Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Левит 16:14
и возьмет крови тельца и покропит перстом своим на крышку спереди и пред крышкою, семь раз покропит кровью с перста своего.
Святые отцы
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Когда архиерей входил во Святая Святых?
В день очищения, который по Божию повелению был десятый день седьмого месяца. Ибо сказано: «рече Господь к Моисею: глаголи Аарону, брату твоему, да не входит во вся часы во Святое внутрь завесы, пред лице очистилища, еже есть над кивотом свидения, и да не умрет; во облаце бо явлюся над очистилищем» (Лев.16:2). Из сего явствует, что в очистилище Владыка Бог являл присутствие Свое и, открывая благодать Свою, бывал там видим не во мраке, не в дыме, не в огне, как на Синае, но в светозарном облаке.
Научил же Он и обряду жертв, какие должен был принести архиерей, дерзая входить во Святилище. Ибо повелел заклать в жертву тельца греха ради и овна одного на всесожжение и сие принести за себя, а за весь народ взять два козла греха ради и овна единаго во всесожжение (Лев.16:3-5). Козлов же постановил различать по жребию и одного заклать в жертву, а другого отпускать в пустыню. Иные, понимая это неразумно, думали, что упоминаемое здесь отпущение есть некий демон. Ибо Моисей сказал: «един Господу, а другий отпущению» (Лев.16:8). Но они предполагали сие по великой простоте ума. Ибо возможно ли, чтобы Изрекший «да не будут тебе бози инии разве Мене; да не поклонишися, ни послужиши Богу иному, кроме Меня» (Исх.20:3-5), повелел какому-то демону отделять жертву, одинаковую с приносимою Ему Самому. Должно было обратить мысль на то, что и отпускаемого козла Бог повелел принести в жертву Ему же. Ибо говорит: «да возьмет козла жива пред Господем, яко помолишися над ним и яко отпустиши его во отпущение в пустыню» (Лев.16:10). А сие дает видеть, что отпущением назван сам козел, как отпускаемый в пустыню. Сие видно и из последующего: «и возьмет козел на ся беззакония их в землю непроходиму» (Лев.16:10). Симмах слово отпущение (τον άποπομπαίον) перевел «на козла, отходящего, чтобы отпустить его в отпущение», а Акила – «на козла, отрешаемого в пустыню». Посему не богу какому или демону отсылаем был козел, но оба козла приносимы были истинному Богу, и один закалаем в жертву, а другой принимал на себя грехи народа и отпускаем был в пустыню. Как при очищении прокаженного одну птицу закалали в жертву, а другую, омочив в крови первой, пускали на свободу, так из двух козлов, приносимых о грехах народа, одного закалали, а другого отпускали. И это были также прообразования Владыки Христа, и сих двух животных должно принимать за образ не двух лиц, но двух естеств. Поскольку козел смертен и невозможно было одним козлом изобразить во Владыке Христе и смертное, и бессмертное, то по необходимости закон постановил приводить двух, чтобы закалаемый в жертву прообразовал удобостраждущую плоть, а отпускаемый изображал бесстрастие Божества. Так и блаженный Давид, предрекая страдание, воскресение и восшествие на небеса Владыки Христа, сказал: «Боже, внегда исходити Тебе пред людьми Твоими, внегда мимоходити Тебе в пустыни, земля потрясеся, ибо небеса кануша» (Пс.67:8-9). Знаем же, что когда распят был Владыка Христос, тогда и земля потряслась, и камни рассыпались, и небо омрачением солнца возвестило чрезмерность нечестия. Да и пустыня есть образ смерти, посему-то Давид сказал: «внегда мимоходити Тебе в пустыни». И никто да не почитает неприличным того, что козлы прообразовали страдание Спасителя, когда и великий Иоанн наименовал Его агнцем. Да примем же во внимание, что принес Он Себя не за праведных только, но и за грешных. Козлищам же уподобил собрание грешных Сам Владыка. Ибо сказал: «поставит овцы одесную, а козлища ошуюю» (Мф.25:33). О грехе по закону приносим был козел, и Сам Господь назвал медного змия образом Своим. Ибо говорит: «якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну Человеческому, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный» (Ин.3:14-15). Посему если бы неприлично было служить образом козлам, то тем паче неприлично было бы служить образом змию. Итак, что козел уносил грех в пустыню, сие предварительно научало спасению вселенной, а иудеев, как младенцев, утешало, потому что напоминало им о беззаконии, на какое отваживались они неоднократно в пустыне, и о неизреченном человеколюбии Владыки, по которому, избегнув законных наказаний, вошли они в Обетованную землю.
