Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
вдову, или отверженную, или опороченную, [или] блудницу, не должен он брать, но девицу из народа своего должен он брать в жену;
Святые отцы
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Феодорит Кирский, блж. (†457)
21:14 вдову, или отверженную, или опороченную, блудницу, не должен он брать, но девицу из народа своего должен он брать в жену;
21:15 он не должен порочить семени своего в народе своем, ибо Я Господь , освящающий его.
Почему жрецам дает Бог особый закон о браке?
Священнику надлежало быть образцом целомудрия и, чтобы род оставался беспримесным, не подавать никакого повода к оскорблению замышляющим поругание. Посему и Божественный апостол повелевает священнослужителю Божию имети свидетельство добро и от внешних, да не в поношение впадет и в сеть неприязнену (1Тим.3:7). Посему-то впадшую в блуд израильтянку закон повелевает убивать, а дочь жреца, отважившуюся на подобное дело, – сожигать (Лев.21:9). Бог по причине ропотливости иудеев запрещает также священнослужение тем, которые имеют какой-либо телесный порок (Лев.21:17), но под видом непроизвольных недостатков запрещает произвольные, ибо слепотою глаз дает разуметь лишение ведения, урезанием уха – преслушание, а отъятием носа – потерю рассудка, отсеченим руки – недостаток деятельности. Так должно разуметь и прочее. Поэтому и в жертву приносить повелевает Бог животных с неповрежденными членами, приносимым вразумляя приносящих, чтобы они здравыми имели деятельные силы души. Сверх же прочего, запрещает приносить животное, у которого «ятра изрезана или сокрушена» (Лев.22:24), потому что пекущийся о служении Богу должен быть способным к плодоношению добрых дел.
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Ст.1-2. И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Аароновым, и скажи им: да не оскверняют себя прикосновением к умершему из народа своего; только к ближнему родственнику своему, к матери своей и к отцу своему, к сыну своему и дочери своей, к брату своему
Особенная чистота жизни и поведения священников должна была выражаться в удалении от всякого осквернения чрез прикосновение к умершим, в брачной жизни и в телесной чистоте и телесной непорочности, как необходимых условиях к приобретению права священнодействовать и к пользованию всеми правами священства, а также возбранены были им как неприличные их сану и унижающие священническое достоинство* знаки глубокой скорби по умершим: обритие головы, обрезание бороды, уязвление тела (Лев.21:5-6).
Строгость требования относительно чистоты жизни простиралась и на семейство священника: так, жрец не должен был брать в жену блудницу, изнасилованную и изгнанную мужем, а должен брать деву из своего рода или вдову, жену священника (Лев.21:7; Иез.44:22); дочь жреца, соблудившая, подвергалась смертной казни чрез сожжение (Лев.21:9).
Первосвященнику же возбранялось всякое выражение печали по умершим и прикасаться к телам даже отца и матери, чтобы не осквернить святости помазания своего (Лев.21:10-12). А в брак он должен был вступать только с «девою от рода своего» (Лев.21:13-15).
* В (Лев.21:6 ) говорится: «они должны быть святы Богу своему, не должны бесчестить имени Бога своего», во святилище которого служат.
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Какие требования предписывал закон относительно великого первосвященника? Соответственно высшему достоинству первосвященника, на голову которого возлит елей помазания, и требования относительно его были гораздо выше и строже (Лев.21:10–15). В знак печали по умершим, он не должен был дозволять себе не только вышеисчисленных резких выражений скорби, но и самых обыкновенных в тогдашнее время, например надрывать край одежд своих и даже обнажать голову, т. е. снимать кидар при отправлении своих обязанностей во святилище скинии. В случаях смерти самых ближайших своих родственников, даже отца или матери, он не должен был прикасаться к их телам и оплакивать их. В супружество же он мог брать только девицу из народа своего. Так как ветхозаветный первосвященник был прообразом новозаветного Великого Архиерея, Господа Иисуса Христа, то и в исчисленных требованиях законных относительно первосвященнического лица, св. отцы видят прообразовательное отношение к Иисусу Христу. Так запрещение обнажать голову и скидать кидар предъизображало – по св. Кириллу – непоколебимое и непереходящее священство Иисуса Христа, о котором говорит ап. Павел (Евр.7:24). Воспрещение же оплакивать отца или матерь предъуказывало то великое достоинство Христа Спасителя, что Он имел Отцом своим святейшего и безгрешного Бога, а Матерью чистейшую и пренепорочную Деву; ибо плакать можно только о грешных и падших существах. Браком же ветхозаветного первосвященника с девой непорочной предъизображался, – по объяснению того же св. Кирилла, – таинственный союз Христа Спасителя с чистыми и непорочными душами верующих, составляющих церковь
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 10-15 Великий же священник из братьев своих, на голову которого возлит елей помазания, и который освящен, чтобы облачаться в священные одежды, не должен обнажать головы своей и раздирать одежд своих; и ни к какому умершему не должен он приступать: даже прикосновением к умершему отцу своему и матери своей он не должен осквернять себя. И от святилища он не должен отходить и бесчестить святилище Бога своего, ибо освящение елеем помазания Бога его на нем. Я Господь. В жену он должен брать девицу: вдову, или отверженную, или опороченную, или блудницу, не должен он брать, но девицу из народа своего должен он брать в жену; он не должен порочить семени своего в народе своем, ибо Я Господь, освящающий его
В обоих отношениях требования к первосвященнику являются еще более строги. В отношении траура первосвященнику, который всегда должен быть чистым, воспрещен плач погребальный, — конечно, лишь наружные, у восточных жителей всегда бурные и неумеренные проявления его (внутренняя молчаливая печаль не могла быть воспрещена), — даже по отце и матери: всякое прикосновение первосвященника к мертвому было бы осквернением святилища (по толкование иудейских авторитетов, впрочем, если бы первосвященник в безлюдном месте на дороге встретил непогребенного покойника, долгом его было погребение его). Относительно брака, в сравнении с правилами о священническом браке (ст. 7), первосвященнику сделано новое ограничение: предписывалось не брать в жены вдову (ст. 13–14); вдова во время сожительства с прежним мужем могла приобрести склонности, не соответствующие требованиям безукоризненной чистоты семейной жизни первосвященника. Подобные ограничения существовали у римлян относительно понтифекса, у афинян — в отношении царя.