Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.12345678910111213141516171819202122Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.1234562Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.13Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Левит 22:11
если же священник купит себе человека за серебро, то сей может есть оную; также и домочадцы его могут есть хлеб его.
Прочие
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Георгий Константинович Властов (†1899)
11. если же священник купит себе человека за серебро, то сей может есть оную; также и домочадцы его могут есть хлеб его.
Очень замечательный закон, из которого видно, что раб, купленный за серебро, наравне с домочадцами священника может есть «святыни», а поселенец и наемник, не принятые в общину Израилеву, не имеют право коснуться ее. Мы указываем на это различие, как на доказательство, что рабы находились в среде Израиля в совершенно другом положении, чем в среде других народов. Мы напоминаем еще, что домочадцы священника могли есть только «святыни», т. е. грудь и правое плечо мирных жертв (Лев. 7:31-35). Что же касается «великих святынь» (Лев. 6:25-29), то они могли съедаться лишь на дворе скинии, на святом месте, притом только мужчинами из рода священников. Это были не вознесенные на жертвеннике части жертвы греха и жертвы повинности (срав. Лев. 7:1-2).
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Только члены его семьи, в число которых возвращалась и овдовевшая бездетная дочь священника, хотя бы в замужестве она была и за посторонним (мирским) человеком. Купленные за серебро люди причислялись также к семье священника, ибо в древности рабы считались вообще полнейшей собственностью хозяина. Все же остальные люди, хотя бы они и жили в доме священника, не могли прикасаться не только к жертвенным (великим) святыням, но и просто ко всему посвященному Богу и приносимому в дар алтарю. Чрез сие закон имел целью возвысить как служение, так и само сословие жреческое в глазах не только народа, но и самих жрецов. Да не забывают и новозаветные иереи высоты своего звания и чести своего великого сана!..
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 10-16 Никто посторонний не должен есть святыни; поселившийся у священника и наемник не должен есть святыни; если же священник купит себе человека за серебро, то сей может есть оную; также и домочадцы его могут есть хлеб его. Если дочь священника выйдет в замужество за постороннего, то она не должна есть приносимых святынь; когда же дочь священника будет вдова, или разведенная, и детей нет у нее, и возвратится в дом отца своего, как была в юности своей, тогда она может есть хлеб отца своего; а посторонний никто не должен есть его. Кто по ошибке съест что-нибудь из святыни, тот должен отдать священнику святыню и приложить к ней пятую ее долю. Священники сами не должны порочить святыни сынов Израилевых, которые они приносят Господу, и не должны навлекать на себя вину в преступлении, когда будут есть святыни свои, ибо Я Господь, освящающий их
Речь идет уже не о «великих святынях» (частях жертв греха, вины см. VI:25–30), который могли вкушать только мужчины фамилии Аарона (VI:16–18), а просто о святынях, т. е. остатках мирной жертвы, достававшихся священникам. Называется несколько случаев запрещения и разрешения вкушения этих святынь разным лицам, стоящим в известной степени к святыням, — случаев, весьма характерных для духа закона и теократии Ветх. Завета 1-й случай: поселенец и наемник священника, не принявший обрезания, как чуждый (евр. zar) теократии, не может вкушать святыни, напротив раб купленный за серебро, — по обрезании сделавшийся членом семьи не только в бытовом, но и в религиозно-богослужебном отношении (Исх ХII:44; см. Быт XVII:23), — мог наравне с домочадцами есть «святыни» (ст. 10–11). 2-й случай: дочь священника — замужняя — имеет право вкушать «святыни» лишь тогда, когда состоит в замужестве со священником же; находясь же в браке за посторонним (евр. isch zar, Vulg.: cuilibet ex populo nupta) — мирянином, она теряла это право, и лишь вдовство или развод с ним и возвращение в дом отца-священника, как бы на положении девицы (kineurejah, Vulg.: sicut puella) возвращало его ей. 3-й случай: приносящий мирную жертву мог по ошибке употребить для своей трапезы и части, принадлежащие священникам; тогда, по общему правилу о ненамеренных нарушениях прав святилища, он (ср. V:14) возвращал неправильно взятое, с прибавлением 1/5.