Ветхий Завет:Быт.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Исх.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940Лев.123456789101112131415161718192021222324252627Чис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536Втор.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334Нав.123456789101112131415161718192021222324Суд.123456789101112131415161718192021Руф.12341Цар.123456789101112131415161718192021222324252627282930312Цар.1234567891011121314151617181920212223243Цар.123456789101112131415161718192021224Цар.123456789101112131415161718192021222324251Пар.12345678910111213141516171819202122232425262728292Пар.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435361Ездр.123456789102Ездр.123456789Неем.12345678910111213Тов.1234567891011121314Иудиф.12345678910111213141516Есф.123456789101Мак.123456789101112131415162Мак.1234567891011121314153Мак.1234567Иов.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142Пс.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151Притч.12345678910111213141516171819202122232425262728293031Еккл.123456789101112Песн.12345678Прем.12345678910111213141516171819Сир.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051Ис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566Иер.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152Плч.12345ПослИер.1Вар.12345Иез.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748Дан.1234567891011121314Ос.1234567891011121314Иоил.123Ам.123456789Авд.1Ион.1234Мих.1234567Наум.123Авв.123Соф.123Аг.12Зах.1234567891011121314Мал.12343Ездр.12345678910111213141516
Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Если же из птиц приносит он Господу всесожжение, пусть принесет жертву свою из горлиц, или из молодых голубей;

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Аще от птиц жертва всесожжения будет Господу, да принесет от горлиц Господу

Сие согласно с сказанным: человек, аще обещает зле или добре сотворити, и изречет сие с клятвою, да принесет к жерцу или две горлицы, или десятую часть меры ефи муки пшеничны, и оставится ему (Лев.5:4, 7-8, 11, 13).

Толкования на священное Писание. Толкование на книгу Левит

Максим Исповедник, прп. (†662)

Если жертва всесожжения его из мелкого скота, из овец, или из коз, пусть принесет ее мужеского пола, без порока

Что являют приносимые по закону пять жертвенных животных: овца, бык, коза, горлица и голубица?

Согласно одному пониманию баран истолковывается как владычественное [начало] применительно к разуму, бык — в отношении яростного [начала], коза в отношении пожелательного, горлица — целомудрия, и голубица в отношении освящения.

Но следует еще найти и присущее природе каждого животного и приспособить подходящее созерцание каждого из них. Исследовавшие их говорят, что три [вещи] приносит владельцу овца: шерсть, молоко, ягненка; зрачок глаза ее повсюду сопровождает солнце, и она откладывает каждый день триста шестьдесят пять [шариков] помета.

Человек же — словесная овца, если только он постарается принести себя в жертву владеющему [нами] Богу, навыкнет приносить словно шерсть — нравственное делание, как молоко — естественное созерцание — ведь оно [составляет] питание для ума, — словно агнца — рождать ученика посредством своего учения, чтобы привести его к Богу, во всем подобным себе и совершенным.

Такой вот [человек] обладает и зрачком глаза, следующим за солнцем, то есть умом, [который следует] за Солнцем правды (Мал. 4, 2), управляющим нашими делами через промыслительное попечение о сущих вещах, то есть следует [за Ним]; ведь в скорби и в благоденствии, благодаря [Бога], идет вослед [Ему,] прекрасно управляющему [всем Своим] промыслом.

Такой [человек] каждый день «откладывает» триста шестьдесят пять [шариков] «помета», то есть всякий раз отвергает все подвластное времени и возникновению как тленное и излишнее.

О быке же говорят, что он имеет треугольное сердце, пятигранные почки, что у него еще и три желудка и глаза, световидные днем, а ночью огневидные; треть дня и треть ночи он дышит, выдыхая, и смотрит на восток; правая же ноздря у него обоняет с удовольствием теленка, кровь же его смертельна для всех домашних животных, кроме собаки.

Вот и мы должны, словно бык, нести ярмо Христово, держа в руках плуг Слова, рассекать окаменения сердечные и, искореняя тернии страстей, расширять землю сердца для принятия Слова Божия.

Иметь же треугольное сердце — это значит иметь здравое суждение в сердце о Троице, ведь подобно тому, как сердце по природе передает жизнь телу, так и [правильное] почитание Бога соединяет члены души. Иметь же пятигранные почки, значит обращать пожелательную часть души не на страстное, но посредством пяти чувств рассматривать тварь в одном вожделении и любви к Творцу.

Имеет [бык] и три желудка. Желудок, во-первых, воспринимает корм, и посредством силы пищеварения то, что есть чистого в нем, посылая каждому члену, остальное дает чреву.

Так вот и нам подобает, чтобы мы, ведомые через аскетическое, естественное и богословское созерцание, уделяли полезное каждому члену души, но и о худшей части заботились, то есть о теле, это ведь и есть чрево.

Треть же дня и треть ночи дышать, взирая на восток, это значит наблюдать тройственный божественный промысл: сохраняющий, обращающий и воспитывающий и благодарить в ночи искушений, [равно как и] во дни благоденствия.

Иметь же глаза в ночи огневидные, а во дни световидные — это значит иметь созерцательную силу воспринимающей днем добродетелей — от Солнца праведности лучи познания, в ночи же сменяющих друг друга искушений, переносимых ради добродетели, постигающей логосы оставлений [нас Богом].

Имеет [бык] и правую ноздрю обоняющей благоухание. Правая часть человека — это душа, поскольку мы двойственны — из души и тела; итак, тот, кто стяжал через добродетели души благодать Святого Духа, становится благоуханным для других [людей].

Кровь же [быка] смертельна для домашних животных, [и] это означает, что подражающим ему людям неправильный гнев губителен, для лающих же на нас бесов [он служит] пищей.

У козы же вот какая природа: легко взбираясь на горы, она ходит по кручам и наслаждается мелодиями [, которые наигрывают пастухи], и правый ее рог, если воскурить его в каким-либо месте, дает представление о землетрясении, испражняется же она каждый день двумястами [шариками] помета.

Вот так следует и нашей душе легко перепрыгивать крутизны искушений, чтобы, взбираясь и на горы пророческие, мы достигали высоты ведения и им наслаждались, и не только наслаждались, но и с помощью тростниковой свирели, то есть исполняемого слова, научая, [это] наслаждение сообщали слушающим.

Правый рог означает, что тот, кто приблизил созерцательную часть души через молитву к Богу, становясь благоуханным слушающим, сотрясает в них навык плотских страстей.

Такой [человек] всякий раз отбрасывает обольщение чувств относительно чувственного; ведь чувственные восприятия чувственно воспринимаемых вещей сплетены так, что удесятеренное число четыре образует сорок, оно же упятеренное образует двести.

Вопросы и затруднения

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Если же из птиц приносит он Господу всесожжение, пусть принесет жертву свою из горлиц, или из молодых голубей

Ведь и патриарх Авраам, как говорят, задолго до дарования Закона принес голубя и горлицу Господу в жертве всесожжения, и во многочисленных обрядах Закона то, что подлежало очищению, через них считалось очищенным. Таким образом, голубь означает простоту, горлица — целомудрие, ведь и голубь любит простоту, и горлица любит целомудрие, так что если случайно потеряет супруга, то не пытается после найти себе другого.

Гомилии на Евангелия.

См. также Толкования на Лев. 5:7

Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)

Лев.1

Ст.2-4.объяви сынам Израилевым и скажи им: когда кто из вас хочет принести жертву Господу, то, если из скота, приносите жертву вашу из скота крупного и мелкого. Если жертва его есть всесожжение из крупного скота, пусть принесет ее мужеского пола, без порока; пусть приведет ее к дверям скинии собрания, чтобы приобрести ему благоволение пред Господом; и возложит руку свою на голову жертвы всесожжения – и приобретет он благоволение, во очищение грехов его;

           В жертву всесожжения Израильтяне могут приносить из скота крупного (тельцов) и мелкого (агнцев и козлов) животных мужеского пола. Телец должен быть без порока, чтобы приводящий его к дверям скинии мог приобресть блaгoвoлeниe пред Господом (Лев.1:1-3). Приведший тельца должен возложить руку на главу жертвы своей, кяк бы поставляя себя вместо жертвы или жертву вместо себя «во очищение грехов своих»: потом он заколал тельца на северной стороне жертвенника и кровь передавала служащим священникам, которые должны кропить ею со всех сторон на жертвенник; за тем по снятии кожи приносящий должен рассечь жертву на части, ноги и внутренности омыть водою и передать священникам, которые должны разложить все эти части на дровах жертвенника, и наконец служащий жрец должен сжечь все это на жертвеннике в благоухание приятное Господу (Лев.1:4-9). Те же самые обряды должны быть совершаемы, когда приносятся в жертву всесожжения агнец или козел без порока (Лев.1:10-13). Если же приносится во всесожжение из итиц горлица или молодой голубь; то священник, принявши птицу из рук приносящего, должен поднесть ее к жертвеннику, свернуть ей голову и кровь выцедить к стене жертвенника; зоб и перья бросить подле алтаря на восточной стороне его, где пепел, а затем, надломив крылья птицы, сжечь ее на дровах жертвенника (Лев.1:14-17).


    Какие виды ветхозаветных жертв? 

    По различию жертвенного материала жертвы разделяются на кровавые и бескровные, а по духовно-религиозному значению закон Моисеев различает четыре общих вида жертв: всесожжениежертву мира, жертву о грехе и жертву повинности.

    Материалом для жертв кровавых, или жертв заклания, могли служить: а) крупный и мелкий скот стада, т. е. волы, козы и овцы обоих полов, и б) из птиц – горлицы и молодые голуби. Относительно качеств жертвенных животных требовалось, чтобы животные были без порокат. е. без телесного недостатка, именно: они не должны быть слепы, уродливы, изувечены и больны коростою, паршею и под. (Лев.22:20-22), и чтобы они были известного возраста: не моложе семи дней (Лев.22: 27) и, по раввинскому преданию, не старее трех лет, или семи (см. Суд.6:25).Нужно иметь в виду, что главными жертвенными материалами были во-первых скот стада и потом уже хлебное приношение, которое в большинстве случаев присоединялось к кровавым жертвам, а не составляло материала для самостоятельной жертвы; также голуби и горлицы назначаются законом по преимуществу в замене скота для бедных, кто не имеет средств принести в жертву животное. Таким образом в главном жертвенном материале: в скоте и хлебе ветхозаветный верующий представлял в жертву Богу то, что обусловливает жизнь и благополучие на земле, выражая тем свою готовность жертвовать Богу всяким своим благом и своею жизнью и желание получить от Господа пищу духовную, благодать, оживляющую для жизни вечной. Остальные жертвенные материалы: елей, ладан, соль и отчасти вино служат как бы приправою, не составляя самостоятельного жертвенного материала ; они символизировали : елей – благодать Св. Духа, ладан – молитву приносящего и «соль завета» – утверждающую в Боге и предохраняющую от нравственной порчи силу завета, без чего, т. е. без благодати и молитвы и вне завета, жертва неприятна Богу и бесполезна для приносящего; вино же было символом отчасти благодатной радости о Господе, отчасти – символом примирения с Господом кровью (Числ.28:7 и Сир.50:17).
    Из жертв кровавых всесожжение получило свое название от всецелого сожжения на жертвеннике мяса животного или птицы; знаменовало оно совершенное предание всего человека, всей жизни его с силами телесными и духовными в жертву Богу н всесовершенное примирение, очищение и освящение Богом грешного человека чрез обетованное Семя жены (Быт.3:15); посему для этой жертвы требовалось законом животное только мужеского пола и без всякого порока. Эта жертва – самая древнейшая, установленная Богом еще в раю после суда над согрешившими Адамом и Евою и после обетования о спасительном Семени жены (Быт.3:21). Эта жертва была единственная до потопа.
 

    Какие общие обряды жертвоприношений а какое их значение? 

    Главнейшие общие жертвенные обряды, как священнодействия, являются только при жертвах заклания; потому что эти жертвы по своему происхождению и по своему значению имеют первостепенное значение, а жертвы птиц и хлебного приношения – второстепенное. Первый момент жертвенного священнодействия при жертвах заклания составляют следующие обряды: приведение жертвенного животного пред двери святилища, т. е. к жертвеннику скинии или храма, возложение рук на главу животного с произнесением, по свидетельству раввинов, молитвы и заклание животного. Эти обряды должен совершать приносящий жертву; при жертвах же рядов богослужения ежедневного и праздничного или от всего народа эти обряды совершались или священником, или старейшинами. Значение этих обрядов такое: приведением животного к жертвеннику и возложением руки на главу его приносящего свидетельствовал, что он самого себя, как жертву, поставляет пред Господом, или вместо себя – животное, и в частности возложением руки на главу животного он переносил на животное то религиозное ощущение и настроение, какое одушевляло его и которое изливал он в этот момент в молитве к Богу, именно: при жертве всесожжения – всецелую преданность и готовность посвятить всего себя Господу; Следовавшее за тем заклание животного изображало жертвование на смерть жизни того, кто приносит жертву или от лица которого приносится жертва; эта смерть в жертве является с одной стороны, как возмездие за грех, а с другой, как средство освобождения от греха и смерти через смерть обетованного Семени (см. Рим.6:23).

– Вторым важнейшим моментом при жертвах заклания является священнодействие с кровьюа третьим и уже при всех жертвах – сожжение на огне жертвенника жертвенного материала; эти священнодействия мог совершать только священник, или первосвященник, т. е. лицо посвященное и уполномоченное от Бога. Кровь жертвы или возлагалась на роги жертвенника всесожжений, или ею окроплялись бока жертвенника, или роги алтаря кадильного во святилище, или совершалось кропление кровью на канпорет во святом святых, а остаток крови всегда выливался к подножию жертвенника всесожжений. При сожжении мяса жертвы на огне жертвенника иногда сожигались все части животного, а иногда только внутренний тук и курдюк. Кропление кровью жертвы знаменовало очищение души того, ради которого принесена жертва, и примирение ее с Богом чрез кровь Мессии, Сына Божия (Лев.17:11 и Евр.9:22-26). Кровь жертвы изображала как бы душу приносящего жертву, а мясо жертвы – тело его, как орган души. Посему сожжение мяса жертв на огне жертвенника знаменовало уничтожение пагубного влияния греха на жизнь, искоренение зародыша смерти и освящение огнем благодати Св. Духа от всего греховного и тленного.

    Из частных обрядов обычных жертв замечательны: вкушение жрецами мяса жертв о грехе и повинности, вкушение мяса мирных жертв верующими, или жертвенный пир, кропление жертвенною кровью в скинии и сожжение жертвенного мяса вне стана.
 

    Какое общее значение жертв? 

    Ветхозаветные жертвы имели значение таинства веры и заветного обряда, как средства примирения согрешившего человека с Богом и очищения его грехов чрез смерть обетованного Семени, грядущего Мессии (Исх.24:8 и Евр.9:16-22). По нравственному своему значению жертвы выражали готовность верующего жертвовать всеми своими силами и жизнью Богу и готовность умерщвлять в себе все греховные, страстные пожелания.

Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Птенцы голубиные

Птенцы голубиные 
(Лев.1:14, Лк.2:24). По иудейскому закону, бедным, не имевшим возможности приносить ценной жертвы, дозволено было приносить двух молодых голубей (Лев.12:6). Из этого можно судить о бедности Пресвятой Девы Марии, которая принесла в жертву по закону двух горлиц, или двух птенцов голубиных (Лк.2:24). Горлица принадлежит к разряду пород голубиных, птица перелетная (Иер.8:7, Песн.2:12). См. Горлица.

Библейская энциклопедия 1891г


Горлица

Горлица
 (Быт.15:9). Вместе с голубями в Палестине водятся многочисленные стаи горлиц. Горлица меньше голубя и принадлежит к перелетным птицам. В Палестине они появляются в начале весны (Песн.2:12). Их приносили в жертву, так же как и голубей (Быт.15:9, Лев.1:14), и употребляли в пищу как чистую птицу (Втор.14:14). См. Голубь.

Библейская энциклопедия 1891г

Георгий Константинович Властов (†1899)

Если же из птиц приносит он Господу всесожжение; пусть принесет жертву свою из горлиц, или из молодых голубей.

«Если кто не в состоянии принести овцу, то.... пусть принесет Господу двух горлиц или двух молодых голубей, одного в жертву за грех, и другого во всесожжение»
(Лев.5:7). Кроме того, при очищении от нечистот, или осквернения, или Назорея, требующего очищения (Лев.15:14; Чис. 6:10) требовавалось именно принесение в жертву птиц. О. Герлах замечает, что в жертву приносились только домашние животные, составляющие богатство дома, потому весьма интересно указание, что в числе домашних животных указаны лишь голуби, которые водятся огромными стаями в Аравии и Палестине и весьма легко приручаются. Существует очень основательное мнение, что в древности никаких других ручных птиц у Израильтян, кроме голубей, не было.

Священная летопись. Том второй

протоиерей Михаил Херасков (†1901)

Жертва всесожжения

В сию жертву употреблялись все роды жертвенных животных, но только мужеского пола. По заклании с обычными обрядами, жертвенное животное рассекалось на части, внутренности и ноги тщательно вымывались, и затем все это сожигалось всецело на жертвеннике, – отчего и произошло название жертвы. Только кожа снималась и отдавалась в пользу жреца (Лев.7:8). Если в жертву приносилась птица, то жрец просто свертывал ей голову, кровь выцеживал к стене жертвенника, ощипывал ее и – надломив крылья – предавал огню. Жертва всесожжения была самой древней (Быт.4:3, 4, 15:10) и священной. Самый пепел ее был великой святыней; с жертвенника священники убирали его не иначе, как во всех своих священных одеждах, и затем относили вне стана на чистое место (Лев.6:10,11). Значение жертвы всесожжения было то, что человек, ее приносящий, всего себя предает Богу. Достойно примечания, что жертва всесожжения, сверх нарочитых случаев сей жертвы, неизменно приносилась два раза в сутки – повечеру и поутру, и притом так, что вечерняя жертва курилась до утра, а утренняя до вечера (Лев.6:9,12); таким образом всесожжение непрерывно продолжалось на жертвеннике, и все остальные виды жертв по необходимости сливались с этим непрерывным всесожжением.

Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 14-17 Если же из птиц приносит он Господу всесожжение, пусть принесет жертву свою из горлиц, или из молодых голубей; священник принесет ее к жертвеннику, и свернет ей голову, и сожжет на жертвеннике, а кровь выцедит к стене жертвенника; зоб ее с перьями ее отнимет и бросит его подле жертвенника на восточную сторону, где пепел; и надломит ее в крыльях ее, не отделяя их, и сожжет ее священник на жертвеннике, на дровах, которые на огне: это всесожжение, жертва, благоухание, приятное Господу

Следуя по нисходящей степени ценности жертвенных материалов, законодатель указывает теперь обряд принесения всесожжения из птиц, именно горлиц (в зрелом возрасте) и голубей (молодых); те и другие в древней Палестине встречалась во множестве, особенно в известное время года (Иер VIII:7; Песн II:11–12), и, по крайней мере, голуби бывали и домашними (Ис IX:8). Указанные в качестве годного для всесожжения материала еще в видении Авраама, Быт XV:9, птицы обеих пород в законодательстве признаются такими, с одной стороны, для бедных, — чтобы жертвенное служение их Богу не встречало препятствий со стороны материальной необеспеченности (V:7–11; XII:8 и др.), с другой же стороны, в известных, точно определенных законом случаях, как-то: при очищении родильницы (XII:6), выздоровевшего от проказы (XIV:19 и д.), семеноточивого (ХV:14 и сл.), назорея (Чис VI:9–14). Обряд жертвоприношения птиц совершался гораздо проще, чем животных: ни руковозложение, ни другие упомянутые действия с жертвенным животным, здесь не имели места: священник лишь свертывал (malaq — ср. V:8) голову птице, не отделяя вовсе головы от туловища, но лишь открывая рану для получения крови, которая немедленно же выливалась к подножию жертвенника, а затем, отделив и бросив нечистоты, всю птицу сжигал, и пепел ее ссыпал к восточной стороне жертвенника (ср. IV:12; VI:11), 17 ст.: будучи важнейшею из жертв, выражая идею полного и совершенного служения Иегове, жертва всесожжения была поэтому в преимущественном смысле «благоуханием, приятным Господу».

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka