Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
только к ближнему родственнику своему, к матери своей и к отцу своему, к сыну своему и дочери своей, к брату своему
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Ст.1-2. И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Аароновым, и скажи им: да не оскверняют себя прикосновением к умершему из народа своего; только к ближнему родственнику своему, к матери своей и к отцу своему, к сыну своему и дочери своей, к брату своему
Особенная чистота жизни и поведения священников должна была выражаться в удалении от всякого осквернения чрез прикосновение к умершим, в брачной жизни и в телесной чистоте и телесной непорочности, как необходимых условиях к приобретению права священнодействовать и к пользованию всеми правами священства, а также возбранены были им как неприличные их сану и унижающие священническое достоинство* знаки глубокой скорби по умершим: обритие головы, обрезание бороды, уязвление тела (Лев.21:5-6).
Строгость требования относительно чистоты жизни простиралась и на семейство священника: так, жрец не должен был брать в жену блудницу, изнасилованную и изгнанную мужем, а должен брать деву из своего рода или вдову, жену священника (Лев.21:7; Иез.44:22); дочь жреца, соблудившая, подвергалась смертной казни чрез сожжение (Лев.21:9).
Первосвященнику же возбранялось всякое выражение печали по умершим и прикасаться к телам даже отца и матери, чтобы не осквернить святости помазания своего (Лев.21:10-12). А в брак он должен был вступать только с «девою от рода своего» (Лев.21:13-15).
* В (Лев.21:6 ) говорится: «они должны быть святы Богу своему, не должны бесчестить имени Бога своего», во святилище которого служат.
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Георгий Константинович Властов (†1899)
2. только к ближнему родственнику своему, к матери своей и к отцу своему, к сыну своему и дочери своей, к брату своему
3. и к сестре своей, девице, живущей при нем и не бывшей замужем, можно ему прикасаться, не оскверняя себя;
Священникам предписывается соблюдать высший уровень телесной и нравственной чистоты в этом «народе святом», который весь должен был удаляться от осквернения. Для первосвященника постановлены ниже (Лев. 21:10-11) еще более строгие правила. Правила для священников делятся на два отдела: на запрещение осквернять себя трупами и похоронными обрядами и на запрещение осквернять себя недозволенными браками и допускать блуд в семье своей. В стихах 1–3 указывается, что только к трупам отца, матери, детей своих, родного брата и сестры, если только она девица, может он прикасаться и плакать о них. Священник мог, по-видимому, присутствовать при кончине и погребении лишь тех лиц, которые жили с ним в одном доме. По Чис. 19:14, труп, лежавший в доме или шатре, делал дом и шатер нечистыми и осквернял всех входящих в это помещение. Священник, в случае кончины ближайшего родственника, упомянутого выше, мог оставаться в шатре или доме, где умер и лежал покойник. Но первосвященник, который никогда не мог быть нечистым, должен был оставлять вероятно дом свой, если в нем был кто-либо близок к смерти. Весьма вероятно, впрочем, мнение, что первосвященник всегда жил отдельно от семьи, имея особый дом или шатер, где его могли навешать члены семьи, но где он мог и уединяться в случае осквернения дома обрядовою нечистотою. Трапезы же совершались в общем семейном доме первосвященника, где он с семьею по закону совершал и Пасху.
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
В чем состояли требования относительно жизни ветхозаветных священников? Во-первых, от них требовалось такое трезвенное постоянство в своих священных обязанностях, такая глубокая и всецелая преданность служению Иеговы, что они не могли быть отвлекаемы от оного даже погребальными обрядами над умершими родственниками, а, тем более, над кем-либо из народа; ибо неизбежные при сих обрядах прикосновения к трупам умерших или к их жилищам и вещам, могли бы их сделать по закону нечистыми на известный срок (Чис.19:11 и след.) и таким образом воспрепятствовать им входить в святилище (Лев.21:1–6). Только самых ближайших родственников: отца, мать, сына, дочь, брата и девствующую сестру позволялось им оплакивать. Но и в сих законных скорбных случаях от них требовалась такая умеренность и достоинство, такое господствование над земными чувствованиями и покорность Иегове, что они не должны были дозволять себе никаких выражений скорби, которые обличали бы в них малодушие и отчаяние или даже могли бы искажать как-нибудь их наружный вид, и таким образом унижать их священническое достоинство пред мирскими (внешними) людьми. Так, например, им не дозволялось в знак печали брить головы и подстригать край бороды своей, а тем паче – по языческому обыкновению – делать нарезы на теле своем, ибо это было бы бесчестьем для святого имени Иеговы. Во-вторых, от священников требовалось, чтобы они не только сами соблюдали строгую чистоту нравов, но чтобы и семейства свои охраняли от всякого позорного пятна. Посему священнику воспрещалось жениться на опороченной девице или на женщине, отверженной своим мужем, дабы сии личности не внесли с собой разврата и в семейство служителя Иеговы. Только невинная дева или благочестивая вдова священническая (Иез.44:22) могли сделаться женой священника. В тех же видах ограждения чести священнической, закон – не в пример прочим – осуждал на сожжение соблудившую дочь священника.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 1-3 И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Аароновым, и скажи им: да не оскверняют себя прикосновением к умершему из народа своего; только к ближнему родственнику своему, к матери своей и к отцу своему, к сыну своему и дочери своей, к брату своему и к сестре своей, девице, живущей при нем и не бывшей замужем, можно ему прикасаться, не оскверняя себя
Если и весь народ израильский, как избранный Богом в народ священнический, имевший быть посредником между Иеговою и всем внезаветным человечеством, должен был строго соблюдать все предписания закона о духовной и физической чистоте и святости, то тем более строгие требования в этом отношении предписываются священникам. Круг дозволенного здесь для священников, а особенно для первосвященника, более тесен и ограничен. «Священнику надлежало быть образцом целомудрия, и чтобы род оставался беспримесным, не подавать повода к оскорблению замышляющим поругание» (блаж. Феодорит, вопр. 30). Требования к священникам в отношении духовно-телесной чистоты разделяются на 3 группы: 1) запрещение оскверняться трупами и погребальным трауром (ст. 1, 10–12); 2) запрещение жениться на вдове, блуднице, отверженной, иностранке (ст. 7–8, 13–15); 3) запрещение священства для лиц, имеющих телесные недостатки (ст. 17–23). Как служители святилища Бога Живого, священники не должны иметь привязанности к обрядам смерти. Потому, хотя погребение умершего вообще считалось непременным долгом еврея, но священники могли погребать и оплакивать лишь ближайших и вместе живущих родственников, прикосновение к которым, след. и осквернение (Чис V:2; VI:6; XIX:14), было неизбежно: мать, отца, сына, дочь и сестру-девицу, живущую при нем. О жене не упомянуто (как и в Иез XLIV:25). На жену видят указание (на основании Таргума Ионафана) в запрещении ст. 4 не прикасаться к кому-либо в народе (ср. Иез XXIV:16–18), хотя весьма сомнительно, чтобы совершение последнего долга было воспрещено священнику в отношении жены, которая, по Быт II:23–24, есть одна плоть с мужем (Vulg.: ст. 4: nec in principe populi su contaminatur; так и Онкелос; но контекст речи ничего не говорит о «князе народа»).