Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Левит 25:10
и освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Василий Великий, свт. (†379)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Беда Достопочтенный, прп. (†735)
Прочие
- Климент Александрийский, пресв. (†215)
- Магн Аврелий Кассиодор (†580)
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
и освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя
После семи седмин лет, то есть, в год пятидесятый, провозглашена будет свобода находящимся в рабстве, и возвращение каждому того, чего он был лишен за грехи свои.
Василий Великий, свт. (†379)
и освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя
Семь седмиц лет составляли знаменитый в древности юбилей, в который и земля субботствовала, и было прощение долгов, освобождение от рабства, и как бы восстанавливалась новая жизнь в новом порядке, а прежняя благодаря седмеричному числу получала некий вид окончания. И это образы сего века, который протекает у нас в семидневном круговращении и в который за грехи менее тяжкие по человеколюбивой попечительности благого Владыки возлагаются наказания, чтобы не предавать нас мучению в нескончаемый век.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет, а в седьмой пусть выйдет на волю даром
Каждый еврей равно творит Пасху и на седьмой год становится свободным, а в год юбилея, то есть пятидесятый, всякое владение возвращается к владельцам. Это говорится не о настоящем, но о будущем. Ибо шесть дней века сего пробыв в рабстве, в день седьмой, или в вечную субботу, мы будем свободны, если, однако, хотим быть свободными, пока еще пребываем в рабстве, в веке сем. Если же не хотим, то ухо наше будет проколото во свидетельство непослушания, и с женой и детьми нашими, которых мы предпочли свободе, то есть с плотью и делами ее, мы окажемся в вечном рабстве.
Беда Достопочтенный, прп. (†735)
и освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя
Поскольку пятидесятый год в Законе юбилейный, который велено называть отпускным или сменным, когда народ отдыхает от всяких трудов и освобождается от всех долгов и рабы становятся свободными, то этот год выделяется особыми почестями и божественным прославлением по сравнению с другими. Поэтому этим числом обозначается сам покой высшего мира, когда, как говорит апостол, при трубящей последней трубе мертвые восстанут и мы изменимся в славу: тогда прекратятся труды этого века и тяжкие долги за все грехи будут отменены. Тогда весь народ избранный в едином созерцании Божественного посещения возрадуется, исполняя это вожделенное повеление Господа и Спасителя нашего: Остановитесь и познайте, что Я — Бог (Пс 45:11).
Гомилии на Евангелия
Мы читаем в Законе, что пятидесятый год - юбилейный, то есть отпускной или сменный, и что в этот год предписано отзывать весь народ, чтобы отдыхал он от всякой работы на земле и освобождался от всех долгов. И в Новом Завете мы знаем о благодати Святого Духа в день Пятидесятницы, то есть в пятидесятый день по Воскресении Господа, когда Он сошел на апостолов и Своим схождением освятил начало рождающейся Церкви. Стало быть, это число обозначает либо благодать Святого Духа, либо радость будущего блаженства, к которой можно приступить через дар того же Духа, лишь в причастии Которого можно истинно упокоиться и ликовать, насколько это можно себе представить.
Климент Александрийский, пресв. (†215)
Закон утверждает одновременно и правосудие, и благость Божию, которые всем доставляют пропитание в изобилии. Точно так же и сборщикам винограда возбраняется возвращаться за забытыми гроздьями или поднимать упавшие (Лев.19:9). В равной мере эта заповедь применима и к собирателям олив. Наконец, десятины с плодов и стад учили евреев благодарить Бога и стремиться не только к прибыли, но и уделять нечто ближнему. Я полагаю, что благодаря этим десятинам и начаткам получали пропитание священнослужители. Ясно, что закон учит благочестию, призывает уделять от наших благ, призывает к справедливости и милосердию. Не он ли повелевает на седьмой год оставлять поле запущенным, дабы бедняк мог безвозмездно пользоваться плодами, которыми Бог в тот год его покроет, ибо сама природа брала на себя в этот год обработку поля для тех, кому угодно было воспользоваться ее щедротами (Лев.25:2-7). Как же после этого отказывать закону в благости и утверждать, будто он не учит справедливости? Относительно пятидесятого года он предписывает то же, что и для седьмого. Кроме того, в этот год закон возвращает землю каждому, у кого она прежде была отчуждена по какой-либо печальной необходимости. Устанавливая таким образом срок пользования землей, закон ограничивает алчность тех, кто жаждет приобретений, и оказывает сострадание тем, кто был наказан долгой нуждой, и не желает, чтобы наказание это длилось всю их жизнь.
Магн Аврелий Кассиодор (†580)
и освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя
Не случайно и это число [50], поскольку оно соответствует юбилейному году, который у евреев отменял прежние сделки и обязательства и который в Книге Левит всем обитателям земли Господь заповедует называть годом отпущения. Это число имеет отношение и к Пятидесятнице, когда после вознесения Господа на апостолов снизошел Дух Святой, совершающий чудеса и раздающий дары благодати. Так и этот псалом, поставленный под пятидесятым числом, если его чистым сердцем произносить, отпускает грехи, рукописание долга нашего уничтожает и нас от греховных долгов, как год отпущения, с помощью Божией соделывает свободными.
Изъяснения Псалмов
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Ст.8-12. И насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет; и воструби трубою в седьмой месяц, в десятый [день] месяца, в день очищения вострубите трубою по всей земле вашей; и освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя. Пятидесятый год да будет у вас юбилей: не сейте и не жните, что само вырастет на земле, и не снимайте ягод с необрезанных лоз ее, ибо это юбилей: священным да будет он для вас; с поля ешьте произведения ее.
Какое значение празднования юбилейного года?
Значение и цель празднования юбилея те же, какие выражаются и в праздновании субботнего года, только они в праздновании юбилея достигают. высшего своего развития и выражения. Так, идея покоя земли с ее произведениями и обитателями в юбилей имеет высшее свое выражение в том, что покой земли в этом случае продолжается с ряду целых два года (в седьмой субботний, т. е. 49-й год, и 50-й юбилейный) и что в этом случае долг прекращения земледелия, обеспечивающий главным образом продовольствие страны, Бог дает обетование о чудесном обильном урожае шестого (пред седьмым субботним) года (Лев.25:21-22). Затем идея свободы от рабства греху и тлению и возвращения потерянных чрез духовное обнищание благ в царстве Божием выражается во всей полноте в юбилейных узаконениях об освобождении рабов и о возвращении обнищавшим их недвижимых имуществ, а также и в том, что начало этого освобождения и возвращения имуществ провозглашалось трубным звуком именно в день очищения, когда все общество верующих получало разрешение и прощение грехов от Господа. Посему юбилейный год был прообразом того «лета Господнего благоприятного», когда Мессия, помазанный Духом Господним, явится «благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы» (Ис.61:1-2 ср. Лк.4:17-22).
Откуда нужно было Евреям начинать летосчисление для определения субботних и юбилейных годов?
Так как исполнение постановлений относительно субботнего и юбилейного годов, по смыслу закона (Лев.25:2 и др.), могло начаться только со времени завладения Евреями землею обетованною; то и начало счисления годов для определения субботних и юбилейных годов должно последовать с года действительного обладания Евреями Палестиною, именно со времени вступления Евреев во владение землею Ханаанскою при Иисусе Навине. А начало каждого субботнего и юбилейного года полагалось с осени (мес. Тисри) предшествующего года, как это можно заключать из постановления о провозглашении начала юбилея в 10 день месяца седьмого (Лев.25:9)
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Год
Год (величие, блеск) (по-евр. шана) (Быт.17:21) – высшая единица для измерения времени. Первоначальный год евреев был лунный, состоявший из 12 лунных месяцев, попеременно в 29 и 30 дней каждый, след., в еврейском лунном году насчитывалось только 354 дня. Впоследствии оказалась необходимость лунный год привести в соответствие с солнечным. С этой целью к последнему месяцу лунного года прибавляли еще один, тринадцатый месяц, Ве-Адар (прибавочный Адар), и таким образом у евреев получались годы простые и високосные.
Кроме того, евреи разделяли лунный год на гражданский и священный. С гражданского года, начинавшегося с месяца Тисри (с половины сентября), велись договоры, делались выборы властей, назначались годы субботний и юбилейный, означалось рождение детей и начало царствований. Священный год установлен после выхода евреев из Египта и начинался с весеннего равноденствия, т. е. с месяца Нисана (Исх.12:2), соответствующего нашему марту. По священному году считались праздники и священные времена. Этим же годом пророки означали время своих пророчеств и видений (Зах.7:1). Месяцы года гражданского и священного с их празднествами и соответствующими им временами года представляются в следующей таблице:
I. Весенние месяцы:
Авив (или месяц колосьев), или Нисан (Исх.12:2,18, Есф.8:9), и Тиар, или Зиф (3Цар.6:1-37). Первый соответствует марту, а второй апрелю.
Праздники в месяце Нисане:
14 – Заклание пасхального агнца.
15 – Пасха.
16 – Принесение Господу первых плодов весенних или винограда.
21 – Последний день Пасхи.
II. Летние:
Сиван (Вар.1:8), соответствующий нашему маю, и Тамуз (Иез.8:14), соответствующий июню. Праздники в месяце Сиван следующие:
6 – Пятидесятница и принесение Господу первых плодов жатвы: пшеницы или ячменя.
III. Месяцы жаркого времени:
Ав, соответствующий июлю, и Елул (Неем.6:15), соответствующий августу. Праздник в последнем месяце: 9 – Пленение храма вавилонянами и впоследствии римлянами.
IV. Теплого времени:
Афаним, или Ефаним, по пленении Вавилонском названный Тифи (3Цар.8:2), соответствующий сентябрю, и Бул, или Мархесван (3Цар.6:38), соответствующий октябрю. Праздники в первом из них:
1 – Праздник труб, или Нового года.
10 – День очищения.
15 – Праздник Кущей.
22 – Последний день сего праздника.
V. Осени и зимы:
Хаслев, или Кислев (Зах.7:1), соответствующий ноябрю, и Тевеф, соответствующий декабрю. Праздников в сих месяцах не было.
VI. Холодного времени: Севат, или Шеват, соответствующий январю, и Адар, соответствующий февралю (Есф.2:16, Есф.3:7).
14 и 15 числа последнего месяца был Праздник Пурим (Есф.9:18-21). Придаточный к 12 месяцам был второй Адар, иначе Веадар или Шени.
Особенными празднествами для евреев были: год субботний и юбилейный. Как каждый седьмой день недели и каждый седьмой месяц года, по закону Моисееву, был священным, так и каждый седьмой год должен был считаться священным (Исх.23:10-12, Лев.25:2-7, Втор.21:10-13). В этот год прекращалось земледелие, самородные плоды делались по всей земле общим достоянием, прощались должникам долги и всенародно читался Закон Божий. За исполнение Закона обещалось плодородие в последующий год. Из кн. Пар. можно видеть, что, кажется, не всегда строго соблюдалось празднование этого года (2Пар.36:20,21). Впрочем, по возвращении из плена субботний год праздновался неопустительно (1Мак.6:49). Еще более торжественным и радостным празднеством для евреев был год юбилейный, или 50-й (Лев.25:8,13). Пятидесятый год да будет у вас юбилей... священным да будет он для вас, заповедал сам Господь евреям (Лев.25:11,12). Особенности, отличавшие год юбилейный от простых годов и субботних, были следующие:
1) не возделывать полей и право на самородные плоды распространить на всех без исключения и без всяких ограничений (Лев.25:11,12);
2) прощать долги единоплеменным и отпускать единоплеменных рабов на свободу;
3) возвращать наследственные земли и имения прежним их владельцам, с некоторым вознаграждением лицу, ими пользовавшемуся пред началом юбилея (Лев.25:15,16);
4) как в субботний год, так и в юбилей предписывалось всенародно читать Закон Божий. Священное занятие сие, хотя предписываемое и во всякое время, несомненно делалось обязательнее и торжественнее в субботний год и юбилейный. Как субботний год начинался Праздником Кущей, так юбилейный начинался празднованием Дня очищения. Начало года означалось звуком труб, в которые было предписано священникам трубить по всей земле. И воструби трубою в седьмой месяц, в десятый день месяца, заповедал Господь Израилю, в день очищения вострубите трубою по всей земле (Лев.25:8-12). Этот величественный праздник был прообразом того лета свободы, которое с пришествием Христа должно было открыться в духовном царстве Его, лета Господня благоприятного (Лк.4:19).
Юбилей
Юбилей (протяжный, трубный звук) (Лев. 25:10-13, Чис.36:4) – у евреев каждый пятидесятый год. Как каждый седьмой год назывался субботним, так после семи субботних следующий пятидесятый год назывался юбилеем. Повеление Господа о юбилее было следующее: Насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет. И освяти пятьдесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее; да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя. Пятьдесятый год да будет у вас юбилей; не сейте и не жните, что само вырастет на земле, и не снимайте ягод с необрезанных лоз ее. Ибо это юбилей; священным он да будет для вас; с поля ешьте произведения ее (Лев.25:8-12).
С большой подробностью далее изложены особенности субботнего и юбилейного года и требования от народа, предъявляемые законом, которые заключаются в следующем: 1) не возделывать полей и право на самородные плоды распространить на всех без всяких ограничений, как сказано выше (Лев.25:11,12); 2) прощать долги единоплеменным и отпускать единоплеменных рабов на свободу (Втор.15:2); 3) возвращать наследственные земли и имения прежним их владельцам с некоторым вознаграждением лицу, пользовавшемуся ими пред началом юбилея, и с соблюдением некоторых условий (ст. 30–34). Как в субботний год, так и в юбилей предписывалось всенародно читать Закон Божий. Субботний год начинался праздником Кущей, юбилей – празднованием Дня очищения и трубным звуком, от которого и получил свое название.
Причины учреждения юбилея в основании своем были весьма мудрые, а именно:
1) Хозяйственные. Земля возделываемая нуждается в покое, без чего она истощалась бы и могла отказывать человеку в дарах своих. В субботний год на один год, а в юбилейный на два года прекращалось земледелие. Во все это время земля покоилась и возвращала истощенные свои силы и делалась способной к обильнейшему плодородию в следующие годы. Если скажете, говорит бытописатель, что же нам есть в седьмый год, когда мы не будем ни сеять, ни собирать произведений наших? Я (Господь) пошлю благословение Мое на вас в шестой год, и он принесет произведений на три года. И будете сеять в осмый год, но есть будете произведения старые до девятого года; доколе не поспеют произведения его, будете есть старое.
2) Гражданские. Прощение долгов и возвращение должникам их имущества по возможности уравнивало права и состояние граждан. Право собственности и личной свободы всегда и у всех народов считалось священным правом. Но по разным обстоятельствам, иногда непредвиденным, случается, что человек вынужден бывает продать или заложить свое имущество и даже самому отказаться от свободы и быть рабом или удалиться из отечества. Нищие всегда будут среди земли (Втор. 15:11). У евреев с наступлением субботнего года и юбилея возвращались человеку права его, его личная свобода, его имущество, и он снова становился лицом самостоятельным, свободным гражданином отечества, и государство снова имело в нем своего члена, способного исполнять свои обязанности и нести гражданские повинности. Берегись, говорится во Второзаконии, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: приближается седмый год, год прощения; и чтобы от того глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему. Помни, что и ты был рабом в земле Египетской, и избавил тебя Господь, Бог твой, потому Я сегодня и заповедую тебе сие (Втор.15:9,15).
3) Нравственные. Постановления года субботнего и юбилея относительно бедных и должников время от времени возбуждали, питали и поддерживали чувство истинной любви, уважения и благожелания к ближнему. С другой стороны, эти постановления поддерживали и возбуждали в бедных успокоение в Боге и Его провидении. Дай ему (и взаймы дай ему, сколько он просит и сколько ему нужно) и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое; ибо за то благословит тебя Господь Бог твой во всех делах твоих и во всем что будет делаться твоими руками. Когда же будешь отпускать его (раба) от себя на свободу, не отпусти его с пустыми руками; но снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего; дай ему чем благословил тебя Господь, Бог твой (Втор.15:10,13).
4) Таинственные. Постановления юбилейные сохраняли всегда в виду племя обетования до рождения Мессии, напоминали покой земли во время невинности человека, взывали всех к успокоению в Боге и Его провидении и прообразовали лето Господне приятное и возвращение небесного наследия.
Из Свящ. Писания известен один лишь случай по поводу постановления о юбилее. По смерти израильтянина Салпаада не осталось наследников мужского пола. Пять дочерей незамужних просили Моисея утвердить за ними удел отца их. Просьба их была уважена. Но затем возник вопрос: когда владелицы отцовского удела выйдут замуж в другое колено и с собой внесут свое наследство, то чрез это сократится удел колена отца их? И даже когда будет у сынов Израилевых юбилей, тогда удел их прибавится к уделу того колена, в котором они будут (женами), и от удела колена отцов наших отнимется удел их. В предупреждение сего и было такое постановление: наследницы удела после отца могут быть женами тех, кто понравится глазам их, только должны быть женами в племени колена отцов своих и удел их не переходил бы в другое племя, а оставался в племени отца их. Вследствие чего дочери Салпаада все пять вышли в замужество за сыновей дядей своих.
Георгий Константинович Властов (†1899)
Существует разногласие относительно того, который год – сорок девятый или пятидесятый – признавался юбилейным. Седьмая Седмица, по Еврейскому выражению, должна бы была совпадать с субботним годом, и это объяснение признается за более правильное, иначе было бы сряду два года пустования земли, что едва ли было в мысли законодателя. Мы говорили выше, что мы не имеем исторических следов празднования юбилейного года, хотя некоторые принимают выражение Иеремии пророка, «год посещения», за указание юбилейного года. Но мы, по смыслу слов Иеремии пророка, на которые указывает Кларк (Иер. 11:23; 23:12; 48:44), не можем согласится с этим мнением. Неправильное развитие и беспрерывные уклонения Израиля от закона, ему данного, были причиной того, что многие из великих законов, ему предписанных, не получили исполнения. Для нас здесь важна глубокая и обширная мысль, предвидящая все последствия пауперизма и регулирующая переделы земель до вступления в Палестину и до нарезки семейных участков и могущие обеспечить навсегда правильную жизнь народа Израильского. Мы повторяем, если бы все законы Господни были приведены в исполнение, то Израиль представил бы в истории пример образцового устройства народа, обладающего всеми гражданскими правами, равноправного во всех слоях общества, подчиняющегося лишь власти Господней и притом сильного и держащего в своих руках как главный путь торговых и военных сношений между Азией и Африкой, так и посредством средиземных портов своих влияние на Средиземном море, а посредством Ецион Габера ключ к торговле с Индией и Цейлоном.
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Законы об юбилейном годе (Лев.25:8-22)
Седьмой из субботних или пятидесятый год назывался юбилейным. Все преимущества субботнего года принадлежали и юбилейному. Отличительные же преимущества собственно юбилейного года состояли в том, что рабы отпускались тогда на волю даже с семействами своими (Лев.25:39-42), хотя бы эти семейства приобретены были рабами уже в состоянии рабства; между тем как в субботний год рабы получали свободу только единолично, дети же их и жены, если они приобретены были уже в неволе, так и оставались во владении господ – до юбилейного года (Исх.21:2 и след...). Вторым наиважнейшим преимуществом юбилейного года было то, что проданные наследственные владения возвращались в сей год от купивших первоначальным законным владельцам без всякой платы и вознаграждения. Постановления сии были весьма важны и благодетельны в том отношении, что, во-первых, препятствовали смешению племен и исчезновению фамилий, в особенности же той фамилии, из которой должен был произойти Мессия; во-вторых они служили сильной преградой против жадности и корыстолюбия богачей и поддерживали некоторое равенство между частными владельцами; наконец, они внушали израильтянам, что земля обетованная принадлежала собственно Господу Богу, они же были у него только пользователями сего дара. «Моя земля, сказал Господь израильтянам, издав законы об юбилее, вы же пришельцы и поселенцы у меня» (Лев.25:23).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 8-19 И насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет; и воструби трубою в седьмой месяц, в десятый день месяца, в день очищения вострубите трубою по всей земле вашей; и освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя. Пятидесятый год да будет у вас юбилей: не сейте и не жните, что само вырастет на земле, и не снимайте ягод с необрезанных лоз ее, ибо это юбилей: священным да будет он для вас; с поля ешьте произведения ее. В юбилейный год возвратитесь каждый во владение свое. Если будешь продавать что ближнему твоему, или будешь покупать что у ближнего твоего, не обижайте друг друга; по расчислению лет после юбилея ты должен покупать у ближнего твоего, и по расчислению лет дохода он должен продавать тебе; если много остается лет, умножь цену; а если мало лет остается, уменьши цену, ибо известное число лет жатв он продает тебе. Не обижайте один другого; бойся Бога твоего, ибо Я Господь, Бог ваш. Исполняйте постановления Мои, и храните законы Мои и исполняйте их, и будете жить спокойно на земле; и будет земля давать плод свой, и будете есть досыта, и будете жить спокойно на ней
Как после 7 недель от Пасхи следовал 50-й день — праздник Пятидесятницы, так после 7 субботних годов должен был праздноваться 50-й, юбилейный год, евр. schat-hajobel или просто jobel (также schnat-deror, ст. 10, см. Иез XLVI:17; Ис LXI); LXX: ἐνιαυτὸς ἀφέσεως, год отпущения, слав.: оставления. По И. Флав. (Древн. III:12, 3) awbhl (греч. транскрипция евр. jobel) означает eleuqeria. Арабск. перев.: dimissio, Vulg.: remissio. Но это не есть точная передача собственного значения имени jobel. Последнее скорее (согласно с мнением Розенмюллера, Бэра, Кейля, Рима, Штаде-Зигфрида и др.) может обозначать (по соотношению с Исх XIX:13 и Нав VI:5–6) звуки труб (из бараньего рога сделанных), протяжные и разливающиеся во все стороны (гл. jabal — разливаться), звуки, какими по всей Палестине возвещалось народу наступление юбилейного года (название schnat-jobel, юбилейный год, посему вполне аналогично по смыслу с именем праздника 7-го новолуния, jom teruah, день трубного звука). Объявлялся юбилей в 10-й день месяца тисри оканчивающегося субботнего (49-го, ст. 8) года, т. е. в день очищения. Что юбилейный год был именно 50-м, а не 49-м, как полагали многие иудейские и христианские толкователи (из русских ученых — м. м. Филарет и Г. Властов), видно из прямого свидетельства текста ст. 10 и 11, где юбилейный год прямо называется 50-м, и из ст. 8, где 49-й год или 7-й субботний отличается от года юбилейного; то возражение сторонников противоположного взгляда, что при принимаемом нами счислении «были бы 2 года сряду пустования земли» (Властов), устраняется уже упомянутым указанием законодателя (ст. 21) на особое благословение Божие на урожай года предсубботнего.
Постановления об юбилейном годе, изложенные в 8–55 ст. данной главы, с дополнением Лев ХXVII:17–24 и Чис ХXXVI:4, сводятся в сущности к 3 привилегиям: 1) покой земли, как в год субботний (ст. 11–13); 2) возвращение недвижимых собственностей к их первоначальным владельцам (14–34), см. Лев XXVII:17–24; Чис ХХXVI:4); 3) возвращение свободы рабам-евреям (ст. 35–55). Как бы эпиграфом к этим законам, выражающим сущность их, служат слова ст. 10б: (да будет это у вас юбилей) «возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратится в племя свое».