Таким образом, закон, повелев совершать сие, научает, как надлежит архиерею входить во Святая Святых. Ибо говорит: «да приведет Аарон тельца, иже греха ради своего, и да помолится о себе и о доме своем; и да заколет тельца, иже греха ради своего. И да возьмет кадильник полн углия огненна от олтаря, иже пред Господем, и да наполнит руце фимиама сложения чиста, и да принесет внутрь завесы; и да возложит фимиам пред Господем, и покрыет дым фимиамный очистилище еже на свидениих, и не умрет» (Лев.16:11-13). Из сего явствует, что в очистилище Владыка Бог являл присутствие Свое и, открывая благодать Свою, бывал там видим не во мраке, не в дыме, не в огне, как на Синае, но в светозарном облаке. Из сего явствует, что алтарь кадильный был вне завесы, ибо если бы он был внутри, то повелевалось бы взять уголья в кадильник и внутри завесы вложить в него фимиам. Сему же научил нас и блаженный Лука, повествуя о Захарии, отце Иоанна Крестителя. Ибо и он в сие время входил во Святая Святых и сподобился ангельского лицезрения. Повелел же Бог семижды воскропить перстом на очистилище от крове тельца и козла (Лев.16:14, Лев.16:19). Поскольку в семи днях вращается жизнь и каждый, так сказать, день прегрешаем в большом или малом, то равночисленное дням кропление крови приносилось за совершаемые в них прегрешения.
Моисей же сказует, что очищает сие не их только, но и скинию. Ибо говорит: «и очистит Святое от нечистот сынов Израилевых и от неправд их, о всех гресех их; и тако сотворит скинии свидения сотворенней в них посреде нечистоты их» (Лев.16:16). Повелел же никому не быть в скинии, когда архиереем совершается сие священнослужение (Лев.16:17). Назначает и время, в которое должно совершаться сие. Ибо говорит: «в десятый день месяца покорите души ваша, и всякого дела да не сотворите, ни туземец, ни пришлец прилежай в вас; ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицем Господним; это субботаокоя ["суббота суббот" в церк-сл. ] для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное».
День сей наименовал Моисей субботою суббот, как именуется Святая Святых, потому что праздник сей гораздо досточестнее субботы. А смирением души назвал пост. Потом присовокупляет: «И да будет сие для вас вечным постановлением: очищать сынов Израилевых от всех грехов их однажды в году. И сделал он так, как повелел Господь Моисею». И сие прообразует домостроительство по плоти Спасителя нашего. Ибо как архиерей, однажды в году входя во Святое Святых, совершал сие священнослужение, так, по слову божественного апостола, Владыка Христос, единожды претерпев спасительное страдание, восшел на небо, «вечное искупление обретый» (Евр.9:12).
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Ст.11-14. И приведет Аарон тельца в жертву за грех за себя, и очистит себя и дом свой, и заколет тельца в жертву за грех за себя; и возьмет горящих угольев полную кадильницу с жертвенника, который пред лицем Господним, и благовонного мелко истолченного курения полные горсти, и внесет за завесу; и положит курение на огонь пред лицем Господним, и облако курения покроет крышку, которая над ковчегом откровения, дабы ему не умереть; и возьмет крови тельца и покропит перстом своим на крышку спереди и пред крышкою, семь раз покропит кровью с перста своего.
Ст.13 (церк-сл.) и да возложит фимиам на огнь пред Господем, и покрыет дым фимиамный очистилище еже на свидениих, и не умрет.
Особенные обряды богослужения в день очищения и символическое значение обряда вхождений во святое святых с фимиамом и кровию и седмикратное кропление очистилища и пред ним. При этом дым фимиама покрывал блеск славы Иеговы от взоров первосвященника, чтобы ему не умереть. Вхождение во святое святых с такими предосторожностями и только однажды в год и только одного первосвященника означало недоступность Бога для людей в силу не снятого с них греха и гнева Божия (Евр.9:8). Кропление же кровию очистилшца указывало на необходимость именно чрез кровь получить оправдание, очищение и примирение с Богом. Кропление кровию очищало нетолько народ, но и самую скинию, которая осквернялась грехами народа.
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Георгий Константинович Властов (†1899)
He все согласны с значением этого стиха; Иудейское предание говорило, что, поставив пред ковчегом кадильницу с курением, первосвященник выходил из святая святых и, возвратившись с кровию жертвы (на ладони левой руки), кропил не на крышу ковчега, а лишь спереди ее семь раз. В этом смысле переводит Остервальд. Но другие, как, например, Кнобель, Кейль, которых цитирует Кларк, думают, что первосвященник кропил дважды семь раз: семь раз на самую крышу спереди ее, т. е. на ее восточную сторону, и семь раз на пол перед крышею. Иосиф Флавий говорит, что первосвященник кропил семь раз перед ковчегом на пол. О. Герлах думает, что первосвященник кропил восемь раз: один раз на крышу ковчега и семь раз пред крышею. Но этому поводу он замечает, что седалище Милосердия, где открывался Иегова, кропимое, кровию, было прообразованием того Милосердия, которое, приняв плоть человеческую, Своею кровию обагрило седалище Милосердия.
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
В каком порядке и с какими обрядами совершались жертвы в день очищения? (Лев.16:11-28)
Сначала, шли жертвы о грехе, и прежде всего первосвященник приносил жертву за грехи свои и всего дома своего (Лев.16:11-28). Для сего он приводил к жертвеннику всесожжения тельца, возлагал на него свои руки и, по исповедании грехов, закалал его (Лев.16:11. Срав. Лев.4:4). Затем он наполнял целую кадильницу горящими углями с жертвенника всесожжений и, взяв полные горсти благовонных курений, входил в скинию. Положив курение на огонь кадильницы пред лицем Господним (пред внутренней завесой), он вступал во святая-святых, между тем как облако курений скрывало его от блеска славы Господней, которая могла быть для него смертельна (Лев.16:12,13). Так, до пришествия благодати новозаветной, страшен и далек был от людей Господь Бог! Потом, вышедши из скинии, первосвященник брал крови тельца о своем грехе, входил опять во святое святых, и кропил там с перста своего на крышку ковчега, спереди перед крышкой, семь раз – во очищение грехов своих. Затем начиналась жертва о грехах народа. Заколов для сей жертвы выбранного по жребию козла, первосвященник снова (в третий раз) входил во Святое святых, и совершал над очистилищем такое же кропление кровью козла, как и тельца – для очищения грехов народа.
В объяснение седьмеричного числа кроплений жертвенной кровью – блаженный Феодорит говорит: «поскольку в семи днях вращается жизнь и каждый, так сказать, день прегрешаем в большом или малом; то равночисленное дням кропление крови приносилось за совершаемые в них погрешения». Очистив грехи народа, первосвященник очищал и саму скинию. Для сего, смешав кровь козла и кровь тельца, он возлагал ее на роги жертвенника, который пред лицом Господним, т. е. на роги жертвенника всесожжений и еще с перста своего кропил на него седьмижды (Лев.16:18,19). Освящение скинии считалось нужным, потому что, находясь в продолжение года среди нечистот и грехов народа израильского и сама она представлялась как бы оскверненной ими; тем более, что многие, может быть, сознательно или бессознательно, позволяли себе сходить во двор скинии, a священники даже в святилище, имея на себе какую-нибудь нечистоту законную. Во все время, пока первосвященник совершал свои кропления и каждения, никто из священников не мог входить в скинию (Лев.16:17).
Совершив, вышеописанным образом, очищение святилища, скинии собрания и жертвенника (Лев.16:20), первосвященник приводил ко входу скинии другого козла, назначенного для отпущения, исповедовал над ним все беззакония сынов израилевых и отсылал его c нарочитым человеком в пустыню. Писание не говорит о дальнейшей судьбе козла; но раввины иудейские говорят, что сей козел низвергаем был со скалы, – конечно в знак уничтожения грехов народных. Первый же козел, заколотый в жертву за грехи народа, равно как и телец о грехе первосвященника, – поскольку кровь их вносилась в само святилище, – сжигаемы были вне стана и с кожами их и с мясом, и с нечистотами, как требовал закон (см. Лев.4:11,12; 4:30); только тук их воскурился на жертвеннике, по общему закону о туке. Сжигавший их человек должен был вымыть одежды свои и омыть все тело, равно как и тот, кто отводил козла в пустыню; ибо они прикасались к животным, которые понесли на себе грехи и нечистоты народа израильского.
После сего начинались жертвы всесожжения. Проводив козла отпущения со двора скинии, первосвященник опять возвращался во святилище скинии, снимал там с себя льняные одежды (т. е. хитон священнический) и омывал все тело свое водой из умывальницы, находившейся у входа во святилище. Сие омовение было символом чистоты, приобретенной жертвами о грехе. После сего, первосвященник облачался во все свои первосвященнические одежды, ибо по совершении очищения должны были миноваться все знаки покаянной скорби и плача. Наступала же торжественная и радостная жертва всесожжения, которую первосвященник мог не иначе совершить по закону, как в первосвященническом облачении. Как за себя, так и от народа, во всесожжение употреблены были два овна. Сии жертвы были как бы заключительным актом очищения всего народа израильского; ибо хотя жертвы всесожжения приносились главным образом в знак всецелой преданности Богу и подчинения, однако же, и они не лишены были очистительного и умилостивительного значения (см. Лев.1:4). Посему-то в Писании и говорится, что по принесении жертв всесожжения Аарон очистил себя и народ (Лев.16:24).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 11-14 И приведет Аарон тельца в жертву за грех за себя, и очистит себя и дом свой, и заколет тельца в жертву за грех за себя; и возьмет горящих угольев полную кадильницу с жертвенника, который пред лицем Господним, и благовонного мелко-истолченного курения полные горсти, и внесет за завесу; и положит курение на огонь пред лицем Господним, и облако курения покроет крышку, которая над ковчегом откровения, дабы ему не умереть; и возьмет крови тельца и покропит перстом своим на крышку спереди и пред крышкою, семь раз покропит кровью с перста своего
Теперь приготовительные действия к очистительному ритуалу окончились и начиналось самое очищение и прежде всего очищались грехи первосвященника и дома его, т.е. не только плотской семьи его, но и священства вообще (ст. 33). Закалался ранее приведенный (ст. 3, 6) телец, и кровь его, внесенная во святое святых, имела очистить первосвященника и дом его. Но прежде внесения крови во святое святых первосвященник должен был обезопасить себе вход туда: курением пред каппоретом. Ему подавали ковш, в который он набирал благовоний для курения, и золотую, с длинной ручкой, кадильницу (отличную и по материалу, и по устройству от обычно употребляемой), которую он наполнял горящими углями с жертвенника всесожжений; имея кадильницу в правой руке, а курения в левой, первосвященник входил в святое святых, здесь ставил кадильницу между шестами ковчега завета и высыпал курения на огонь, — весь дом («святое святых») наполнялся облаком дыма, «чтобы ему не умереть» (ст. 13). Затем, оставив фимиам в святом святых, первосвященник, всегда обращенный лицом к ковчегу (след. попятным движением), выходил отсюда. Придя во святилище он здесь читал молитву — краткую, чтобы не обеспокоить народа (Иома V:1). Сущность этой молитвы (текст ее приписывается первосвященнику Симону II Праведному, ум. ок. 200 л. до Р. Хр.) составляло прошение, чтобы в наступающем году Израиль не терпел ни плена, никакой другой нужды. Придя во двор, первосвященник брал кровь тельца (вероятно, на ладонь левой руки), из рук священника, который с момента заклания тельца мешал ее в сосуде, чтобы не сгустилась (Иома V:3), и шел в святое святых, становился на прежнее место и здесь кропил кровью (таким образом, «как бы бил кого», размахивая рукою) однажды на перед крышки ковчега и 7 раз пред ковчегом на землю, точно высчитывая каждый раз (ibid). По блаж. Феодориту, «поелику в 7 днях вращается жизнь, и каждый день прегрешаем в большем или малом, то равночисленное дням приносилось кропление за совершаемые в них прегрешения» (вопр. 32 по Лев.).