вдову, или отверженную, или опороченную, [или] блудницу, не должен он брать, но девицу из народа своего должен он брать в жену;

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

21:13  В жену он должен брать девицу
21:14  вдову, или отверженную, или опороченную, блудницу, не должен он брать, но девицу из народа своего должен он брать в жену;
21:15  он не должен порочить семени своего в народе своем, ибо Я Господь , освящающий его.
   
      Почему жрецам дает Бог особый закон о браке?


Священнику надлежало быть образцом целомудрия и, чтобы род оставался беспримесным, не подавать никакого повода к оскорблению замышляющим поругание. Посему и Божественный апостол повелевает священнослужителю Божию имети свидетельство добро и от внешних, да не в поношение впадет и в сеть неприязнену (1Тим.3:7). Посему-то впадшую в блуд израильтянку закон повелевает убивать, а дочь жреца, отважившуюся на подобное дело, – сожигать (Лев.21:9). Бог по причине ропотливости иудеев запрещает также священнослужение тем, которые имеют какой-либо телесный порок (Лев.21:17), но под видом непроизвольных недостатков запрещает произвольные, ибо слепотою глаз дает разуметь лишение ведения, урезанием уха – преслушание, а отъятием носа – потерю рассудка, отсеченим руки – недостаток деятельности. Так должно разуметь и прочее. Поэтому и в жертву приносить повелевает Бог животных с неповрежденными членами, приносимым вразумляя приносящих, чтобы они здравыми имели деятельные силы души. Сверх же прочего, запрещает приносить животное, у которого «ятра изрезана или сокрушена» (Лев.22:24), потому что пекущийся о служении Богу должен быть способным к плодоношению добрых дел.

Толкование на книгу Левит

Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)

Лев.21:1-15

Ст.1-2. И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Аароновым, и скажи им: да не оскверняют себя прикосновением к умершему из народа своего; только к ближнему родственнику своему, к матери своей и к отцу своему, к сыну своему и дочери своей, к брату своему

      Особенная чистота жизни и поведения священников должна была выражаться  в удалении от всякого осквернения чрез прикосновение к умершим, в брачной жизни и в телесной чистоте и телесной непорочности, как необходимых условиях к приобретению права священнодействовать и к пользованию всеми правами священства, а также возбранены были им как неприличные их сану и унижающие священническое достоинство* знаки глубокой скорби по умершим: обритие головы, обрезание бороды, уязвление тела (Лев.21:5-6).
       Строгость требования относительно чистоты жизни простиралась и на семейство священника: так, жрец не должен был брать в жену блудницу, изнасилованную и изгнанную мужем, а должен брать деву из своего рода или вдову, жену священника (Лев.21:7; Иез.44:22); дочь жреца, соблудившая, подвергалась смертной казни чрез сожжение (Лев.21:9).
        Первосвященнику же возбранялось всякое выражение печали по умершим и прикасаться к телам даже отца и матери, чтобы не осквернить святости помазания своего (Лев.21:10-12). А в брак он должен был вступать только с «девою от рода своего» (Лев.21:13-15).

* В (Лев.21:6 ) говорится: «они должны быть святы Богу своему, не должны бесчестить имени Бога своего», во святилище которого служат.
 

Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные

протоиерей Михаил Херасков (†1901)

Ст.10-15 Великий же священник из братьев своих, на голову которого возлит елей помазания, и который освящен, чтобы облачаться в священные одежды, не должен обнажать головы своей и раздирать одежд своих; и ни к какому умершему не должен он приступать: даже прикосновением к умершему отцу своему и матери своей он не должен осквернять себя. И от святилища он не должен отходить и бесчестить святилище Бога своего, ибо освящение елеем помазания Бога его на нем. Я Господь. В жену он должен брать девицу: вдову, или отверженную, или опороченную, блудницу, не должен он брать, но девицу из народа своего должен он брать в жену; он не должен порочить семени своего в народе своем, ибо Я Господь, освящающий его.
 

Какие требования предписывал закон относительно великого первосвященника? Соответственно высшему достоинству первосвященника, на голову которого возлит елей помазания, и требования относительно его были гораздо выше и строже (Лев.21:10–15). В знак печали по умершим, он не должен был дозволять себе не только вышеисчисленных резких выражений скорби, но и самых обыкновенных в тогдашнее время, например надрывать край одежд своих и даже обнажать голову, т. е. снимать кидар при отправлении своих обязанностей во святилище скинии. В случаях смерти самых ближайших своих родственников, даже отца или матери, он не должен был прикасаться к их телам и оплакивать их. В супружество же он мог брать только девицу из народа своего. Так как ветхозаветный первосвященник был прообразом новозаветного Великого Архиерея, Господа Иисуса Христа, то и в исчисленных требованиях законных относительно первосвященнического лица, св. отцы видят прообразовательное отношение к Иисусу Христу. Так запрещение обнажать голову и скидать кидар предъизображало – по св. Кириллу – непоколебимое и непереходящее священство Иисуса Христа, о котором говорит ап. Павел (Евр.7:24). Воспрещение же оплакивать отца или матерь предъуказывало то великое достоинство Христа Спасителя, что Он имел Отцом своим святейшего и безгрешного Бога, а Матерью чистейшую и пренепорочную Деву; ибо плакать можно только о грешных и падших существах. Браком же ветхозаветного первосвященника с девой непорочной предъизображался, – по объяснению того же св. Кирилла, – таинственный союз Христа Спасителя с чистыми и непорочными душами верующих, составляющих церковь

Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 10-15 Великий же священник из братьев своих, на голову которого возлит елей помазания, и который освящен, чтобы облачаться в священные одежды, не должен обнажать головы своей и раздирать одежд своих; и ни к какому умершему не должен он приступать: даже прикосновением к умершему отцу своему и матери своей он не должен осквернять себя. И от святилища он не должен отходить и бесчестить святилище Бога своего, ибо освящение елеем помазания Бога его на нем. Я Господь. В жену он должен брать девицу: вдову, или отверженную, или опороченную, или блудницу, не должен он брать, но девицу из народа своего должен он брать в жену; он не должен порочить семени своего в народе своем, ибо Я Господь, освящающий его

В обоих отношениях требования к первосвященнику являются еще более строги. В отношении траура первосвященнику, который всегда должен быть чистым, воспрещен плач погребальный, — конечно, лишь наружные, у восточных жителей всегда бурные и неумеренные проявления его (внутренняя молчаливая печаль не могла быть воспрещена), — даже по отце и матери: всякое прикосновение первосвященника к мертвому было бы осквернением святилища (по толкование иудейских авторитетов, впрочем, если бы первосвященник в безлюдном месте на дороге встретил непогребенного покойника, долгом его было погребение его). Относительно брака, в сравнении с правилами о священническом браке (ст. 7), первосвященнику сделано новое ограничение: предписывалось не брать в жены вдову (ст. 13–14); вдова во время сожительства с прежним мужем могла приобрести склонности, не соответствующие требованиям безукоризненной чистоты семейной жизни первосвященника. Подобные ограничения существовали у римлян относительно понтифекса, у афинян — в отношении царя.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible