Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
ни горбатый, ни с сухим членом, ни с бельмом на глазу, ни коростовый, ни паршивый, ни с поврежденными ятрами;
Святые отцы
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 18-20 Человек хром, или слеп. Под образом слепого представлен здесь человек, у которого душевные очи ослеплены вожделением временного. Или корносый. Сим изображается человек, у которого душевное обоняние отверсто для зловония гнусных страстей, и заключено для благоуханий памятования о Господе. Или ухорезан. В сем, как бы перстом, указуется человек, в слухе которого не остается памятования о заповедях Божиих, и который легко забывает слышанное им, по привязанности своей к сообществу людей злых. Или сгорблен. Это образ человека, который уклоняется от попечения о небесном, и обращается к делам мертвым сынов земли. Или бельмоочен. Ему подобен человек, который после того, как откровением таин отверсты ему были внутренние очи, тиною мирских попечений повредил и утратил ясность своего зрения. Или горбат. В сем образе закон отлучает от духовного священства всех тех, которые обременены попечением о делах мертвых. Или единоятрный. Под сим образом воспрещается возводить на духовную степень человека, который почитается наученным, но в делах своих не показывает того, чему учит других. Или прокаженный, или изливающий семя. Под сим образом отлучаются от служения во святилище и изгоняются те, в которых сохраняются памятование и зависть ветхого человека. Ему же есть сокрушение ноги. Сокрушил ногу, кто из мысли своей изгнал памятование о небесном. Ему же есть сокрушение руки. Сокрушил руку, кто изгнал из помышления своего попечение о добром и о небесном, и заключил уста свои для славословия. Или малорослый. Сим явно указуется на человека, который не хочет возвыситься душою, потому что любит пресмыкаться во прахе, и которому противно ходить в прямом положении, чтобы освободиться от рабства чреву. Или у кого нет волос в бровях. Это образ человека, который утратил целомудрие; грешит и нечествует без стыда и не краснея. Или кто не видит с отверстыми глазами. Это человек, у которого греховная мгла помрачила ясность духовного зрения. Таковых закон удаляет от приношения жертв в святилище, но дозволяет им вкушать от святого; потому что священник преподает им таинства, не для услаждения их, как совершенным, но для очищения их грехов, как грешным.
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Ст.16-17.И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону: никто из семени твоего во все роды их, у которого на теле будет недостаток, не должен приступать, чтобы приносить хлеб Богу своему;
Какие телесные недостатки и почему служили препятствием к отправлению священнических обязанностей?
Препятствующими к священнослужению закон полагает следующие телесные недостатки: во-первых, природная уродливость, являющаяся в слепоте, хромоте, неравномерности членов* и горбатости; во-вторых, увечия: перелом ноги, перелом руки и поврежденность ятр (слав. «едино ятрный») и, в третьих, долговременные, даже неизлечимые, но не злокачественные болезни: сухота члена (или вообще сухоточность, слав. «гноеточив очима»), бельмо на глазу, короста и паршивость (Лев.21:18-20)**. Указанные недостатки (исключая слепоты) и болезни не по существу своему препятствовали отправление священнических обязанностей, т. е. при них жрец имел физическую возможность священнодействовать, но они служили нравственным препятствием к священнослужению; потому что приближение такого жреца к священным предметам могло «осквернить святилище Божие» (Лев.21:23). Закон смотрел на означенные недостатки и болезни, как на образы греховного повреждения и тления; по изъяснению бл. Феодорита, слепота глаз указывает на лишение ведения, урезание уха – на преслушание, отсечение руки – на недостаток деятельности: «так должно разуметь и прочее». Впрочем эти телесные недостатки или «пороки» не лишали священника права вкушать «хлеб Бога своего из великих святынь и из святынь» (Лев.21:22).
*Два слова подлинника: חָרֻם и שָרוּעֵ переданы в русском переводе одним: «уродливый». Но первое слово подлинника означает уродливую короткость члена тела, а второе – уродливую длинноту ; след. вообще здесь говорится об уродливой несоразмерности в членах. В переводе LХХ-ти: ἢ κολοβόφιν ἢ ὼτότμητος, – общий смысл тот же; но только поясняется, несоразмерность каких членов (именно членов лица, как более других заметных) нужно иметь здесь в виду.
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
В соответствие с тем, что жертвенные животные должны были быть без всякого телесного недостатка, постановил Господь, чтобы и жрецы не имели никаких телесных недостатков – не только видимых, но и сокровенных (Лев.21:17–21). Требование телесного здравия и благоприличия было внушением для священников, что они должны быть так же здравы и благоприличны в своих душах и сердцах, как и в своей внешности. «Ибо слепотой глаз, – рассуждает блаж. Феодорит, – дает Господь разуметь лишение ведения; урезанием уха – преслушание, отсечением руки – недостаток деятельности. Так должно разуметь и прочее». Одно только позволял закон людям из священнического рода, имевшим телесные недостатки, – это вкушать хлеб Бога своего из великих святынь и из святынь; от действительного же служения священнического он устранял их вовсе. Если же так строги и высоки были требования относительно ветхозаветных священников, то какой святости и чистоты потребует Господь на суде своем от новозаветных священников, приносящих в бескровную жертву тело и кровь самого Сына Божия?!…
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 17-24 скажи Аарону: никто из семени твоего во все роды их, у которого на теле будет недостаток, не должен приступать, чтобы приносить хлеб Богу своему; никто, у кого на теле есть недостаток, не должен приступать, ни слепой, ни хромой, ни уродливый, ни такой, у которого переломлена нога или переломлена рука, ни горбатый, ни с сухим членом, ни с бельмом на глазу, ни коростовый, ни паршивый, ни с поврежденными ятрами; ни один человек из семени Аарона священника, у которого на теле есть недостаток, не должен приступать, чтобы приносить жертвы Господу; недостаток на нем, поэтому не должен он приступать, чтобы приносить хлеб Богу своему; хлеб Бога своего из великих святынь и из святынь он может есть; но к завесе не должен он приходить и к жертвеннику не должен приступать, потому что недостаток на нем: не должен он бесчестить святилища Моего, ибо Я Господь, освящающий их
Чистота и святость священства, обусловленная святостью призвания и служения его, требовала и физической беспорочности лиц, приступающих к жертвеннику Иеговы. Поэтому те члены колена Левия и фамилии Аарона, которые имели какой-либо телесный недостаток, — в пример этих недостатков библейский текст называет 12 (евр. термины допускают неодинаковое понимание, как видно уже из сравнения слав. и русск. перев. в ст. 18 и 20), а традиция насчитывала свыше 50, — тем самым исключались от служения алтарю (ст. 17, 21, 23), хотя, как не виновные в этой непригодности своей к священнослужению, они и не почитались нечистыми, и им предоставлена была высокая честь вкушения частей жертв — «великих святынь и святынь» (ст. 22; см. гл. VII:27–28). Основания данной статьи закона блаж. Феодорит (вопр. 30) определяет так: «Бог, по причине ропотливости иудеев, запрещает священнослужение тем, которые имеют какой-либо телесный порок, но подвидом непроизвольных недостатков запрещает произвольные; ибо слепотою глаз дает разуметь лишение ведения; урезанием уха — преслушание, а отнятием носа — потерю рассудка, отсечением руки — недостаток деятельности».