11), Осии (Ос.8:1), на его долгожизненность, при общем мнении, что он обновляет свои перья в преклонных летах и получает новую жизненную силу, указывается у пр. Исаии Ис.40:31) и в словах псалма CII: обновляется подобна орлу юность твоя (Пс.102:5).

Орел издревле является символом силы и могущества как частных лиц, могущественных царей и героев, так и целых царств и народов, как, напр., Вавилонского, Египетского (Иез.17:3).

С одной стороны, орел служит в Свящ. Писании символом гордости, надменности и самонадеянности. Грозное положение твое, говорит Господь устами Иеремии о Восоре, и надменность сердца твоего обольстили тебя, живущего в расселинах скал и занимающего вершины холмов. Но хотя бы ты как орел высоко свил гнездо твое и оттуда низрину тебя (Иер.49:16).

С другой стороны, орел представляется символом скорости падения, исчезновения и ничтожества: Не заботься о том, чтобы нажить богатство, говорит премудрый царь израильский, оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и его уже нет, потому что оно сделает себе крылья и как орел улетит к небу (Притч.23:4-5).

Библейская энциклопедия 1891г


Морской орел

Морской орел
 (Лев.11:13, Втор.14:12) – одна из хищных птиц, отнесенных к нечистым в законе Моисеевом. Эта птица (Faleo haliatus – Линнея), собственно, может быть названа рыбоядной, и потому встречается только вблизи морей, озер, рек и вообще всех вод, изобилующих рыбой. Разные виды морского орла нередко встречаются почти во всех частях света.

Библейская энциклопедия 1891г

Георгий Константинович Властов (†1899)

Из птиц же гнушайтесь сих: (не должно их есть; скверны они), орла, грифа и морского орла.

Девятнадцать видов птиц поименовано в ст. 13–19, и один вид летучей мыши (нетопыря). Весьма вероятно, что упомянутые виды суть типы, по сравнению с которыми, в случае недоумений, священники определяли законность или незаконность употребления в пищу. Эти же виды повторены во Втор.14:11-20, отличительный характер их (кроме страуса), есть плотоядность. В Мишне постановлено правилом что нечистой птицей признается всякая птица, которая впускает когти свои в добычу, или цепляется когтями (попугай, дятел). Орел, по Евр. Нешер, по родству этого слова с Арабским ниср, которым Арабы называют Gyps fulvus или Gyps griffon и большого Арабского коршуна, полагают, что это название относится к этой породе хищных птиц. Но мы предупреждаем, что, по отзыву всех комментаторов, отождествление Еврейских названий с существующими породами весьма затруднительно. Перевод LXX называет эту птицу также орлом, aquila (так и Остервальд) Chenu указывает, что Брюс в своем путешествии упоминает, что ниср есть Абиссинское имя для обозначения коршуна-ягнятника. Гриф, по Евр. перес, буквально «ломатель костей». Его считают т. назыв. Египетским коршуном или Нубийским коршуном (otogyps oricou). В переводе LXX и Вульгате он назван грифом, у Остервальда orfraie, т.е. морским орлом. Кларк указывает, что его считали также Gypaetus barbatus бородатым коршуном, (lammergeyer, ягнятник). Морской орел, по Евр. озниа. Так как в переводе LXX, он назван алиетос (этос орел, алиос море), то нет сомнения, что это «pyrargue haliaetus» орнитологов, огромная птица, питающаяся безразлично рыбою и маленькими животными; водятся почти повсеместно.
 Мы сверяли наш текст с текстом славянским, с четырьмя западными текстами, с комментариями Dom. Calmet, Кларка и О. Герлаха, и проверяли замечания комментаторов по Chenu, dict. des. oiseaux.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 13-19 Из птиц же гнушайтесь сих: орла, грифа и морского орла, коршуна и сокола с породою его, всякого ворона с породою его, страуса, совы, чайки и ястреба с породою его, филина, рыболова и ибиса, лебедя, пеликана и сипа, цапли, зуя с породою его, удода и нетопыря

Именем птиц, haoph, названы все существа, способные летать, со включением летучих мышей и крылатых насекомых. Закон насчитывает 19 (по Лев XI:13–19) или 20 (по Втор XIV:13–20) пород нечистых летающих, с неоднократным еще прибавлением: с породою их, т.е. с всеми разновидностями данной породы. Общих признаков нечистоты этих птиц Библия не указывает: это пытается сделать уже зоология Талмуда. В Мишне (Хуллин III:6) даются такие правила на этот счет: «всякая птица, которая терзает, нечиста», «всякая птица, разделяющая свои лапы, нечиста», «если, садясь на вервь, она отделяет два пальца вперед и два назад, то она нечиста»; «птица, живущая среди нечистых и похожая на нечистых, нечиста»; чистая птица имеет выдающийся зоб, лишний палец, легко отдирающийся желудок. Названные в библ. т. птицы большею частью такие, которые питаются мясом, падалью, червями, насекомыми или омерзительными для человека предметами. Блаж. Феодорит говорит: «из птиц Моисей называет нечистыми хищных, питающихся мертвыми телами и любящих тьму, научая тем нас воздерживаться от любостяжательности, отрицаться зловонной пище греха и ненавидеть тьму». Отождествление еврейских названий с существующими породами во многих случаях затруднительно, тем более, что перевод LXX (особ. в ст. 15–18) вносит здесь вместо пояcнения ещё большую спутанность (ср., впрочем, Властова, Свящ. летоп. II:154–157). Нетопырь, евр. atalleph, — летучая мышь по виду своему отнесена к птицам.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible