Скрыть
это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное.

Святые отцы

Прочие

Исидор Пелусиот, прп. (†440)

В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками

Что значат изречения: в субботу второпервую (Лк.6:1), и суббота суббот (Лев.16:31)?

Просил ты, как неясное для тебя, объяснить сказанное в Евангелии: в субботу второпервую. Слушай же. Второпервою называется та суббота потому, что была второю на Пасхе и первою во время опресноков. Ибо Иудеи, вечером закалая пасху, на следующий день праздновали праздник опресноков, и сей-то день называли второпервою субботою, потому что, как сказал я, был он вторым днем пасхи и первым днем опресноков.

А что сие действительно так, явствует из обвинения Апостолов в том, что они восторгаху класы и ядяху. Ибо в это только время колосья созревают, наклоняются от тяжести плода и готовности к жатве и как бы призывают на себя серп, а в третий день опресноков приносим был в жертву сноп (Лев.21:10.11). Таким образом и время, и то, что совершалось в это время, дают ответ на твой вопрос.

А тому, что день назван субботою, не дивись, ибо Иудеи всякий праздник называют субботою. И посему-то говорится: Суббота суббот, так как случалось иногда, что или начало, или конец праздника совпадали, так сказать, с недельною субботою, что нередко бывает и у нас. Ибо как у нас, когда Богоявление или Рождество Спасителя по плоти приходится на день воскресный, сие делает торжество сугубым и как бы праздником на праздник, так и у них, если какой праздник совпадал с субботою, назывался он субботою суббот.

Письма. Книга II

Феодорит Кирский, блж. (†457)

16:29  И да будет сие для вас вечным постановлением: в седьмой месяц, в десятый месяца смиряйте души ваши и никакого дела не делайте, ни туземец, ни пришлец, поселившийся между вами,
16:30   ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицем Господним;
16: 31 это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное.
16:34  И да будет сие для вас вечным постановлением: очищать сынов Израилевых от всех грехов их однажды в году. И сделал он так, как повелел Господь Моисею.

Назначает и время, в которое должно совершаться сие. Ибо говорит: «в десятый день месяца покорите души ваша, и всякого дела да не сотворите, ни туземец, ни пришлец прилежай в вас; ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицем Господним; это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное». День сей наименовал Моисей субботою суббот, как именуется Святая Святых, потому что праздник сей гораздо досточестнее субботы. А покорением души назвал пост. Потом присовокупляет: «И да будет сие для вас вечным постановлением: очищать сынов Израилевых от всех грехов их однажды в году. И сделал он так, как повелел Господь Моисею». И сие прообразует домостроительство по плоти Спасителя нашего. Ибо как архиерей, единою в лето входя во Святое Святых, совершал сие священнослужение, так, по слову божественного апостола, Владыка Христос, единожды претерпев спасительное страдание, восшел на небо, «вечное искупление обретый» (Евр.9:12).

Толкование на книгу Левит

Георгий Константинович Властов (†1899)

Это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное. 

Мы видели уже в Исх. 23:14 и посл. порядок праздников Израильских. День очищения происходил в месяце Тисри, который был первым месяцем гражданского года, как месяц Авив был первым месяцем религиозного года. После дня очищения происходил праздник кущей, в 15-й день этого месяца, что совпадало с половиной или концом октября. О туземцах и пришельцах мы говорили в Исх. 12:48-49. Лица из местных жителей, отказавшиеся от идолослужения, хотя не принявшие обрезания, а так же временные арендаторы, хотя из идолопоклонников, но не смевшие совершать свои обряды в Палестине, и вообще посреди Израиля, должны были соблюдать покой в день этот, как в день субботний; если же они не хотели подчиниться этим постановлением, то они должны были оставить стан Израилев или страну, где жили Израильтяне. Весьма важно выражение: «это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши». Значение этого выражения есть: что грехи, на вас лежащие, обременяют вас, как физический труд обременяет и истощает тело. Как покой субботний, кроме его религиозного значения, имел также в виду покой тела, не только для Израильтянина, но и для раба его, и для вола его (Исх. 20:10), так великий день очищения успокаивал, давал отдых душе, смирившейся пред Господом и очистившейся от прегрешений своих. Мы видим в этом первообраз христианских таинств. Как в Ветхом завете, так и в Новом, но в последнем ближе, яснее, Господь отвечает на естественные и вечные требования души человеческой, которая не изменяется, не смотря на разнообразные теории проповедуемые о ней.

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 29-31 И да будет сие для вас вечным постановлением: в седьмой месяц, в десятый день месяца смиряйте души ваши и никакого дела не делайте, ни туземец, ни пришлец, поселившийся между вами, ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицем Господним; это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное

Указание общего характера и значения дня очищения: это вместе и пост («смиряйте» души ваши: гл. anah — технический термин для духовно-телесных упражнений поста, Ис LVIII:3, 5, 10; отсюда в позднейшем иудействе «taannith», пост, — название целого трактата в 2-м т. Талмуда), и величайший покой. «День сей наименовал Моисей субботою суббот, как именуется святое святых, потому и праздник сей гораздо досточестнее субботы, а покорением души назвал пост» (блаж. Феодорит, вопр. 22 на Лев.). Исключительный пост этого единственного в Ветхом Завете дня может быть приравнен к посту великого пятка.

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О праздновании Воскресного дня, а не Субботы.

Мф.24:20. «Субботой» евреи называли не только 7-й день, а и вообще праздничный день: Лев.16:31;23:11-23; стало быть здесь советуется избавиться от «бегства» зимою или в праздничный день. Апостол Павел в 1-й день недели (Воскресенье) учил и преломлял хлеб, а в Понедельник предпринял путешествие: Деян.20:7; о праздновании христианами воскресного дня, а не субботы, говорится и в других местах Писания: 1Кор.16:1-2; Откр.1:10; Ин.20:19; 2Кор.5:17.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible