Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Левит 23:1
И сказал Господь Моисею, говоря:
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Общее значение (идея) всех Еврейских праздников открывается в храктере празднования еженедельной субботы, так что суббота есть основа и центр всех праздников народа Божия. Празднование же субботы состояло: во-первых, в покое (евр. שׅבָּה шаббат` от שָכׅח – «упокоиваться от дел, праздновать») от всякого дела в воспоминание покоя Божия, последовавшего после шести дней творения (Исх.20:8-11), и в воспоминание промыслительно-спасительного дела избавления Богом Евреев от рабского труда в Египте (Втор.5:12-15); во-вторых, в богослужебном «священном собрании», при чем общество верующих в усугублении ежедневной жертвы всесожжения (Числ.28:9-10) выражало всецелую готовность жертвовать Богу своею жизнью и в поставлении хлебов предложения (Лев.24:8) посвящало плоды дел своих Богу. Таким образом значение субботнего празднования состояло во-первых в том, что верующий отчасти предвкушал блаженное упокоение от своих суетных дел труда участием в результатах творения и промышления Бога о спасении всех, а, главное, преобразовательно стремился к участию в «субботстве людей Божиих» в царстве славы (Евр.4:1-3 и Евр.4:9-10), и во-вторых – в том, что такое участие в результатах творения и промышления Бога могло быть достигнуто только чрез освящение от Бога грешной человеческой природы и чрез подвиги благочестия и добродетели. Посему фактическое освящение всех Еврейских праздников должно было выражаться в покое от обыденных будничных работ на поддержание своей жизни, участием в церковном богослужении, посильным приношением в пользу храма и священнослужащих (– «да не явишися предо Мною тощь» – Исх.13:15) и в благотворительности. – И так каждый из Еврейских праздников есть суббота, как они и называются в Свящ. Писании*. Кроме того, суббота, как седьмой день недели, имеет центральное значение в ряду всех других праздников; потому что в них выдерживается и является священное седмиричное число. Так, напр. в соответствие седьмому дню недели, субботе, празднуется седьмой субботний месяц, седьмой субботний год и после семи субботних годов юбилейный (50-ый) год. Годовых праздников также семь, а в них ровно семь дней, назначенных для субботнего покоя и для священных собрата (– два дня в седмицу праздника опресноков, один день праздн. пятидесятницы, один день праздн. труб, один день праздн. очищения и два дня в пр. кущей), и наконец два главнейших годовых праздника: опресноков и кущей продолжаются по семи дней
* См. Лев.23:35,19:3,30 и др. Кроме того, субботою называется целая седмица, неделя, напр. Лев.23:15-16 (слав. и русск. «седмицы» – «неделя», а в подл. субботы), или Лк.18:12 («двакраты в субботу"…) и др.
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Георгий Константинович Властов (†1899)
1. И сказал Господь Моисею, говоря:
2. Объяви сынам Израилевым, и скажи им о праздниках Господних, в которые должно созывать священные собрания; вот праздники Мои:
3. Шесть дней можно делать дела, а в седмый день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших.
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Ст.1-3 И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им о праздниках Господних, в которые должно созывать священные собрания. Вот праздники Мои: шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших.
Законом о субботе, во-первых, предписывалось под страхом смерти соблюдать самый строжайший покой от дел житейских (Лев.23:3. Срав. Исх.31:13–16. Чис.15:32). Воспрещалось даже возжигать огонь в сей день (Исх.35:2,3), а ходьба дозволялась только на самое близкое расстояние (Деян.1:12; Мф.24:20). Но, без всякого сомнения, дела благочестия или же необходимости, подобно тому, как и богослужебные дела при скинии, вполне были согласны с духом ветхозаветного субботствования, как неоднократно внушал Спаситель фарисеям (Мф.12:5; Лк.13:15). Что касается жертв, то в субботу предписывалось удвоять ежедневную утреннюю и вечернюю жертву всесожжения (Чис.28:8–10), состоявшую обыкновенно из агнца, муки, елея, вина и фимиама (Чис.29:38–42). Наконец, к субботним обрядам относилось то, что священники еженедельно переменяли в субботний день хлебы на трапезе предложения (Лев.24:8).
Что касается значения и цели установления субботы, то они состояли в том, во-первых, чтобы люди благоговейно вспоминали сотворение мира и прославляли Создателя, почившего в день седьмой от всех дел своих, за Его щедроты, рассыпанные во вселенной, – как-то видно из книги Бытия (Быт.2:3). Во-вторых, покой субботний должен был напоминать благодарным израильтянам о чудесном избавлении их от рабства египетского, как то видно из Втор.5:15. В третьих, заповедав сынам израильским хранить и праздновать субботу в роды свои, как завет вечный (т. е. навсегда), Господь положил сей праздник таинственным знамением или прообразом вечного покоя и блаженного субботствования в будущей жизни, назначенного истинным сынам израилевым, – как говорится в книге Исход (Исх.31:14,17). Наконец, субботний покой установлен был для отдыха от недельных трудов не только людям, но и рабочим животным, – как говорится во Втор.5:14.