Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
И сказал Господь Моисею, говоря:
Прочие
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Ст.16-17.И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону: никто из семени твоего во все роды их, у которого на теле будет недостаток, не должен приступать, чтобы приносить хлеб Богу своему;
Какие телесные недостатки и почему служили препятствием к отправлению священнических обязанностей?
Препятствующими к священнослужению закон полагает следующие телесные недостатки: во-первых, природная уродливость, являющаяся в слепоте, хромоте, неравномерности членов* и горбатости; во-вторых, увечия: перелом ноги, перелом руки и поврежденность ятр (слав. «едино ятрный») и, в третьих, долговременные, даже неизлечимые, но не злокачественные болезни: сухота члена (или вообще сухоточность, слав. «гноеточив очима»), бельмо на глазу, короста и паршивость (Лев.21:18-20)**. Указанные недостатки (исключая слепоты) и болезни не по существу своему препятствовали отправление священнических обязанностей, т. е. при них жрец имел физическую возможность священнодействовать, но они служили нравственным препятствием к священнослужению; потому что приближение такого жреца к священным предметам могло «осквернить святилище Божие» (Лев.21:23). Закон смотрел на означенные недостатки и болезни, как на образы греховного повреждения и тления; по изъяснению бл. Феодорита, слепота глаз указывает на лишение ведения, урезание уха – на преслушание, отсечение руки – на недостаток деятельности: «так должно разуметь и прочее». Впрочем эти телесные недостатки или «пороки» не лишали священника права вкушать «хлеб Бога своего из великих святынь и из святынь» (Лев.21:22).
*Два слова подлинника: חָרֻם и שָרוּעֵ переданы в русском переводе одним: «уродливый». Но первое слово подлинника означает уродливую короткость члена тела, а второе – уродливую длинноту ; след. вообще здесь говорится об уродливой несоразмерности в членах. В переводе LХХ-ти: ἢ κολοβόφιν ἢ ὼτότμητος, – общий смысл тот же; но только поясняется, несоразмерность каких членов (именно членов лица, как более других заметных) нужно иметь здесь в виду.
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
В соответствие с тем, что жертвенные животные должны были быть без всякого телесного недостатка, постановил Господь, чтобы и жрецы не имели никаких телесных недостатков – не только видимых, но и сокровенных (Лев.21:17–21). Требование телесного здравия и благоприличия было внушением для священников, что они должны быть так же здравы и благоприличны в своих душах и сердцах, как и в своей внешности. «Ибо слепотой глаз, – рассуждает блаж. Феодорит, – дает Господь разуметь лишение ведения; урезанием уха – преслушание, отсечением руки – недостаток деятельности. Так должно разуметь и прочее». Одно только позволял закон людям из священнического рода, имевшим телесные недостатки, – это вкушать хлеб Бога своего из великих святынь и из святынь; от действительного же служения священнического он устранял их вовсе. Если же так строги и высоки были требования относительно ветхозаветных священников, то какой святости и чистоты потребует Господь на суде своем от новозаветных священников, приносящих в бескровную жертву тело и кровь самого Сына Божия?!…