Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Левит 25:46
можете передавать их в наследство и сынам вашим по себе, как имение; вечно владейте ими, как рабами. А над братьями вашими, сынами Израилевыми, друг над другом, не господствуйте с жестокостью.
Прочие
- Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- протоиерей Михаил Херасков (†1901)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Димитрий Афанасьев, протоиерей (†1891)
Ст.39-43.Когда обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе, то не налагай на него работы рабской: он должен быть у тебя как наемник, как поселенец; до юбилейного года пусть работает у тебя, а тогда пусть отойдет он от тебя, сам и дети его с ним, и возвратится в племя свое, и вступит опять во владение отцов своих, потому что они – Мои рабы, которых Я вывел из земли Египетской: не должно продавать их, как продают рабов; не господствуй над ним с жестокостью и бойся Бога твоего.
Закон об освобождении рабов в юбилейный год чем отличается от закона о праве, предоставленном (см. Исх.21:2-4 и Втор.15:12-14) рабам Евреям уходить от своею хозяина в седьмой год своей работы?
По мнению одних, под седьмым годом, в который рабы имели право уходить от своего господина, нужно разуметь год субботний, и в таком случае юбилейный закон об освобождении рабов составляет только распространение такого же субботнего закона, состоящее в том, что в юбилей могли отходить на свободу вместе с рабами и их семейства, хотя бы приобретенные в состоянии рабства, чего в седьмой год не допускалось (Исх.21:4). По мнению других, седьмой год, в который по закону нужно отпускать рабов, не есть субботний, а вообще каждый седьмой год после шести лет работы, как прямо указывается на то в книгах Исход, Второзакония и в книге пророчеств Иеремии (Иер.34:14); а посему этот закон совершенно отличен от юбилейного закона об освобождении рабов. Отличие юбилейного закона об освобождении рабов состоит, во-первых, в том, что он имеет в виду всех рабов и рабынь из Евреев без иcключeния, как рабов, обязанных шестилетнею работою, так и рабов, по рождении и по приговору суда за долги (см. 4Цар.4:1 и Неем.5:5), а во-вторых, в том, что закон юбилейный вместе с возвращением рабам свободы возвращал им их поземельную недвижимую собственность, и таким образом восстанавливал все их гражданские права, как свободных членов своего рода.
Учебное руководство по предмету Священного Писания. Книги законоположительные
Георгий Константинович Властов (†1899)
Мы видим, что раб, купленный за серебро (Исх. 12:44), обрезанный, мог есть Пасху. Покупка рабов иноплеменных, покупаемых на общем основании этого рода сделок, в древнем мире не представляла ничего выходящего из ряда обыкновенных явлений древней цивилизации; но необыкновенное в законе, преподанном Израилю, было то, что раб делался членом семьи и участвовал в торжественнейших обрядах семьи своего хозяина. Мы постоянно указываем на это передовое по времени развитие этой семьи человеческого рода, которая не исполнила по жестокосердию того призвания для всего человечества, к которому готовил его Господь. «И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим» (говорит Господь). «Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикия ягоды»? (Ис. 5:3-4).
протоиерей Михаил Херасков (†1901)
Рабов позволено было покупать только у соседних народов или у поселенцев языческих, и владеть ими вечно, как собственностью; ибо заповедь о любви к ближнему еще не возвышалась в ветхом Завете до любви христианской.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 44-46 А чтобы раб твой и рабыня твоя были у тебя, то покупайте себе раба и рабыню у народов, которые вокруг вас; также и из детей поселенцев, поселившихся у вас, можете покупать, и из племени их, которое у вас, которое у них родилось в земле вашей, и они могут быть вашей собственностью; можете передавать их в наследство и сынам вашим по себе, как имение; вечно владейте ими, как рабами. А над братьями вашими, сынами Израилевыми, друг над другом, не господствуйте с жестокостью
На чуждых Израилю и его верованиям иностранцев закон об отпущении рабов не распространялся; их евреям предоставлено было покупать у соседних народов и чужеземцев и притом навсегда (вечно, leolam), с правом передачи в наследство детям (ст. 44–46).