Ветхий Завет:Быт.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Исх.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940Лев.123456789101112131415161718192021222324252627Чис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536Втор.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334Нав.123456789101112131415161718192021222324Суд.123456789101112131415161718192021Руф.12341Цар.123456789101112131415161718192021222324252627282930312Цар.1234567891011121314151617181920212223243Цар.123456789101112131415161718192021224Цар.123456789101112131415161718192021222324251Пар.12345678910111213141516171819202122232425262728292Пар.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435361Ездр.123456789102Ездр.123456789Неем.12345678910111213Тов.1234567891011121314Иудиф.12345678910111213141516Есф.123456789101Мак.123456789101112131415162Мак.1234567891011121314153Мак.1234567Иов.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142Пс.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151Притч.12345678910111213141516171819202122232425262728293031Еккл.123456789101112Песн.12345678Прем.12345678910111213141516171819Сир.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051Ис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566Иер.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152Плч.12345ПослИер.1Вар.12345Иез.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748Дан.1234567891011121314Ос.1234567891011121314Иоил.123Ам.123456789Авд.1Ион.1234Мих.1234567Наум.123Авв.123Соф.123Аг.12Зах.1234567891011121314Мал.12343Ездр.12345678910111213141516
Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, тогда земля должна покоиться в субботу Господню;

Прочие

Климент Александрийский, пресв. (†215)

Лев.25:2-7

Ст. 4-5 А в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай; что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и гроздов с необрезанных лоз твоих не снимай; да будет это год покоя земли.

Закон утверждает одновременно и правосудие, и благость Божию, которые всем доставляют пропитание в изобилии. Точно так же и сборщикам винограда возбраняется возвращаться за забытыми гроздьями или поднимать упавшие (Лев.19:9). В равной мере эта заповедь применима и к собирателям олив. Наконец, десятины с плодов и стад учили евреев благодарить Бога и стремиться не только к прибыли, но и уделять нечто ближнему. Я полагаю, что благодаря этим десятинам и начаткам получали пропитание священнослужители. Ясно, что закон учит благочестию, призывает уделять от наших благ, призывает к справедливости и милосердию. Не он ли повелевает на седьмой год оставлять поле запущенным, дабы бедняк мог безвозмездно пользоваться плодами, которыми Бог в тот год его покроет, ибо сама природа брала на себя в этот год обработку поля для тех, кому угодно было воспользоваться ее щедротами. Как же после этого отказывать закону в благости и утверждать, будто он не учит справедливости? Устанавливая таким образом срок пользования землей, закон ограничивает алчность тех, кто жаждет приобретений, и оказывает сострадание тем, кто был наказан долгой нуждой, и не желает, чтобы наказание это длилось всю их жизнь. 

Строматы

Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)

Лев.25:1-7

Ст.3-4.шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой, и собирай произведения их, а в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай;


В чем должно было состоять празднование субботнего года и какое значение этого празднования?

 
Как празднование и освящение обычных годовых и недельных праздников первее всего по закону должно было состоять в покое от дел, так и освящение субботнего и юбилейного годов должно состоять в том же. Но покой субботнего года простирался не только на людей, а и на диких животных и на неодушевленные произведения земли, в знак того, что вся тварь, невольно подчиняясь вместе с человеком «работе истления», имеет право участвовать с ним и в субботствовании, или «в свободе славы чад Божиих» (Рим.8:19-21). Таково значение покоя земли в субботний год. По преданиям раввинским, покой субботнего и юбилейного годов простирался у древних Евреев в Палестине и на диких зверей и птиц, так что и охотиться в эти годы за дичью было воспрещено (основание к тому см. Лев.25:7). Кроме того, в субботний год, с прекращением земледелия, давался отдых всем рабочим хлебопащцам, их рабам и домочадцам, а должникам делалась отсрочка в уплате долгов (Втор.15:1-2) и производилось чтение закона в праздник кущей (Втор.31:10-13). Все эти предписания закона указывают на религиозную цель празднования субботнего года, состоящую в том, чтобы верующий искал своего успокоения и наслаждения в Боге, в исполнении Его воли, выраженной в законе, и в братском общении со всеми членами Церкви, как братьями о Господе.

Откуда нужно было Евреям начинать летосчисление для определения субботних и юбилейных годов?

Так как исполнение постановлений относительно субботнего и юбилейного годов, по смыслу закона (Лев.25:2 и др.), могло начаться только со времени завладения Евреями землею обетованною; то и начало счисления годов для определения субботних и юбилейных годов должно последовать с года действительного обладания Евреями Палестиною, именно со времени вступления Евреев во владение землею Ханаанскою при Иисусе Навине. А начало каждого субботнего и юбилейного года полагалось с осени (мес. Тисри) предшествующего года, как это можно заключать из постановления о провозглашении начала юбилея в 10 день месяца седьмого (Лев.25:9)

Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные

протоиерей Михаил Херасков (†1901)

Законы о субботнем годе  (Лев.25:1-7)

Каждый седьмой год назывался субботним. Сей год имел по закону следующие четыре преимущества, в сравнении с обыкновенными годами. Во-первых, в сей год не должно было возделывать полей и все самородное в полях (так плодородна была земля обетованная!) назначалось в безразличное пользование, как людям (бедным и убогим), так и зверям (Исх.23:11). Во-вторых, заимодавцы должны были отпускать в субботний год все свои долги единоплеменникам (Втор.15:2-11); в-третьих, отпускались на волю рабы из евреев (Исх.21:2); в-четвертых, читан был публично пред всем народом закон Божий в праздник кущей (Втор.31:10-13). Сими законами с одной стороны давался отдых земле, дабы она не истощалась чрезмерно постоянным собиранием с нее плодов. А с другой стороны, прекращение земледельческих работ чрез каждые шесть лет, должно было быть как бы некоторой постоянной данью Господу Богу, верховному властителю земли, которому и посвящались, таким образом, все самородные плоды; Он же отдавал их в пользу бедных и убогих (Лев.25:6). Со своей стороны и Господь дал торжественное обещание, что в каждый год, предшествующий субботнему, такое будет плодородие в земле Ханаанской, что плодов сего года будет доставать на целые три года вперед (Лев.25:20-23). Сие постоянное чудо Божия Промысла должно было убеждать израильтян, что Господь непрерывно бодрствует над ними, точно так же, как и над отцами их в пустыне аравийской (см. 2Пар.36:21; Неем.10:311Мак.6:53).

Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-4 И сказал Господь Моисею на горе Синае, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, тогда земля должна покоиться в субботу Господню; шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой, и собирай произведения их, а в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай

Круг древнееврейских праздников (см. гл. XXIII), в которые израильтянин посвящал себя на служение Иегове, завершается двумя замечательными учреждениями, представляющими дальнейшее развитие идеи субботы: институтом субботнего и юбилейного года, когда служил Богу не только человек, но и сама земля, дарованная Иеговою во временное пользование и на условиях завета евреям. Первою, и самою характерною чертою субботнего года, называемого субботою Иеговы (ст. 2, 4), был покой земли, т. е. земля не возделывалась, не засевалась (ст. 4), виноградные и др. фруктовые деревья не обрезывались (ст. 5, ср. Исх ХХIII:11); из этого само собою следовало прекращение всех, связанных с земледелием (но не других) работ в год субботний. Таким образом, как у людей рабочею единицею времени является день, так в отношении к земле — год; и как у людей после 6-ти рабочих дней наступал 7-й день покоя и служения Иегове — суббота, так и земля после 6 лет севооборота и доставления плодов частным собственникам, делалась собственностью только Иеговы, праздновала тот священный покой, в который она была поставлена им при творении.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka