Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на Левит 25:35
Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою;
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Ст.39-43.Когда обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе, то не налагай на него работы рабской: он должен быть у тебя как наемник, как поселенец; до юбилейного года пусть работает у тебя, а тогда пусть отойдет он от тебя, сам и дети его с ним, и возвратится в племя свое, и вступит опять во владение отцов своих, потому что они – Мои рабы, которых Я вывел из земли Египетской: не должно продавать их, как продают рабов; не господствуй над ним с жестокостью и бойся Бога твоего.
Закон об освобождении рабов в юбилейный год чем отличается от закона о праве, предоставленном (см. Исх.21:2-4 и Втор.15:12-14) рабам Евреям уходить от своею хозяина в седьмой год своей работы?
По мнению одних, под седьмым годом, в который рабы имели право уходить от своего господина, нужно разуметь год субботний, и в таком случае юбилейный закон об освобождении рабов составляет только распространение такого же субботнего закона, состоящее в том, что в юбилей могли отходить на свободу вместе с рабами и их семейства, хотя бы приобретенные в состоянии рабства, чего в седьмой год не допускалось (Исх.21:4). По мнению других, седьмой год, в который по закону нужно отпускать рабов, не есть субботний, а вообще каждый седьмой год после шести лет работы, как прямо указывается на то в книгах Исход, Второзакония и в книге пророчеств Иеремии (Иер.34:14); а посему этот закон совершенно отличен от юбилейного закона об освобождении рабов. Отличие юбилейного закона об освобождении рабов состоит, во-первых, в том, что он имеет в виду всех рабов и рабынь из Евреев без иcключeния, как рабов, обязанных шестилетнею работою, так и рабов, по рождении и по приговору суда за долги (см. 4Цар.4:1 и Неем.5:5), а во-вторых, в том, что закон юбилейный вместе с возвращением рабам свободы возвращал им их поземельную недвижимую собственность, и таким образом восстанавливал все их гражданские права, как свободных членов своего рода.
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Георгий Константинович Властов (†1899)
36. не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; [Я Господь,] чтоб жил брат твой с тобою;
37. серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли.
Поддержи брата своего ... пришлец ли он или поселенец ... чтобы он жил с тобою ... не бери от него роста и прибыли ... Я Господь ... который вывел вас из земли Египетской. Здесь, по-видимому, указывается случай, когда Израильтянин продал уже свой участок и не имел где жить. Господь повелевает не отталкивать его, дать ему приют и не пользоваться его беспомощностью и нуждой, чтобы насчитывать на него проценты за вещи или деньги, ссужаемые ему, и не рассчитывать на прибыль в этом деле. И не только Израильтянину, но поселенцу и пришельцу бездомному и бесприютному приказано Господом также оказывать такую же помощь и не спекулировать на нищету и нужду его. Иноземцу (Втор. 23:20) можно было отдавать серебро за проценты, но здесь случай обнищавшего иноземца, к которому приказывается также быть милосердным, как к брату своему Израильтянину. В первом случае, это был обыкновенный коммерческий оборот, но в 36 стихе указан случай вымогательства у бедного. Повеления эти заканчиваются напоминанием, что Тот, Кто повелевает вам, это есть Тот, Который вас спас от рабства Египетского.
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Если Господь воспрещал израильтянам самовластно распоряжаться участками земли обетованной, поскольку это была его собственность, то еще более воспрещал им деспотизм и всякую жестокость по отношению к братьям своим. Ибо всех евреев Господь усвоял также себе и называл своими собственными рабами, которых Он вывел из земли Египетской (Лев.25:42). Посему не только не следовало обедневшего израильтянина покупать в рабы, но следовало поддержать его всеми средствами, даже не беря с него никаких процентов или прибыли. Если же пришлось бы кому-нибудь купить еврея, уже проданного в рабство; то предписывалось относиться к нему не как к рабу, а как только к наемнику – со всякой снисходительностью и в юбилейный год непременно отпустить его на волю, со всем его семейством.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 35-38 Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою; не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; чтоб жил брат твой с тобою; серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли. Я Господь, Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской, чтобы дать вам землю Ханаанскую, чтоб быть вашим Богом
Ст. 35-38 составляют как бы введение к статье об освобождении рабов-евреев и содержат: а) общее увещание к состраданию и милосердию в отношении обедневшего (и, по-видимому, лишившегося уже земельного участка своего) брата — не только коренного еврея, но и принятого в обществе израильское пришельца (ст. 35); б) частнее, воспрещается взимание с нуждающегося процентов (neschech) с ссужаемого капитала и всякого роста (tarbit) с долгов натурою (ст. 36–37); в) заповедь о милосердии к обедневшему закрепляется и утверждается авторитетом Иеговы, Бога Израиля, с выведения его из Египта ставшего в особенные отношения к этому народу (ст. 38).
См. также Толкование на Лев. 25:34