Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 26-27, 31 Не ешьте с кровью; не ворожите и не гадайте. Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей… Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш

Не вражите и не гадайте на птицах, не отращайте волос на голове вашей, не ходите во след чревовещателей. Чревовещание есть род волхвования, посредством которого говорят демоны. Сирияне волхвователей сих называют Захур. Демоны входят в утробу несчастных женщин, из их желудка и бока или других членов издают слабый, подобный детскому, голос, прорицают и обманывают внимающих, заставляя их думать, что действительно возвещают им будущее и сокровенное. Так было и с Саулом, как повествует Писание; сим видом волшебства и он был обманут. Закон удерживает Евреев и от другого языческого обычая, по которому язычники, как бы по обету, отращали волосы, и потом в известное время обстригали их у священных источников, или в капищах богов; тогда как и стричь волосы закон запрещал, говоря: да не возложите плеши на главы ваши (Втор. 14:1).

Толкования на священное Писание. Толкование на книгу Левит

Феодорит Кирский, блж. (†457)

19:27  Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей.
19:28   Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь 
       
     Что значит сказанное: «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей. Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен»?


Некоторые слово tö σισόην переводили «с намерением сделанные из волос кудри», но думаю, что закон запрещает иное. У эллинов было в обычае не обстригать волос на голове у детей, но отращивать их и со временем посвящать демонам. Имели также обычай брить бороды, когда оплакивали кого, и делать нарезания на щеках в честь умерших, а некоторые части накалывали чем-либо острым и покрывали черною краскою в угодность демонам. Сие-то и запрещает Божественный закон.

Толкование на книгу Левит

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Борода

Со стороны иудеев бороде оказывалось немало внимания (Пс.132:2). Считалось большим оскорблением, если кто, в раздражении или для выражения своего презрения к известному лицу, щипал его бороду или брался за оную, тогда как целование бороды служило особенным знаком уважения и дружбы. Вырывание волос из бороды или полное снятие оной и небрежение о чистоте ее и приличном виде служили знаком глубокой печали (1Езд.9:3; Ис.15:2; Иер.41:5; Иер.48:37).
Арабы даже и в настоящее время оказывают большую заботливость о бороде. Они торжественно клянутся ею и, чтоб выразить самые лучшие благожелания гостю или другу, обыкновенно говорят: да хранит Аллах твою бороду! Передают, что один араб, раненный в нижнюю челюсть, решился скорее рискнуть жизнью, чем дозволить сбрить себе бороду для освидетельствования врачом раны.
Седая борода доселе еще считается у жителей Востока символом мудрости, равно как мерилом преклонных лет и почтенной старости. Из сего можно видеть, как сильно и язвительно было оскорбление, нанесенное царем Анноном посланным к нему от Давида (2Цар.10:4,5). Из сего также можно уразуметь особенную силу выражения в книге пророка Иезекииля (Иез.5:15).
Египтяне имели обыкновение оставлять небольшой клок волос на краю подбородка.
Иудейский закон (Лев.19:27) воспрещал подражание сему языческому обычаю.
Прокаженные (Лев.13:45), равно как разные лица, во время плача или сетования (Мих.3:7) закрывали усы, т. е. лицо, до верхней губы; но священники никогда не портили своей бороды.
Ассирияне, как можно видеть на древних ниневийских памятниках, особенно занимались расческой своих бород. Археологи говорят, что они нередко даже носили фальшивые бороды.

Библейская энциклопедия 1891г

Георгий Константинович Властов (†1899)

Не стригите головы вашей кругом и не порти края бороды твоей.

По сказанию Геродота, «Арабы подбривают волосы кругом и около висков и говорят, что так брился Бахус, который у них называется Оротал». И второй обычай порчи края бороды думали (см. Кларка) видеть у Арабов, на основании сказания Плиния, но текст Плиния говорит только, что Арабы брили себе бороду и отпускали усы, а многие из них не стригли вовсе волос. Скорее можно думать, что запрещения, высказанные в этом стихе, суть древнейшие языческие обычаи траура, вероятно, соединенные с какими-нибудь идолопоклонническими верованиями. Заметим, что разодрание одежды и вырывание волос из бороды для выражения скорби на похоронах, до сих пор употребляется посреди не только мусульманских, но и христианских кавказских племен. Те же обычаи мы встречаем в Персии и у кочевых народов. 

Священная летопись. Том второй

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 26-31 Не ешьте с кровью; не ворожите и не гадайте. Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей. Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь. Не оскверняй дочери твоей, допуская ее до блуда, чтобы не блудодействовала земля и не наполнилась земля развратом. Субботы Мои храните и святилище Мое чтите. Я Господь. Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш

Запрещение некоторых суеверий, существовавших в культе и быте египтян и других народов, с которыми Израиль входил в такое или иное соприкосновение: 1) вкушение мяса с кровью (ст. 26, ср. VII:26), по объяснению раввинов, от животного еще живого, — вероятно, вообще суеверный обычай, связанный с верою в особую силу крови; чтение LXX иное: ἐπὶ τῶν ὁρέων (слав.: не ядите на гopax), оно может указывать на обычай язычников закалать свои жертвы на горах; в связи с этим 2) всякого рода ворожба (евр. nachasch; LXX: οἰωνίζεσθαι, Vulg.: augurari — гадание по полету птиц) и гадание (ст. 26, ср. XX:6); 3) стрижение волос на голове и бороде (ср. Иер IX:25, 26) с язычески-суеверными целями, как, напр., древние арабы, по Геродоту (III:8), сбривали волосы на висках в честь бога Оротала, которого греки сближали с Бахусом; 4) изуродование тела нарезами в честь умерших (ср. Втор XIV:1), в частности татуировка: то и другое было в большом употреблении у народов Востока, как остается доселе и у дикарей, например, на Каролинских островах (ср. Иер ХVI:6; XLI:5; XLVII:5; 3 Цар ХVIII:28); 5) религиозная (напр., в честь Астарты-Мелиты, ср. Быт XXXVIII) проституция, которой осквернялись бы земля и святилище Иеговы; 6) вызывание мертвых и вообще волшебство (LXX: ἐγγαστρίμυθοις, слав.: «утробные басни» — чревовещание; ср. блаж. Феодор., вопр. 29).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible