Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
и ни к какому умершему не должен он приступать: даже прикосновением к умершему отцу своему и матери своей он не должен осквернять себя.
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Ст.1-2. И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Аароновым, и скажи им: да не оскверняют себя прикосновением к умершему из народа своего; только к ближнему родственнику своему, к матери своей и к отцу своему, к сыну своему и дочери своей, к брату своему
Особенная чистота жизни и поведения священников должна была выражаться в удалении от всякого осквернения чрез прикосновение к умершим, в брачной жизни и в телесной чистоте и телесной непорочности, как необходимых условиях к приобретению права священнодействовать и к пользованию всеми правами священства, а также возбранены были им как неприличные их сану и унижающие священническое достоинство* знаки глубокой скорби по умершим: обритие головы, обрезание бороды, уязвление тела (Лев.21:5-6).
Строгость требования относительно чистоты жизни простиралась и на семейство священника: так, жрец не должен был брать в жену блудницу, изнасилованную и изгнанную мужем, а должен брать деву из своего рода или вдову, жену священника (Лев.21:7; Иез.44:22); дочь жреца, соблудившая, подвергалась смертной казни чрез сожжение (Лев.21:9).
Первосвященнику же возбранялось всякое выражение печали по умершим и прикасаться к телам даже отца и матери, чтобы не осквернить святости помазания своего (Лев.21:10-12). А в брак он должен был вступать только с «девою от рода своего» (Лев.21:13-15).
* В (Лев.21:6 ) говорится: «они должны быть святы Богу своему, не должны бесчестить имени Бога своего», во святилище которого служат.
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Георгий Константинович Властов (†1899)
Первосвященник, «на голову которого возлит елей помазания», должен быть выше всех земных привязанностей; он отрешен от всех земных уз, он не может ни прикасаться к трупу, ни выражать своей печали. Его значение для народа так велико, что он должен пожертвовать всеми наружными знаками печали, помня, что он предстоит не за себя одного, а за весь народ перед Иеговой. Если ему, как человеку, не воспрещен брак, то однако в случае смерти жены своей он не может коснуться и ее трупа, как трупа отца или матери, или детей своих (срав. Лев. 10 о смерти Надава и Авиуда и примечания). Внутренняя скорбь не вменялась в преступление, он только должен был силою воли не допускать себя до исполнения тех весьма часто нелепых и преувеличенных знаков печали, которые были в обычае у древних, а ныне у Азиатских полудиких народов.
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Какие требования предписывал закон относительно великого первосвященника? Соответственно высшему достоинству первосвященника, на голову которого возлит елей помазания, и требования относительно его были гораздо выше и строже (Лев.21:10–15). В знак печали по умершим, он не должен был дозволять себе не только вышеисчисленных резких выражений скорби, но и самых обыкновенных в тогдашнее время, например надрывать край одежд своих и даже обнажать голову, т. е. снимать кидар при отправлении своих обязанностей во святилище скинии. В случаях смерти самых ближайших своих родственников, даже отца или матери, он не должен был прикасаться к их телам и оплакивать их. В супружество же он мог брать только девицу из народа своего. Так как ветхозаветный первосвященник был прообразом новозаветного Великого Архиерея, Господа Иисуса Христа, то и в исчисленных требованиях законных относительно первосвященнического лица, св. отцы видят прообразовательное отношение к Иисусу Христу. Так запрещение обнажать голову и скидать кидар предъизображало – по св. Кириллу – непоколебимое и непереходящее священство Иисуса Христа, о котором говорит ап. Павел (Евр.7:24). Воспрещение же оплакивать отца или матерь предъуказывало то великое достоинство Христа Спасителя, что Он имел Отцом своим святейшего и безгрешного Бога, а Матерью чистейшую и пренепорочную Деву; ибо плакать можно только о грешных и падших существах. Браком же ветхозаветного первосвященника с девой непорочной предъизображался, – по объяснению того же св. Кирилла, – таинственный союз Христа Спасителя с чистыми и непорочными душами верующих, составляющих церковь
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 10-15 Великий же священник из братьев своих, на голову которого возлит елей помазания, и который освящен, чтобы облачаться в священные одежды, не должен обнажать головы своей и раздирать одежд своих; и ни к какому умершему не должен он приступать: даже прикосновением к умершему отцу своему и матери своей он не должен осквернять себя. И от святилища он не должен отходить и бесчестить святилище Бога своего, ибо освящение елеем помазания Бога его на нем. Я Господь. В жену он должен брать девицу: вдову, или отверженную, или опороченную, или блудницу, не должен он брать, но девицу из народа своего должен он брать в жену; он не должен порочить семени своего в народе своем, ибо Я Господь, освящающий его
В обоих отношениях требования к первосвященнику являются еще более строги. В отношении траура первосвященнику, который всегда должен быть чистым, воспрещен плач погребальный, — конечно, лишь наружные, у восточных жителей всегда бурные и неумеренные проявления его (внутренняя молчаливая печаль не могла быть воспрещена), — даже по отце и матери: всякое прикосновение первосвященника к мертвому было бы осквернением святилища (по толкование иудейских авторитетов, впрочем, если бы первосвященник в безлюдном месте на дороге встретил непогребенного покойника, долгом его было погребение его). Относительно брака, в сравнении с правилами о священническом браке (ст. 7), первосвященнику сделано новое ограничение: предписывалось не брать в жены вдову (ст. 13–14); вдова во время сожительства с прежним мужем могла приобрести склонности, не соответствующие требованиям безукоризненной чистоты семейной жизни первосвященника. Подобные ограничения существовали у римлян относительно понтифекса, у афинян — в отношении царя.
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят: Прикосновение к умершим есть осквернение (Лев.21:11; Чис.19:11).
Ответ: Таково было ветхозаветное установление. В новозаветное время тело человека, облагодатствованное в таинствах, сподобляется быть храмом Святого Духа (1Кор.3:16, 6:19). Останкам святых человеков присуща благодать Божия. Почитание святых мощей и есть почитание присущей и действующей через них силы Божией. О каком осквернении здесь может быть речь? «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян.10:15).