Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Левит 19:17
Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха.
Святые отцы
Прочие
Максим Исповедник, прп. (†662)
Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха
Не говори: я не ненавижу брата, когда отвращаешься от воспоминания о нем, но внемли что говорит Моисей: не возненавидиши брата твоего во уме твоем: обличением обличиши ближняго твоего, и не приимеши ради его греха.
Георгий Константинович Властов (†1899)
18. Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь [Бог ваш].
В 17 стихе указывается, как бы в дополнение предыдущего стиха, что если вражда на брата так сильна, что должна выразиться каким-нибудь действием, то пусть лучше последует обличение перед судом, чем тайная злоба, сохраняемая в сердце, которая доводит до преступления. «Не мсти», прибавляет стих 18, «и не имей злобы, на сынов народа твоего». При жестоком характере и буйных страстях народа Израильского, весьма важно было высказать в законе, что мщение не есть доблесть и обязанность, как было принято и как теперь принято думать среди полудиких народов, – но что мщение есть нарушение закона Божия. Этот взгляд, высказанный в период такой высокой древности, чрезвычайно замечателен, ибо мщение, как мы видим в Илиаде, Одиссее, у Геродота и Диодора Сицилийского, не только считалось обязанностию, но составляло и священное право. Вслед за повелением Божиим: не мсти, высказывается закон: «люби ближнего своего как самого себя». Отсылая читателя к примечанию стиха Исх. 23:5, мы напоминаем, что нигде в Пятокнижии нет выражения: «ненавидь врага твоего», и что это последнее выражение прибавлено совершенно самопроизвольно позднейшими Иудейскими учителями.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 16-18 Не ходи переносчиком в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего. Я Господь. Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха. Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь
Закон любви и благожелательности к ближнему, здесь заповедуемый (ст. 18), предваряется отрицательными постановлениями: 1) не клеветать на ближнего и вообще не содействовать гибели ближнего (ср. Исх ХXIII:7) или (по толкованию евр. авторитетов) даже избегать не оказывать ему помощи ввиду предстоящей ему гибели (ст. 16); 2) не увлекаться чувством мести в отношении ближнего, избегать особенно тайной злобы против него, предпочитая ей открытое обвинение его (ст. 17; Vulg.: non oderis fratrem tuum in corde tuo, sed publice arzue eum). Непосредственно за запрещением «мстить» следует положительный «царский закон по Писанию» (Иак II:8) — закон любви к ближнему, как к самому себе. Из сопоставления ст. 18 со ст. 34 видно, что именем ближнего здесь назван не просто единоплеменник, но и вообще человек, напр., поселившийся среди евреев, пришелец. Тем не менее национальная исключительность евреев уже рано побуждала ограничивать обязательность этой заповеди пределами лишь своего народа (Grotius: proximum hic, ut et in omnibus Mosis legibus, Israelitam solum, aut extraneum legi subjectum intelligunt Hebraei).
См. также Толкование на Лев. 19:9