Ветхий Завет:Быт.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Исх.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940Лев.123456789101112131415161718192021222324252627Чис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536Втор.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334Нав.123456789101112131415161718192021222324Суд.123456789101112131415161718192021Руф.12341Цар.123456789101112131415161718192021222324252627282930312Цар.1234567891011121314151617181920212223243Цар.123456789101112131415161718192021224Цар.123456789101112131415161718192021222324251Пар.12345678910111213141516171819202122232425262728292Пар.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435361Ездр.123456789102Ездр.123456789Неем.12345678910111213Тов.1234567891011121314Иудиф.12345678910111213141516Есф.123456789101Мак.123456789101112131415162Мак.1234567891011121314153Мак.1234567Иов.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142Пс.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151Притч.12345678910111213141516171819202122232425262728293031Еккл.123456789101112Песн.12345678Прем.12345678910111213141516171819Сир.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051Ис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566Иер.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152Плч.12345ПослИер.1Вар.12345Иез.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748Дан.1234567891011121314Ос.1234567891011121314Иоил.123Ам.123456789Авд.1Ион.1234Мих.1234567Наум.123Авв.123Соф.123Аг.12Зах.1234567891011121314Мал.12343Ездр.12345678910111213141516
Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
И сказал Господь Моисею, говоря:

Прочие

Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)

Лев.21:16-24

Ст.16-17.И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону: никто из семени твоего во все роды их, у которого на теле будет недостаток, не должен приступать, чтобы приносить хлеб Богу своему;


Какие телесные недостатки и почему служили препятствием к отправлению священнических обязанностей?

   
Препятствующими к священнослужению закон полагает следующие телесные недостатки: во-первых, природная уродливость, являющаяся в слепоте, хромоте, неравномерности членов* и горбатости; во-вторых, увечия: перелом ноги, перелом руки и поврежденность ятр (слав. «едино ятрный») и, в третьих, долговременные, даже неизлечимые, но не злокачественные болезни: сухота члена (или вообще сухоточность, слав. «гноеточив очима»), бельмо на глазу, короста и паршивость (Лев.21:18-20)**. Указанные недостатки (исключая слепоты) и болезни не по существу своему препятствовали отправление священнических обязанностей, т. е. при них жрец имел физическую возможность священнодействовать, но они служили нравственным препятствием к священнослужению; потому что приближение такого жреца к священным предметам могло «осквернить святилище Божие» (Лев.21:23). Закон смотрел на означенные недостатки и болезни, как на образы греховного повреждения и тления; по изъяснению бл. Феодорита, слепота глаз указывает на лишение ведения, урезание уха – на преслушание, отсечение руки – на недостаток деятельности: «так должно разуметь и прочее». Впрочем эти телесные недостатки или «пороки» не лишали священника права вкушать «хлеб Бога своего из великих святынь и из святынь» (Лев.21:22).

*Два слова подлинника: חָרֻם и שָרוּעֵ переданы в русском переводе одним: «уродливый». Но первое слово подлинника означает уродливую короткость члена тела, а второе – уродливую длинноту ; след. вообще здесь говорится об уродливой несоразмерности в членах. В переводе LХХ-ти: ἢ κολοβόφιν ἢ ὼτότμητος, – общий смысл тот же; но только поясняется, несоразмерность каких членов (именно членов лица, как более других заметных) нужно иметь здесь в виду.

**Талмудисты увеличивают число отдельных недостатков, возбранявших служение, до 142.


 

Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные

протоиерей Михаил Херасков (†1901)

Ст.16-21 И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону: никто из семени твоего во роды их, у которого будет недостаток, не должен приступать, чтобы приносить хлеб Богу своему; никто, у кого на теле есть недостаток, не должен  приступать, ни слепой, ни хромой, ни уродливый, ни такой, у которого переломлена нога или переломлена рука, ни горбатый, ни с сухим членом, ни с бельмом на глазу, ни коростовый, ни паршивый, ни с поврежденными ятрами; ни один человек из семени Аарона священника, у которого есть недостаток, не должен приступать, чтобы приносить жертвы Господу; недостаток, поэтому не должен он приступать, чтобы приносить хлеб Богу своему;

В соответствие с тем, что жертвенные животные должны были быть без всякого телесного недостатка, постановил Господь, чтобы и жрецы не имели никаких телесных недостатков – не только видимых, но и сокровенных (Лев.21:17–21). Требование телесного здравия и благоприличия было внушением для священников, что они должны быть так же здравы и благоприличны в своих душах и сердцах, как и в своей внешности. «Ибо слепотой глаз, – рассуждает блаж. Феодорит, – дает Господь разуметь лишение ведения; урезанием уха – преслушание, отсечением руки – недостаток деятельности. Так должно разуметь и прочее». Одно только позволял закон людям из священнического рода, имевшим телесные недостатки, – это вкушать хлеб Бога своего из великих святынь и из святынь; от действительного же служения священнического он устранял их вовсе. Если же так строги и высоки были требования относительно ветхозаветных священников, то какой святости и чистоты потребует Господь на суде своем от новозаветных священников, приносящих в бескровную жертву тело и кровь самого Сына Божия?!…

Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka